Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 9 страница

Высшая школа в России – наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального закона «Об образовании». Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться – по какой программе готовить выпускников.

А теперь подробнее о бакалавре – кто он? В действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование. В дальнейшем в рамках системы образования – на то она и многоуровневая –можно продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут есть выбор: если решили получить квалификацию «дипломированный специалист», то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение «за партой» длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа – дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации – магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы – магистерской диссертации и соответственно присвоением степени магистра.

Однако подготовить высококвалифицированных специалистов «на все времена» не представляется возможным, поэтому существует сеть послевузовского образования: институты и курсы повышения квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, которая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой категории или разряда по единой тарифной сетке.

В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, то есть создании условий для получения новой или смежной специальности.

Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, сопрягая его с современными формами жизни культуры, мы выходим к проблеме отсутствия единой педагогической практики (традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное, теистическое и так далее) Сегодня в России можно выделить три основные тенденции в сфере образования: кризис классической модели, создание экспериментальных школ, альтернативных форм обучения, интеграция в мировую культуру: демократизация школы, установление связи с основными созревающими субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования. Третья тенденция – восстановление и развитие традиций русской школы. В России разработаны следующие философско–педагогические идеи: концепция поэтапного формирования умственных действий (П. Л. Гальперин), идеи развивающего обучения (В. Давыдов, А. Занков), проблемное обучение (И. Лернер), проектное обучение (Г. Л. Ильин), контекстное обучение (А. А. Вербицкий), школа «диалога культур» (В. Библер), методологизация содержания процесса обучения (Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев).

В современной ситуации, когда закладываются основы экономического поведения, когда основной тезис жизни «на все есть цена», встает проблема формирования новой экономической школьника, студента, образованного человека.

Послевузовское профессиональное образованиепредоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, докторантуре, адъюнктуре, создаваемых при вузах и научных учреждениях.

Дополнительное образование. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования становится непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

– в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

– в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию);

– посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Развитие теории и методики профессионального образования

На Руси «учение рукомеслу» восходит к «седой древности». Зародившись в старину, ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовки молодежи вплоть до XVIII в.

Сподвижники Петра I – В. Н. Татаринцев (1686–1750) и В. И. Генин (1676–1750) создали систему государственных горнозаводских школ и разработали первые «регламенты» – документы по организации и методике обучения искусствам и ремеслам и воспитанию будущих рабочих.

Укрепление здоровья и личная гигиена.

Оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы). Утренняя гимнастика и физкультпаузы. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения. Способы формирования правильной осанки, рационального дыхания при выполнении физических упражнений.

Определение частоты дыхания и сердечных сокращений в процессе занятия физическими упражнениями.

Правила и нормы поведения на уроках физической культуры, способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний.

Способы двигательной деятельности.

Разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, использование их в различных условиях, преодолении естественных и искусственных препятствий.

Простейшие упражнения на гимнастических снарядах: висы, стойки, упоры, наскоки и соскоки. Опорные прыжки. Прыжки через гимнастическую скакалку (в различных вариантах).

Простейшие акробатические упражнения: стойки, подсоки, перекаты, равновесия, упоры, повороты и перевороты, кувырки. Плавательные упражнения начального этапа обучения. Простейшие способы передвижения на лыжах.

Физические упражнения с предметами и без предметов для развития основных физических качеств (ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы, выносливости). Сюжетно–ролевые подвижные игры и эстафеты (в том числе с элементами спортивных игр).

Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу.

В результате изучения физической культуры ученик должен знать/понимать:

– роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

– правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

– правила поведения на занятиях физической культуры.

Некоторые выдержки из примерной программы начального общего образования:

Примерная программа по физической культуре создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса и служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в 1–4 классах выделяется 2 учебных часа в неделю. Общее число часов за 4 года обучения 270. На раздел укрепление здоровья и личная гигиена выделяется 60–65 часов и на раздел физическое развитие и физическая подготовка – 180–175 часов. Из этого объема в примерной программе выделяется 10% учебного времени, которое является резервным и используется создателями авторских учебных программ по своему усмотрению.

Стандарт основного общего образования по физической культуре.

Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

– развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно–оздоровительной и спортивно–оздоровительной деятельности;

– воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально–ценностного отношения к физкультурно–оздоровительной и спортивно–оздоровительной деятельности;

– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Основы физической культуры и здорового образа жизни.Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка. Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.

Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений.

Правила соревнований по одному из базовых видов спорта.

Физкультурно–оздоровительная деятельность.

Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.

Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. Основы туристской подготовки.

Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.

Спортивно–оздоровительная деятельность.

Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).

Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.

Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча.

Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, мини–футболе.

Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения физической культуры ученик должен знать/понимать:

– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа: уметь:

– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

– выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

– выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;

– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

– осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;

– использовать приобретенные знания и умения в практической Деятельности и повседневной жизни для:

– проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Некоторые выдержки из примерной программы основного общего образования.

Примерная программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования из расчета 2 часа в неделю с 5 по 9 классы.

