Шкала самооценки мотивации одобрения
Инструкция.Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «Да», если же оно неверно, то – «Нет».
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ для обработки результатов опроса:
ответы «Да» – на вопросы 1, 2,- 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20;
ответы «Нет» – на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
ТЕСТ-ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ
ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИЯХ
(Ю. М. Орлов)
Тест-опросник для измерения потребности (ОИД) личности направлен на измерение выраженности потребности в достижениях. Инструмент можно использовать для исследования влияния потребности в достижениях на эффективность деятельности.
Список пунктов опросника:
№ | Утверждения | Ключ1* | Валидность2* | Надежность3* | |||||||||||
п/п | |||||||||||||||
Думаю, что успех в жизни | Да | 0,41 | 0,42 | ||||||||||||
зависит больше от расчета, | |||||||||||||||
чем от случая | |||||||||||||||
Если я лишусь любимого | Да | 0,43 | 0,39 | ||||||||||||
занятия, жизнь потеряет | |||||||||||||||
для меня смысл | |||||||||||||||
Для меня в любом деле | Нет | 0,50 | 0,29 | ||||||||||||
важнее процесс исполнения, | |||||||||||||||
чем его конечный результат | |||||||||||||||
Считаю, что люди больше | Нет | 0,41 | 0,30 | ||||||||||||
страдают от, неудач в работе, | |||||||||||||||
чем от плохих взаимоотношений с близкими | |||||||||||||||
По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими | Нет | 0,56 | 0,41 | ||||||||||||
Если даже есть возможность и я уверен, что никто этого не заметит, я не могу пройти в кино без билета | Нет | 0,46 | 0,31 | ||||||||||||
В жизни у меня было больше успехов, чем неудач | Да | 0,70 | 0,32 | ||||||||||||
Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные | Да | 0,63 | 0,46 | ||||||||||||
Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы | Да | 0,51 | 0,25 | ||||||||||||
Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности | Нет | 0,44 | 0,38 | ||||||||||||
Мои родители считали меня ленивым ребенком | Нет | 0,54 | 0,30 | ||||||||||||
Думаю, что в моих неудачах скорее повинен я сам, а не обстоятельства | Нет | 0,54 | 0,25 | ||||||||||||
Мои родители строго контролировали меня | Нет | 0,63 | 0,56 | ||||||||||||
Терпения во мне больше, чем способностей | Нет | 0,52 | 0,29 | ||||||||||||
Лень, а не сомнение в успехе, вынуждает меня часто отказываться от своих намерений | Да | 0,58 | 0,37 | ||||||||||||
Думаю, что я – уверенный в себе человек | Нет | 0,50 | 0,15 | ||||||||||||
Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу | Да | 0,55 | 0,44 | ||||||||||||
Я – не усердный человек | Нет | 0,41 | 0,20 | ||||||||||||
Когда все идет гладко, моя энергия усиливается | Да | 0,51 | 0,36 | ||||||||||||
Если бы я работал в газете, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях | Да | 0,64 | 0,40 | ||||||||||||
Мои близкие обычно не | Нет | 0,28 | 0,34 | ||||||||||||
разделяют моих планов | |||||||||||||||
Уровень моих требований | Да | 0,49 | 0,24 | ||||||||||||
к жизни ниже, чем у моих | |||||||||||||||
товарищей | |||||||||||||||
Я настойчив в достижении | Да | 0,68 | 0,33 | ||||||||||||
своих целей | |||||||||||||||
1* Ключ «Да» соответствует положительной корреляции утверждения с критерием, «Нет» – отрицательной.
2* В высокой группе было 46 человек, в низкой – 58. Испытуемыми были студенты 2-го курса МГПИ.
3* Объем выборки при оценке внутренней согласованности N-716. Все коэффициенты корреляции статически значимы.
Тестовые итоги. Ниже приведена табл. 27 для преобразования «сырого» индивидуального балла в деления шкалы «С» со средней арифметической х = 5,0 и средним квадратическим отклонением S = 2,0.
Таблица 27
Преобразование «сырого» индивидуального балла в деления шкалы «С»
Шкала | % | Процентили | «Сырой» балл |
0,9 | 0,3 | 0–4 | |
2,8 | 1,2 | 5–7 | |
6,6 | 4,0 | ||
12,1 | 10,6 | ||
17,4 | 22,7 | ||
19,8 | 40,1 | 11–12 | |
17,4 | 59,9 | ||
12,1 | 77,3 | ||
6,6 | 89,4 | ||
2,8 | 96,0 | 16–17 | |
0,9 | 98,8 | 18–23 |
Средний балл М = 12,6.
Среднее квадратическое отклонение S = 2,51.
Число испытуемых N = 716.
Распределение ненормально, скошено влево.
Размах индивидуального балла от 5 до 20.
Нормализация осуществлена для шкалы «С» со средней арифметической «5» и средним квадратическим отклонением «2».
Процедура преобразования индивидуального балла в нормальную шкалу: например, если испытуемый получил 6 баллов, то ему приписывается балл 1 по шкале С. Если же испытуемый получил 13 баллов, то ему приписывается балл 6 по шкале С. Во втором столбце таб. 27 дано ожидаемое процентное распределение баллов по шкале С, а в третьем столбце – процентили, показывающие процент испытуемых, которые должны иметь балл ниже, чем 5, а 19,8% имеют балл 5.
ТЕСТ-ОПРОСНИК ИЗМЕРЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
(Модификация mecm-опросника А. Мехрабиана М. Ш. Магомед-Эминовым)
Тест-опросник для измерения мотивации достижения (ТМД) предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма «А») и женскую (форма «Б»).
Инструкция.Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+ 3 – полностью согласен
+ 2 – согласен
+ 1 – скорее согласен, чем несогласен
0 – нейтрален
– 1 – скорее несогласен, чем согласен
– 2 – несогласен
– 3 – полностью несогласен
Прочтите утверждение текста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия ( + 3, +2, +1, 0, –1, –2, –3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание. При обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!
Текст опросника (форма «А»):
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
5. Если бы у меня что-то на выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для мня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.
13. В свободное от работы время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
17. Я предпочитаю работать не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошей оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем, когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.
31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Текст опросника (форма «Б»):
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.
14. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость, успехи.
16. В новых, неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.
18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили бы устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем это сделал бы кто-нибудь другой.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.
27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.