Первая глава курсовой работы (теоретическая часть)
Теоретическая часть курсовой работы представлена одной главой, разделенной на параграфы. Глава и параграфы должны иметь названия, указывающие на их содержание, в соответствии с темой и логикой работы. В наименовании не может звучать словосочетание «теоретическая часть».
В теоретической главе исследования излагается история и основные подходы к исследованию проблемы, анализируются работы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, раскрывается сущность и особенности объекта и предмета исследования, факторы, условия и основные закономерности развития и проявления, групповые и индивидуальные особенности, типологии и классификации. Основное внимание в теоретической главе уделяется анализу научных теорий.
Не следует строить теоретический анализ проблемы только на основе научно-популярной литературы или журнальных и газетных статей, поскольку эти источники могут дать лишь обобщенную, поверхностную, не всегда объективную информацию.
Недопустим компилятивный характер работы, не следует злоупотреблять цитатами. Рекомендуется основную часть теоретического обзора уделить самостоятельному сопоставлению источников.
Каждая глава и каждый параграф обязательно должны завершаться обобщением представленного материала и проведенного анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов.
3.3. Вторая глава работыимеет свое название, делится на параграфы и включает следующие разделы:
- организация и методы диагностического исследования,
- результаты первичной диагностики, их анализ
- педагогический проект или комплекс занятий.
В первом параграфе «Организация и методы исследования» приводится описание этапов и методик исследования, дается характеристика выборки исследования (количество человек, состав по полу, возрасту, стажу и т. д.), указывается место и время проведения исследования.
Особое внимание следует уделить обоснованию выбора и описанию методов и методик эмпирического исследования с точки зрения их значения, возможностей, апробированности, адресования по возрасту, удобства применения. Неверно выбранные методы исследования, использование нестандартизированных, неапробированных методик препятствует получению объективных надежных данных.
Информация, полученная об объекте и предмете исследования, называется данными исследования.
Второй параграф посвящают представлению и описанию результатов диагностики, их обсуждению и интерпретации.
Основными формами представления данных являются: текст, таблицы, рисунки (графики, диаграммы).
Таблицы, с первичными, «сырыми» данными, характеризующими отдельных испытуемых, размещают в приложениях. В тексте основной работы помещают лишь таблицы, содержащие обобщенные, прошедшие хотя бы первичный анализ данные. Представление материала в виде таблицы в тексте курсовой должно быть оправдано. Иногда текстовое представление того же материала может оказаться более простым и доступным для восприятия.
Данные исследования могут быть представлены и в графической (иллюстрации) и символической (формулы, знаки) форме, чтобы облегчить понимание полученных и представленных данных.
Третий параграф посвящают описанию педагогического проекта, в структуре которого должны быть следующие компоненты:
§ актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
§ цель проекта;
§ задачи проекта;
§ участники проекта;
§ тип проекта;
§ принципы определения содержания проекта;
§ условия реализации проекта;
§ прогнозируемые (ожидаемые) результаты;
§ тематический план;
§ основное содержание (цель и краткое описание каждого мероприятия);
§ список рекомендуемой литературы.
Вторая глава завершается выводами о возможности использования разработанного студентом педагогического проекта (комплекса занятий, методики и пр.).
Заключение
Заключение необходимо для общей характеристики и подведения итогов выполненной работы. В краткой форме отмечаются проблема исследования, цель работы, последовательно предпринятые действия.
Выводы формулируются по результатам первой и второй глав исследования. Пронумерованные выводы должны быть краткими, доказательными, убедительными. Объяснения приводимых итогов работы в этой части работы излишни, не допускаются и ссылки на литературные источники, работы других авторов.
Последовательность представления выводов работы определяется общей логикой проведенной и представляемой работы, а также последовательностью постановки задач исследования. Каждая поставленная задача обязательно должна иметь заключение о результате ее решения.
Список литературы
Список литературы дает представление о глубине и содержательности подходов к рассмотрению темы исследования. Он должен включать библиографическое описание действительно использованных при написании курсовой работы источников.
Не следует включать в этот список учебники, учебные пособия, справочную литературу (словари, энциклопедии), научно-популярные издания, газеты. Если указания на справочную литературу необходимо или существенно, его оформляют в виде подстрочных ссылок в тексте работы. Если в работе использовались материалы из Интернета, то необходимо ссылаться не только на автора, названия его статьи, но и на сайт, где размещена эта информация.
Библиографический список курсовой работы должен содержать не менее 15 источников.
Приложения
В приложениях к курсовой работе помещаются конспекты мероприятий из педагогического проекта (2-3 конспекта), материалы дополнительного характера. Они облегчают понимание текста работы, подтверждают достоверность приводимых данных и формулируемых выводов.
Приложения могут содержать тексты как разработанных студентом, так и заимствованных, но нестандартизированных или малоизвестных опросников, использованных для сбора данных. Не следует помещать в приложения объемные текстовые материалы, пытаясь сократить объем курсовой работы.