Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий
- Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.
- Пригласить одного из Волшебников.
- Преобразовать объект или его часть.
- Составить фантастический рассказ.
10 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"
Цели:
- обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;
- учить выводить мораль из составленного текста сказки.
Базовая информация
Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. ПР: лужайка около леса.
Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. ПР: елка, лужа, прутик, трава, цветы…. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…
Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. ПР: в лужу упал мяч.
Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю.
Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств.
Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.
Методика работы с детьми
- Предложить детям сочинить сказку по картине.
- Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.
- Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
- Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
- Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
- Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.
- Обсуждение мнения каждого героя.
- Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
- Придумывание названия сказки.
Например:
"История на лужайке"
"На одной лужайке около леса жили-были болтливые Цветы, равнодушная Трава, Прутик- труженик и грязнуля Лужа. Вдали росла очень умная Елочка. Она смотрела кругом и много думала.
Цветы все время говорили что-то, их равнодушно слушали Травинки. Прутику некогда было слушать болтовню Цветов, потому что он все время находил какое-то дело. Грязная-прегрязная Лужа смотрела на все и радовалась своей грязи. Мудрая Елочка думала свои умные мысли и молчала. Так они и жили.
Однажды в Лужу упал красивый резиновый Мяч. Он сразу испачкался. "Ура! - закричала Лужа, - он тоже стал таким же грязным как я!"
"А нам все равно, что Мяч в Лужу прыгнул. Главное, чтобы к нам не попал!", - сказала равнодушная Трава.
Цветы не переставали болтать и говорили всякую чепуху.
Никто не посочувствовал Мячику, кроме Прутика. Он стал быстро-быстро разгонять воду, и Мячик к краю Лужи стал подплывать.
Елочка все это видела издалека и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог Мячу из Лужи выбраться, ведь она знала: "Помогаешь другому в беде, и тебе помогут!"
Советы педагогам
- Следует уточнить знания детей о разнообразных нравственных качествах и чертах характера человека, затем обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства.
- Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации.
- При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера).
- От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному сочинительству.
- При коллективном сочинении каждому ребенку предлагается придумать собственное название сказки и сообщить его педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий.
- По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие.