Подтверди, скорректируй, опровергни идеи.
По итогам бесед с экспертами, коллегами-журналистами, а так же по итогам изучения уже опубликованных на эту тему материалов (пункт 1), организуются интервью с другими экспертами. Желательно, как и в пункте 2, личное общение, но здесь уже допустим телефонный разговор, либо общение по e-mail. Чем больше интервьюируемых на данном этапе, тем лучше. Но их не должно быть меньше десяти, это минимум.
Главная цель этого этапа – проверка идей, которые родились на 1-ом и 2-ом этапах. Хорошо, если идеи будут подтверждаться. Еще лучше, если идеи будут опровергаться, что дает интригу, а интрига всегда должна быть в материале. Собеседники должны быть самыми разноплановыми. Как-то:
● операторы того или иного рынка, причем не только мощные, но и малоизвестные или середнячки – зачастую именно малоизвестные операторы дают информацию, которую уже потом вынуждены комментировать крупные операторы рынка;
● если есть конкуренты/враги, с ними нужно говорить в первую очередь, причем не скрывая того факта, что планируешь говорить с противоположной стороной;
● чиновники/представители госструктур, влияющие на ситуацию на том или ином рынке;
● исследовательские структуры, научные организации;
● исследователи, авторы книг на данную тему;
● наиболее известные журналисты, специализирующиеся на данной тематике;
● если рынок является нелегальным, либо на нем наряду с легальными структурами работают и нелегальные – их нужно найти (и пообщаться) в первую очередь частные лица и независимые эксперты – их можно эффективно искать через Интернет на специализированных форумах, либо через общественные организации;
● либо через комьюнити, где сам состоишь, – например я подписан на рассылку российских интернет-деятелей (ЕЖЕлист, ezhe.ru), среди них я всегда могу найти нужных экспертов практически на любую тему.
Вообще, если это возможно, нужно ВСЕГДА беседовать с первоисточниками – даже если их поиск затруднен, овчинка всегда стоит выделки.
Если на данном этапе вся фактура выстраивается любопытным образом (т.е. если есть интрига), если той можно приступать к написанию материала. Если же нет – продолжать работу. Это можно сравнить с накачкой лазера: как только энергии становится достаточно, луч пробивает защитный матовый слой, если энергии мало, нужно продолжать накачку.
Очень важно знать, что в любой теме всегда можно найти массу всего любопытного, если любопытное не найдено – значит просто нужно искать дальше.
Очень важный принцип: информацию необходимо искать до конца. Если кажется, что информации достаточно, все равно нужно искать еще больше информации. Это ВСЕГДА работает. Нередко ключевая фактура бывает найдена в самый последний момент, на этапе, когда, казалось бы, вся информация уже собрана.
Ищи фактуру всеми доступными способами.
Поиск фактуры, идей, мнений, комментариев не должен исчерпываться поиском доступных экспертов, которые на виду, и беседой с ними. Есть много иных методов, среди них можно рекомендовать работу с цифрами, Интернетом, оперативное внедрение, подкуп и работу с базами данных.
Работа с цифрами.
Цифры, добытые у экспертов, либо в отчетах, должны сопоставляться и анализироваться в обязательном порядке. Обороты рынка, объемы продаж, доли рынка – все эти цифры важны отнюдь не сами по себе, хотя и очень помогают выстраивать материал, они важны как метод поиска, зачастую сопоставление или поиск подобной цифровой информации позволяет посмотреть на многие вещи совершенно в ином аспекте. Например, вот кусок из моего материала, который показывает, что просто сопоставление открытой информации подчас приводит к впечатляющим результатам.
Интернет.
Размещение на специализированных форумах информации, что в данный момент идет подготовка текста на ту или иную тему, ВСЕГДА дает очень хороший результат. Этим методом нужно обязательно пользоваться.
Оперативное внедрение.
Если тема материала такова, что нужно лично убедиться в том, о чем ты пишешь, нужно всегда это делать.
Работа с базами данных.
Сопоставление разных баз данных способно дать очень интересную информацию.