Примерная программа рассчитана на 350 учебных часов, из них на физкультурно-оздоровительную деятельность – 102 часа, на спортивно-оздоровительную деятельность – 24 часа, на физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью – 174 часа. При этом в программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 часов.

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре.

Базовый уровень.

Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

– развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

– воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

– овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

– освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентации;

– приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Физическая культура и основы здорового образа жизниСовременные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции женщин, перевод занятий физической культурой и спортом, активный отдых и досуг.

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.

Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.

Физкультурно–оздоровительная деятельность.Оздоровительные системы физического воспитания. Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.

Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно–силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц.

Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.

Спортивно–оздоровительная деятельность.Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно–тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини–футболе): Прикладная физическая подготовка.

Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств, страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования: передвижение с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физической культуры на базовом уровне, ученик должен знать/понимать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

– правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.

Уметь:

– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

– преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

Использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

– подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях:

– активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Некоторые выдержки из примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре.Примерная программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе среднего (полного) общего образования из расчета 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. Кроме того, на преподавание предмета рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально–регионального) компонента, в исключительных случаях – из компонента образовательного учреждения.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов, из них на физкультурно-оздоровительную деятельность 71 час, на спортивно-оздоровительную деятельность с прикладной ориентированной физической подготовкой 57 часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 12 учебных часов, предназначенный учителю образовательных учреждений для реализации собственных авторских подходов.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общеесреднее (полное) образование. Оно обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско–юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы–интернаты искусств, агрошколы–интернаты, школы народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, о труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком Работнике, который наделен следующими качествами:

– способен думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания для их решения);

– обладает творческим мышлением;

– обладает богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Иными словами, школьники, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI в.

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

– самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

– грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

– быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно–ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения –познавательная деятельность, а не преподавание – была бы ведущей в тандеме учитель – ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник – ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму ученик – учебник – учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

В качестве основополагающей идеи для разработки концептуальных основ образования школьников в области физической культуры послужило суждение о том, что формирование физической культуры личности становится объективно возможным в условиях педагогического процесса, связанного с осознанным овладением учащимися предметного содержания «физкультурной» деятельности, которая функционально направляется на преобразование их собственной физической природы. При этом овладение предметом такой деятельности предполагает активное включение учащихся в педагогический процесс по развитию двигательных и физических кондиций, активному познанию индивидуальных физических способностей и возможностей, удовлетворению интересов в собственном физическом совершенстве и укреплении здоровья.

Предлагаемая концептуальная конструкция оснований содержания общего среднего образования школьников в области физической культуры ориентирована на решение триединой задачи: обучение, воспитание и развитие физической культуры личности учащихся и в своих исходных положениях основывается на современных научных взглядах и подходах, разработанных в отечественной педагогике:

- системно–целостный подход, позволивший обосновать образование школьников как целостное явление, развивающееся в единстве упорядоченности множества своих системно–структурных оснований;

– историко–социологический подход, давший возможность объективно раскрыть социальную обусловленность предметного содержания образования в области физической культуры, выявить его связи с историей человека и общества, раскрыть особенности развития физической культуры в единстве прошлого, настоящего и будущего;

– личностно–ориентированный подход, позволивший охарактеризовать направленность содержания образования в области физической культуры на развитие личности школьников, активное включение их в процесс преобразовательной деятельности на основе складывающихся с возрастом интересов и потребностей в занятиях физическими упражнениями, возрастно–половыми особенностям развития организма в онтогенезе;

– деятельностный подход, давший возможность определить формы и способы активного включения школьников в образовательный процесс по освоению ценностей физической культуры, обосновать направленность развития интересов учащихся и творческого отношения их к своему телесному и духовному совершенствованию, познанию индивидуальных физических возможностей и способностей;

– аксиологический подход, позволивший раскрыть возможности формирования мировоззрения школьников в области физической культуры на основе отбора учебного материала в соответствии с общественно–значимыми, предметно–содержательными и личностно–ориентированными ценностями физической культуры.

В соответствии с избранной методологией конструкция образования школьников в области физической культуры предстает в целостности трех базовых оснований:

– педагогический процесс как феномен, создающий условия и результат формирования личности школьника;

– школьник как активный субъект этого целостного педагогического процесса;

– собственное содержание учебного предмета, который осваивается учащимися в условиях педагогического процесса.

Последующее рассмотрение существа этих оснований и непосредственная разработка концептуальных оснований структурно–системной организации образования школьников в области физической культуры соотносились с основополагающими теоретическими положениями общей педагогики, изложенными в трудах Российской академии образования, а также в теоретико-методологических работах отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблемам школьного образования.

В школьный период онтогенеза, когда речь идет о системе общего образования в области физической культуры, в качестве основного должен рассматриваться, прежде всего, тот элемент системы физического воспитания, который связан с обеспечением необходимого уровня образованности в этой области. Именно этот фактор должен Усматриваться в роли ведущего в школьный период формирования Физической культуры личности, в качестве того главного звена общей цепи, потянув за которое можно решить проблему в целом.

Наши рекомендации