Психологического климата в коллективе
Психологический климат рассматривается как составляющая трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Данная методика позволяет диагностировать каждый компонент в отдельности и сделать общий вывод о психологическом климате в конкретном классном коллективе.
(При обработке результатов исследования воспользуйтесь Приложением 2).
Текст методики
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы согласны в большей степени?
а) большинство членов нашего классного коллектива – доброжелательные и отзывчивые люди;
б) в нашем коллективе есть разные люди;
в) большинство моих одноклассников - люди малоприятные.
2. Считаете ли Вы, что хорошо, когда все ученики класса живут недалеко друг от друга?
а) нет, конечно;
б) скорее нет, чем да;
в) не знаю, не задумывался об этом;
г) скорее да, чем нет;
д) да, конечно.
3. Как Вам кажется могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:
А. Деловых качеств большинства Ваших одноклассников?
а) да;
б) пожалуй, да;
в) не знаю, не задумывался над этим;
г) пожалуй, нет;
д) да, конечно.
Б. Личных качеств большинства Ваших одноклассников?
а) да;
б) пожалуй, да;
в) не знаю, не задумывался над этим;
г) пожалуй, нет;
д) да, конечно.
Ниже представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует классный коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – классный коллектив, который Вам очень не нравится. Выберите цифру, которая соответствует Вашему классному коллективу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. Если бы у Вашего класса появилась возможность провести каникулы вместе с одноклассниками (например, пойти в поход), как бы Вы к этому отнеслись?
а) это меня бы вполне устроило;
б) не знаю, не задумывался над этим;
в) это меня бы совершенно не устроило.
5. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве Ваших одноклассников, с кем они охотно общаются во внеурочное время?
а) нет, не мог бы;
б) нет, могу сказать, не задумывался над этим;
в) да, мог бы.
6. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе?
Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр Вы отнесли бы свой классный коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
7. Как Вы думаете, после окончания школы захотите ли Вы поддерживать отношения со своими одноклассниками?
а) да, конечно;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет, конечно.
Выводы: __________________________________________________________________________
Баллы за задание № II.2
Оценивается полнота описания по приведенной схеме, интерпретация результатов.
Методист по психологии (максимальное количество баллов – 5) ____________________________________________
количество баллов подпись
Недели педпрактики
Задание №II.3. Анализ проведенного урока
Проанализируйте один из проведенных Вами уроков письменно по схеме (см. Приложение № 3) Конспект этого урока и его анализ оформить на отдельных листах и приложить к Дневнику.
Баллы за задание № II.3
Оценивается полнота, глубина и аргументированность утверждений.
Методист по психологии (максимальное количество баллов – 5) ____________________________________________
количество баллов подпись
Общее количество баллов по психологии
______________________________________________
количество баллов подпись методиста по психологии
Отзыв методиста по психологии по посещённым урокам, проведённым студентом-практикантом (с указанием даты урока)
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Характеристика работы студента методистом по психологии
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Методист по психологии ___________________________
Ф.И.О., подпись
III. Методическая часть
Информация о студенте
Фамилия, имя, отчество:
Группа:
Факультет:
База практики (по приказу):
Класс:
Задание №III.1. Беседа с учителем по предмету Вашего профиля
Вам необходимо побеседовать с методистом по предмету, учителем по Вашему предмету преподавания и получить нужную для себя информацию о программах, учебниках, по которым работает учитель, о применяемых им технологиях, методах. В беседе с учителем выясните:
1. По каким программам и учебным планам работает учитель данного класса, какие учебные комплексы он использует? __________________________________
__________________________________
2. Ознакомьтесь с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. Сколько часов в неделю в различных классах выделяется на изучение Вашего предмета? ___________________________________________________
___________________________________
3. Ознакомьтесь с программой по Вашему предмету. Выявите решаемые учителем задачи при изучении предмета.
___________________________________
___________________________________
4. На какие особенности класса и отдельных учеников учитель опирается при выборе форм и методов обучения?
___________________________________
___________________________________
5. Ознакомьтесь с системой контроля знаний и умений. Какие формы и методы контроля предпочитает учитель? Как осуществляется их оптимальный выбор? ________________________________________________________________
____________________________________
6. Ознакомьтесь с дидактическими материалами, используемыми учителем в процессе контроля (тестовые задания, тексты контрольных работ и т.п.). Приведите примеры. _________________________________________________
____________________________________
7. Проанализируйте полученные сведения. Что Вам необходимо учесть в своей работе в качестве практиканта? ______
____________________________________
Баллы за задание № III.1
Оценивается полнота, глубина и аргументированность утверждений.
Методист по предмету (максимальное количество баллов –3) ______________________________________________
количество баллов подпись
Задание №III.2. Планирование учебной работы и проведение уроков по предмету
Вы ознакомились с календарно-тематическим планом работы учителя по предмету. На основе календарно-тематического плана работы и по согласованию с учителем, определите какие уроки (не менее 6 уроков) будете проводить Вы в период педагогической практики. За каждый проведённый урок максимальное количество баллов 5.
Заполняйте таблицу по мере проведения уроков.
№ урока | Дата | Тема урока | Число часов | Балл за урок и подпись методиста и/или учителя |
. .2016 | ||||
. .2016 | ||||
. .2016 | ||||
. .2016 | ||||
. .2016 | ||||
. .2016 | ||||
Баллы за задание № III.2
Методист по предмету (максимальное количество баллов – 30) ___________________________________________
количество баллов подпись
Задание №III.3. Анализ проведенного урока
Проанализируйте один из проведенных Вами уроков письменно по схеме (см. Приложение 3). Конспект
этого урока и его анализ оформить на отдельных листах и вложить в Дневник.
Баллы за задание № III.3
Оцениваются полнота, глубина и аргументированность утверждений.
Методист по предмету (максимальное количество баллов – 7) ______________________________________________
количество баллов подпись
Задание №III.4. Внеклассная работа по Вашему предмету
1. Как учитель-предметник Вы должны ознакомиться с состоянием кабинета по Вашему предмету и указать:
· оформление кабинета ______________
· имеющиеся в кабинете средства обучения (дидактические материалы, наглядные и специальные пособия, традиционные и современные технические средства обучения) ________________________________________________
· соответствует ли оформление и оборудование кабинета требованиям образовательного стандарта? ____________
2. Из беседы с учителем-предметником выясните:
· какая внеклассная работа по Вашему предмету проводится (кружок, предметные недели, вечера и т.п.) ________
· познакомьтесь с планом работы кружка (или других внеурочных занятий), выпишите понравившиеся Вам формы работы ___________________________
3. По согласованию с учителем-предметником, а также с учетом собранной о классе информации и анализа своих возможностей определите 1 (одно) внеклассное мероприятие по Вашему предмету (заседание кружка, предметная олимпиада, экскурсия, вечер, беседа и т.п.), которое Вы должны подготовить и провести.Определите цели, поставьте задачи, продумайте содержание деятельности
Заполните приведенную таблицу.
Название мероприятия ______________
Цели и задачи мероприятия | Подготовительная работа |
Приложите к Дневнику конспект проведённого внеклассного мероприятия по предмету.
Баллы за задание № III.4
Оцениваются полнота описания (пункты 1-2), постановка и обоснование целей, оформление конспекта, качество проведения внеклассного мероприятия по предмету, активизация класса в процессе мероприятия.
Методист по предмету (максимальное количество баллов – 10)_______________________________________________
количество баллов подпись