Тема 1. Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения
Педагогическое проектирование структуры уроков с позиций компетентностного подхода в образовании. Формирование ключевых компетентностей обучающихся на разных этапах урока. Возможности реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы.
Самостоятельная работа
Разработка комплекса «Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения» - урок, мониторинг, методические рекомендации.
Тема 2. Подготовка к презентации и публикации уроков на основе компетентностного подхода
Способы оформления материалов к печати, нормы и требования. Способы обобщения собственного опыта деятельности через известные формы: разработки уроков, методические рекомендации, педагогические идеи. Оформление сносок и библиографии.
Самостоятельная работа
Оформление опыта практической деятельности педагогов. Составление методических рекомендаций по формированию ключевых компетентностей обучающихся на уроках в начальной школе.
Тема 3. Анализ уроков, разработанных на основе компетентностного подхода
Обсуждение уроков. Подведение итогов работы. Пути и перспективы дальнейшей работы. Педагогическая рефлексия. Построение индивидуального образовательного маршрута педагога по формированию ключевых компетентностей младших школьников в образовательном процессе.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГА
(по Н.П. Мурзиной)
Показатели эффективности деятельности педагога по освоению программы | Оценка в баллах | ||
1. Уровень знаний: | |||
- компетентностный подход в образовании | |||
- возрастные и психологические особенности младших школьников | |||
- компетенции и компетентности, виды компетентностей | |||
- ключевые компетентности | |||
2. Способы репродуктивной деятельности: | |||
- умение планировать свою деятельность в соответствии с целями | |||
- умение организовывать свою деятельность | |||
- умение проводить диагностику и обрабатывать полученные диагностические данные | |||
- умение разрабатывать контрольные материалы по проверке сформированности ключевых компетентностей младших школьников | |||
3. Способы продуктивной деятельности: | |||
- выбор оптимальных способов обучения с учетом готовности к инновационной деятельности | |||
- умение проводить проблемный анализ результатов освоения программы ПК | |||
- умение разрабатывать практические рекомендации по созданию комплекса «Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения» | |||
4. Эмоционально-ценностное отношение к освоению программы: | |||
Мотивационная готовность к инновационной деятельности: | |||
- внешние мотивы (развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образования учащихся) | |||
- внутренние мотивы (реализация творческих возможностей, стремление к самообразованию и самосовершенствованию) |
Уровни освоения программы:
42-27 баллов – педагог реализует программу.
28-13 баллов – педагог готов к реализации программы (применяет приемы, методы, способы работы, но иногда нужна помощь).
14 и менее баллов – испытывает трудности в реализации программы (не готов к реализации).
Литература
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
2. Бермус А.Г., Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // «Высшее образование сегодня». 2003. № 5.
4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал "Эйдос". 2006. 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - Омск: ОмГПУ, 2003.
6. Компетентностный подход как новое качество образования. – М., 2002.
7. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: Учебно-методическое пособие. - Омск: ОмГПУ, 2004.
8. Методическая деятельность. Словарь-справочник // Науч. Ред. Е.В. Титовой. – Л.,1991.
9. Мурзина Н.П. Методическое обеспечение внедрения инновационного содержания образования в школьную практику (на примере УМК «Школа 2100» и «Школа 2000»): Научно-практическое пособие. – Омск: ОмГПУ, 2005.
10. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М., 2001.
11. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции.- Красноярск, 2003.
12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.- М.:КОГИТО- Центр, 2002.
13. Селевко П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
14. Современный словарь по педагогике. /Составитель Рапацевич Е.С. – М.: Современное слово,2001.
15. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап становления содержания образования// Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.
16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. – www.eidos.ru/news/compet.htm
17. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
18. Чекалева Н.В. Компетентностный подход – ведущая идея образования.// Образование Омской области. 2003. № 1. с.30-31.
19. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm
Литература для дополнительного изучения
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс творческого саморазвития. – Казань.
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., Просвещение, 1987.
3. Болотник Л.В., Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.
4. Ворожищева Н.Н. Готовность педагогов к инновациям. Методические рекомендации для диагностики и анализа. – Омск: МИДЕА, 2002.
5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии. – М., 2001.
6. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., Знание, 1980.
7. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (Актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы. – СПб.: Петроградский и К, 1995.
8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2001.
9. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологии. - М., 2001.
10. Лаврикова Т.В. Педагогика личности. Часть 3. Педагогическая практика личностной ориентации: Учебное пособие. – Воронеж, 1998.
11. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации.- Воронеж, 1998.
12. Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов. Дисс. …канд. психол. наук. – М., 2000.
13. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград , 2001.
14. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". 2004. 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm
Тезаурус курса
Компетентность – интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их
Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах на основе своих возможностей, что выражается в развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Содержание данной компетенции составляют правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, правила безопасной жизнедеятельности.
Информационная компетенция формируется при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер и пр.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). В ее структуру входят умения и навыки учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Общекультурная компетенция включает осведомленность учащегося об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения учащимся научной картины мира.
Социально-трудовая компетенция характеризуется владением знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входит умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокупностью компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общенаучной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами учащегося, его умением ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция способствует самоопределению учащегося в ситуациях учебной деятельности, определяя его индивидуальную образовательную траекторию и программу жизнедеятельности в целом.