Классификации умственной отсталости 4 страница
Средства метода контроля: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся; индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или поручений; отчеты детей перед своими товарищами (например, на специальных собраниях и пр.) о своей работе и дисциплине.
Методы требования и контроля наиболее актуальны для детей с нарушением познавательной деятельности, которые, в отличие от детей с нормальным интеллектуальным развитием, не только труднее воспринимают новую информацию, но и быстрее забывают ее. Поэтому таким детям, чтобы усвоить тот или иной навык (привычку поведения), требуется длительное (детальное, поэтапное) объяснение и многократные упражнения для закрепления этого умения. И именно методы требования и контроля будут способствовать переходу формируемого навыка в устойчивое образование, т. е. в личностное качество.
Методы одобрения и осуждения являются достаточно тонкими, но действенными методами воспитания. С их помощью удается значительно влиять на коррекцию поведения школьников. Одобрение есть не что иное, как признание, положительная оценка действий или поступков ученика педагогом или коллективом товарищей, выражаемые публично или в личной форме.
Средства метода одобрения: личная похвала педагога; похвала в присутствии сверстников; благодарность педагога (возможна в приказе по школе); награждение (книгами, похвальными грамотами и др.); доска почета и пр.
Метод осуждения выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.
Средства метода осуждения: замечание педагога, устный выговор, вызов для внушения на заседание школьного педагогического совета и пр.
Работая с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития, воспитатель должен шире использовать метод одобрения для стимуляции их деятельности и очень осторожно – метод осуждения. Одобрение (поощрение) наиболее действенно для младших школьников, причем не только для отдельных учащихся, но и для коллективов. Всякое же осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его оценкой, учитывающей причину. Например, если действие, вызывающее осуждение, совершено учеником необдуманно, случайно, то можно ограничиться разъяснительной беседой, упреком; совсем иные меры педагогического воздействия следует использовать, если то же действие совершено намеренно.
Несмотря на действенность методов одобрения и осуждения, их высокую результативность, воспитатель должен всегда помнить, что неправильное или слишком широкое использование этих методов может привести к негативным результатам.
Метод переключения на другие виды деятельности рекомендуется при односторонней увлеченности учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, шалости на переменах, нездоровые игры и пр.). В этих случаях запреты и увещевания не всегда эффективны. В таких ситуациях метод переключения с одного вида деятельности на другие способствует формированию нового стереотипа поведения. В воспитательных же целях он позволяет, например, сгладить появившуюся у ребенка обиду, ослабить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения
и пр., а также преодолеть упрямство учащихся, когда метод требования не дает результата.
№ 34. Наглядные средства обучения и их применение на уроках истории в специальной коррекционной школе VIII вида.
Большинство методистов выделяют три группы наглядных средств обучения: предметную, изобразительную, условно-графическую.
Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов. Она включает архитектурные памятники, памятные места исторических событий, орудия труда, предметы быта, транспортные средства, оружие, произведения искусства и т. п.
Вещественные памятники музейных экспозиций более доступны для использования в учебном процессе. В этих целях учителя истории планируют проведение учебных экскурсий в музеях (историко-краеведческих, художественных, мемориальных и т. д.).
Изобразительная наглядность, используемая на уроках истории, представлена различными макетами, моделями, рисунками, фотографиями, учебными картинками, кинофильмами.
Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главное место.
Условно-графическая наглядность отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков. Она представлена картами, схемами, планами, диаграммами и графиками.
Учитель подбирает наглядные пособия на весь учебный год, распределяет их по классам и темам. Предъявляемая на уроках истории наглядность должна соответствовать следующим требованиям:
— доступность сюжета;
— достоверность содержания;
— достаточный формат для фронтальной работы;
— красочность и яркость изображения;
— соответствие содержанию изучаемого материала;
— аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;
— дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;
— время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).
Приемы работы с учебной картиной на уроках истории.
К учебным картинам относятся наглядные пособия, специально созданные художниками к определенным темам школьного курса истории. Эти картины соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого, они просты по композиции. На уроках истории могут использоваться и художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определенного жанра. Такие картины учитель специальной (коррекционной) школы тщательно отбирает, хотя часть из них входят в серию учебных картин.
Исторические картины, используемые в школе, различаются характером сюжета.
1. Событийные картины отражают важные события, неповторимые факты общественной жизни, военного прошлого, классовой борьбы («Утро на Куликовом поле», «9 января 1905 года»). Чаще всего используется учителем как основа для построения яркого сюжетного, повествовательного рассказа, который сможет более глубоко раскрыть драматизм и динамику изображенного события.
2. Типологические картины отражают явления, типичные для определенной исторической эпохи, многократно повторяющиеся («Полюдье», «Партизаны»). Дают богатый материал для развернутой беседы с учащимися, помогающей им самостоятельно извлекать знания.
3. Исторические пейзажи – это изображения древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей (« Софийский собор в Киеве », « Кремль при Дмитрии Донском »). Лучше всего сочетается с описанием и объяснением учителя. В зависимости от демонстрируемого объекта может быть использовано аналитическое или картинное описание. При рассмотрении памятников культуры целесообразно использовать картинное описание.
4. Исторические портреты передают образы типичных представлений общественных групп и классов, выдающихся исторических деятелей. Он необходим при изучении историко-биографических сведений. Портрет конкретизирует образ исторического деятеля, отражает черты его личности, передает особенности эпохи (через костюм, прическу, обстановку и т. п.). Приемами работы с портретами являются характеристика, рассказ о жизни и деятельности исторического лица, обращение к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке.
