Методические указания студентам по подготовке к семинарским

Занятиям и самостоятельной работе по курсу

«Профессиональная этика»

Работа с учебником, источником, книгой

· Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.

· Составление плана текста- разбивка текста на части согласно логике и количеству единиц информации, выделение основных идей в каждой части и определение заголовков.

· Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.

· Цитирование – дословная выдержка текста.

· Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

· Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.

· Составление справки – краткие сведения о чем-либо, полученные после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

· Составление формально-логической модели – словесно–схематическое изображение прочитанного.

· Составление тематического тезауруса – упорядоченное комплектование базовых понятий по разделу, теме.

· Составление матрицы идей – сравнительные характеристики однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Исследовательские работы

· Реферат – творческая работа с элементами исследования, основаннаяпрежде всего на изучении нескольких источников.

· Реферативный обзор темы, журнала – отличается от реферата количеством источников.

· Доклад – итог самостоятельной творческой работы обучающего с источниками информации.

3. «Расширенное эссе»

Эссе –прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ним связанные.

Эссе – метод обучения, предполагающий активность и креативность студента в выполнении поставленной преподавателем задачи. Эссе позволяет включить студента в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому – либо спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.

Эссе – это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные источники, посвященные любой проблеме. Студенту необходимо проанализировать материал, оперируя различными понятиями, терминами, Логика изложения материала должна отражать видение автором специфики исследуемой проблемы.

Виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:

1. Краткое содержание, в котором:

¦ определяется тема, предмет исследования или приводятся

o основные тезисы / это может быть один тезис/;

¦ дается краткое описание структуры и логики развития материала;

¦ формулируются основные выводы;

2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы. Могут быть обозначены вопросы, которые не были решены и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.

3. Библиография.

Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000 – 5000 слов. Эссе как жанр отличается от курсовых и других видов реферативных работ.

Признаки эссе:

- особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация; метаморфизация и субъективизация содержательного плана), что оправдано осведомленностью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы высказывания;

- повышенная авторская модельность текста; «открытость» автора, свобода в оценках и комментариях;

- использование прецендентных текстов, что обеспечивает высказыванию метасмысловой контекст;

- свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращение к читателям, приглашения к размышлению, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора и т.п.) в рамках одного высказывания;

-«устность», «разговорность» письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность естественного тона рассуждения, не претендующего на определенную трактовку предмета высказывания.

Эссе как рефлексия. После чтения текста или дискуссии предлагается студентам организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи и написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень и отметая все лишнее. Для преподавателя это возможность получить обратную связь. Задается направление мысли вопросами:

1. Что узнали по новой теме.

2. Задайте вопрос, на который так и не получили ответа.

Оценивание эссе осуществляется в соответствии с критериями:

1. Краткое содержание – 10% оценки, если: название выбрано адекватно теме; цель ясно определена: предмет исследование представляет интерес с точки зрения науки; установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями; структура эссе и главные выводы ясно сформулированы.

2. Основная часть и заключение – 75 % оценки, если адекватные и уместные свидетельства – из первичных и вторичных источников – в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще; избранные доказательства – включая различные толкования вопроса там, где это необходимо критически проанализированы и оценены; аргументация стройна и высказывается логично и последовательно; идеи выражены ясно; выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.

3. Источники (библиография, примечания) - 15% оценки, если адекватные, нужные источники определены и использованы эффективно в связи с текстом; ссылки и примечания сделаны и оформлены правильно.

Наши рекомендации