Тема 1. Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения

Педагогическое проектирование структуры уроков с позиций компетентностного подхода в образовании. Формирование ключевых компетентностей обучающихся на разных этапах урока. Возможности реализации компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы.

Самостоятельная работа

Разработка комплекса «Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения» - урок, мониторинг, методические рекомендации.

Тема 2. Подготовка к презентации и публикации уроков на основе компетентностного подхода

Способы оформления материалов к печати, нормы и требования. Способы обобщения собственного опыта деятельности через известные формы: разработки уроков, методические рекомендации, педагогические идеи. Оформление сносок и библиографии.

Самостоятельная работа

Оформление опыта практической деятельности педагогов. Составление методических рекомендаций по формированию ключевых компетентностей обучающихся на уроках в начальной школе.

Тема 3. Анализ уроков, разработанных на основе компетентностного подхода

Обсуждение уроков. Подведение итогов работы. Пути и перспективы дальнейшей работы. Педагогическая рефлексия. Построение индивидуального образовательного маршрута педагога по формированию ключевых компетентностей младших школьников в образовательном процессе.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГА

(по Н.П. Мурзиной)

Показатели эффективности деятельности педагога по освоению программы Оценка в баллах
1. Уровень знаний:      
- компетентностный подход в образовании      
- возрастные и психологические особенности младших школьников      
- компетенции и компетентности, виды компетентностей      
- ключевые компетентности      
2. Способы репродуктивной деятельности:      
- умение планировать свою деятельность в соответствии с целями      
- умение организовывать свою деятельность      
- умение проводить диагностику и обрабатывать полученные диагностические данные      
- умение разрабатывать контрольные материалы по проверке сформированности ключевых компетентностей младших школьников      
3. Способы продуктивной деятельности:      
- выбор оптимальных способов обучения с учетом готовности к инновационной деятельности      
- умение проводить проблемный анализ результатов освоения программы ПК      
- умение разрабатывать практические рекомендации по созданию комплекса «Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения»      
4. Эмоционально-ценностное отношение к освоению программы:      
Мотивационная готовность к инновационной деятельности:      
- внешние мотивы (развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образования учащихся)      
- внутренние мотивы (реализация творческих возможностей, стремление к самообразованию и самосовершенствованию)      

Уровни освоения программы:

42-27 баллов – педагог реализует программу.

28-13 баллов – педагог готов к реализации программы (применяет приемы, методы, способы работы, но иногда нужна помощь).

14 и менее баллов – испытывает трудности в реализации программы (не готов к реализации).

Литература

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

2. Бермус А.Г., Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // «Высшее образование сегодня». 2003. № 5.

4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал "Эйдос". 2006. 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - Омск: ОмГПУ, 2003.

6. Компетентностный подход как новое качество образования. – М., 2002.

7. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: Учебно-методическое пособие. - Омск: ОмГПУ, 2004.

8. Методическая деятельность. Словарь-справочник // Науч. Ред. Е.В. Титовой. – Л.,1991.

9. Мурзина Н.П. Методическое обеспечение внедрения инновационного содержания образования в школьную практику (на примере УМК «Школа 2100» и «Школа 2000»): Научно-практическое пособие. – Омск: ОмГПУ, 2005.

10. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М., 2001.

11. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции.- Красноярск, 2003.

12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.- М.:КОГИТО- Центр, 2002.

13. Селевко П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

14. Современный словарь по педагогике. /Составитель Рапацевич Е.С. – М.: Современное слово,2001.

15. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап становления содержания образования// Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. – www.eidos.ru/news/compet.htm

17. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

18. Чекалева Н.В. Компетентностный подход – ведущая идея образования.// Образование Омской области. 2003. № 1. с.30-31.

19. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm

Литература для дополнительного изучения

1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс творческого саморазвития. – Казань.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., Просвещение, 1987.

3. Болотник Л.В., Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.

4. Ворожищева Н.Н. Готовность педагогов к инновациям. Методические рекомендации для диагностики и анализа. – Омск: МИДЕА, 2002.

5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии. – М., 2001.

6. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., Знание, 1980.

7. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (Актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы. – СПб.: Петроградский и К, 1995.

8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2001.

9. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепции до технологии. - М., 2001.

10. Лаврикова Т.В. Педагогика личности. Часть 3. Педагогическая практика личностной ориентации: Учебное пособие. – Воронеж, 1998.

11. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации.- Воронеж, 1998.

12. Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов. Дисс. …канд. психол. наук. – М., 2000.

13. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград , 2001.

14. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". 2004. 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm

Тезаурус курса

Компетентность – интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их

Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Компетенция личностного самосовершенствования направле­на на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных инте­ресах на основе своих возможностей, что выражается в развитии не­обходимых современному человеку личностных качеств, формирова­нии психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Содержание данной компетенции составляют правила личной гигие­ны, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, правила безопасной жизнедеятельности.

Информационная компетенция формируется при помощи ре­альных объектов (телевизор, телефон, компьютер и пр.) и информа­ционных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). В ее структуру входят умения и навыки учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отби­рать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Общекультурная компетенция включает осведомленность уча­щегося об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, опыт освоения учащимся научной картины мира.

Социально-трудовая компетенция характеризуется владением знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, произво­дителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входит умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокуп­ностью компетенций учащегося в сфере самостоятельной познава­тельной деятельности, включающей элементы логической, методоло­гической, общенаучной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения органи­зации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооцен­ки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетен­ции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами учащегося, его умением ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, прини­мать решения. Данная компетенция способствует самоопределе­нию учащегося в ситуациях учебной деятельности, определяя его индивидуальную образовательную траекторию и программу жиз­недеятельности в целом.


Наши рекомендации