При обучении учащихся специальной (коррекционной) школы наибольший эффект от использования исторических картин достигается при их оптимальном сочетании с живым словом учителя (повествовательным или описательным рассказом, беседой). На уроке используется, как правило, одна картина, реже – две, если они помогают лучше познать событие, явление, показав его с разных сторон.
При подготовке к уроку учитель, прежде всего, учитывает роль исторической картины в объяснении темы урока. В зависимости от этого выбираются и методы работы с ней.
Приемы работы с иллюстрациями учебника.
В специальной (коррекционной) школе основная работа с иллюстрациями ведется на уроке.
Одни изображения учитель использует в ходе изложенного в качестве наглядных иллюстраций своего рассказа; другие анализирует вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления; с помощью третьих формирует четкие представления об историческом факте. Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические эпохи, позволяет проследить их в развитии.
Обязательное требование в работе с иллюстрациями – соотнесение их с текстом учебника. Учитель может предложить учащимся задание: определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно узнать из иллюстрации. Учащиеся специальной (коррекционной) школы также должны уметь описывать иллюстрацию или рассказать об изображенном на ней событии. Необходимо обратить внимание на названия иллюстраций, текст под ними, дополняющий основной текст параграфа.
Приемы работы с условно-графической наглядностью.
К условно-графическим пособиям относятся графики, диаграммы. Упрощенные варианты такой наглядности привлекаются иногда для иллюстрации отдельных положений изучаемого материала.
В обучении истории широко применяется схематический рисунок (схема сражения, политического устройства, экономических связей и т. д.). Наряду со схемами учебника привлекаются и подготовленные заранее на плакатах или воссоздаются мелом на доске непосредственно на уроке. Учащимся специальной (коррекционной) школы более доступен рисунок на доске, возникающий по мере изложения материала учителем, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа, показывающий явление или событие в динамике, облегчающий понимание исторического материала. В конце урока, закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя или учебника.
Схематические рисунки могут сопровождать и устные ответы учащихся на уроках, облегчая воспроизведение знаний.
Наряду с рисунками на доске при объяснении событий или процессов используются аппликации, изданные типографским способом или самодельные. Их применение «оживляет» схематический рисунок, лучше иллюстрирует рассказ учителя, развивает представления учащихся.
К схематическим наглядным пособиям относятся карты, карты-схемы, планы местности и т. д. В основном они используются для формирования пространственных представлений, но другая их функция состоит в раскрытии связи между историческими событиями, явлениями, их динамики и сущности.
Применение технических средств в обучении истории.
К ТСО по истории относятся статистические экранные пособия (диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), кинофильмы, радио- и звукозаписи, телепередачи, видеофильмы, а также аппаратура, с помощью которой можно их демонстрировать.
Диафильмы и диапозитивы – самое распространенное средство экранной наглядности. Серии диапозитивов и диафильмы имеются почти по всем темам. С опорой на кадры диапозитивов и диафильмов учитель может вести рассказ, объяснение, аналитическую беседу. Текстом к кадрам он может распорядиться по своему усмотрению: читать его полностью, давать в своем кратком пересказе, вообще убрать, заменив вопросами к учащимся.
Кодоскоп (графопроектор) – прибор настольного типа, позволяющий проецировать транспаранты (рисунки, схемы, графики и т. п.), выполненные заранее на прозрачном материале (пленке, стекле) или выполняемые непосредственно в ходе урока. Несколько транспарантов, поэтапно воссоздающие рисунок, схему, диаграмму путем последовательного наложения друг на друга, делают изображение динамичнее, позволяют показать изменение, развитие исторических явлений.
Учебный кинофильм – наиболее действенное средство наглядного обучения истории, выразительное и впечатляющее: дает живое изображение событий, позволяет показать историческое явление в динамике и присущем ему драматизме.
Использование звукозаписей на уроках истории позволяет ввести музыкальное, песенное сопровождение изучаемого материала, услышать живые голоса исторических деятелей, известных поэтов, писателей, артистов.
№ 35. Нейрофизиологический механизм организации интеллектуальной деятельности.
№36. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования для лиц с нарушением интеллекта.
· Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Регулирует деятельность государственных, муниципальных, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Также распространяется на специальные классы (группы), создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении. Содержит информацию о создании, функционировании, реорганизации [существует пять основных форм реорганизации: выделение (более мелкого из состава крупного), слияние, разделение , присоединение , преобразование] и ликвидации образовательного учреждения, о количестве и наполняемости классов, сведения об образовательном процессе в зависимости от вида учреждения.
· Министерство общего и профессионального образования РФ
Инструктивное письмо
О специфике деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения I - VIII видов
Содержит методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников и уровней реализации образовательных программ в каждом виде специального образовательного учреждения.
· Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения.
Основные направления деятельности учреждений: диагностика, организация обучения, лечебно-оздоровительные мероприятия, профориентация и трудоустройство.
· Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
Цель организации таких классов: создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие биологических и социальных причин.
Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудовая адаптация.
· Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
Включет в себя сведения:
- О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (цель, задачи, примерный состав и т.д.);
- О формах учета деятельности специалистов ПМПк (журнал записи детей на ПМПк, журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк);
- Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников;