Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 16 страница

Директора, заместители директоров, старшие инструкторы–методисты и инструкторы–методисты в течение их рабочего времени по основной должности могут вести учебные занятия в своей школе, колледже, техникуме, спортивной школе с оплатой из расчета ставок преподавателей, тренеров–преподавателей по спорту с соответствующим разрядом оплаты труда по Единой тарифной сетке.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников физкультурно–спортивных организаций» (№26 от 24.02.93) работникам учреждений образования спортивной направленности, имеющим звания «Заслуженный тренер», «Заслуженный мастер спорта», «Мастер спорта международного класса», «Гроссмейстер по шахматам (шашкам)», оплата труда осуществляется на один разряд выше предусмотренной Единой тарифной сеткой.

Совместным приказом Министерства образования Российской Федерации (№ 622) и Государственного комитета Российский Федерации по высшему образованию (№ 1646) от 14.12.1995 года утверждены Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации для установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке (за исключением руководящего и профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования), которые предусматривают, что оплата труда отдельных категорий работников может осуществляться по разрядам выше предусмотренных требованиями тарифно-квалификационной характеристики в следующих случаях: а) на два разряда выше – работникам, имеющим степень доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемой дисциплине); б) на один разряд выше: – работникам, имеющим ученые степени кандидата наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемой дисциплине); – руководителям и специалистам учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель» и «Заслуженный преподаватель».

Постановлением Правительства Российской Федерации №71 от 23.11.06 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 06.07.94 № 807» с 01.11.06 г. профессорско–преподавательскому составу учреждений высшего профессионального образования 250 установлены ежемесячные доплаты за ученые степени: за степень кандидата наук – 3000 руб.; за степень доктора наук 7000 руб.

Приказом Госкомспорта России от 4 июля 2003 г. № 512 утверждено Положение об установлении выплат стимулирующего характера к окладам (тарифным ставкам) работников ГУ ЦСП. Материальное стимулирование труда не является единственным фактором, побуждающим человека трудиться более эффективно. Моральное стимулирование труда представляет собой систему мотивационного воздействия в виде нематериального поощрения, выступающего в двух основных формах – внутреннего и внешнего вознаграждения.

К формам внутреннего вознаграждения относят чувство самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущение содержательности и значимости собственного труда и др.

Формами внешнего вознаграждения выступают различные символы статуса и престижа, похвалы и признания и др.

Одной из важных форм внешнего вознаграждения в нашей стране считается присуждение государственных наград, присвоение ведомственных почетных званий.

В 1999 г. Указом Президента Российской Федерации (№ от 06.01.99) была введена новая редакция Положения о государственных наградах Российской Федерации. Согласно Положению государственные награды Российский Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.

Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

В число более 60 почетных званий входит «отраслевое» почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», которое присваивается организаторам физкультурного движения, ученым и тренерам, работникам коллективов физической культуры, спортивных сооружений, физкультурных организаций учебных заведений, научно-исследовательских институтов за заслуги в развитии физической культуры и спорта, в организационно–методической, учебно-тренировочной, воспитательной, инженерно–технической, научно–педагогической и хозяйственной деятельности, совершенствовании системы физического воспитания населения, массового спорта, спорта высших достижений и работающих в области физической культуры и спорта 15 и более лет.

В отрасли «Физическая культура и спорт» работают специалисты различных профессий, поэтому работникам могут быть присвоены и другие почетные звания, например: «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» и др. Также присваиваются и ведомственные почетные звания. Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в 1995 г. (приказ № 131 от 25.05.95) утверждены Положения о почетных спортивных званиях «Заслуженный тренер России», «Заслуженный мастер спорта России», а также о почетном знаке «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» и знаке «Отличник физической культуры и спорта», которые считаются знаками отличия федерального органа государственной власти в области физической культуры и спорта.

Почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» награждаются лица, наиболее отличившиеся в физкультурно–спортивной работе, работающие в области физической культуры и спорта не менее 10 лет, за особые конкретные заслуги в организационно–методической работе по совершенствованию системы спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления населения Российской Федерации, укреплению материально-технической базы по физической культуре и спорту.

Знаком «Отличник физической культуры и спорта» награждаются лица, имеющие большие заслуги в физкультурно-спортивной работе, работающие в области физической культуры и спорта не менее 10 лет, за активную многолетнюю и плодотворную организационно-методическую работу по развитию массовой физической культуры и спорта.

Приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 29 марта 2005 г. № 111 учреждена «Медаль Петра Лесгафта». Медалью Петра Лесгафта награждаются граждане РФ: организаторы физической культуры и спорта, спортивные тренеры, преподаватели физической культуры и спортивных дисциплин, научные работники, специализирующиеся по проблемам физической культуры и спорта, специалисты в области спортивной медицины, разработчики и производители спортивных сооружений, снарядов и инвентаря, а также персонал, обеспечивающий их исправную эксплуатацию.

Вопросы и задания для самопроверки:

1 Какие функции выполняет спортивный менеджер?

2 Что должен знать и уметь спортивный менеджер при решении конкретных проблем профессиональной деятельности?

3 Что такое дополнительные образовательные услуги?

4 Что представляют собой образовательные и профессиональные программы?

5 Какие функции выполняют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования?

6 Назовите виды профессиональной деятельности магистров.
7 Охарактеризуйте стили управления коллективом образователь-
ного учреждения.

8 Что такое моральное стимулирование трудовой активности педагогических кадров?

Тема 6

Квалификационные характеристики бакалавров и магистров. Введение инновационных методов и форм обучения в профессиональную физкультурную деятельность

Предложенная структура и содержание ФГОС ВПО по специальности «Спорт» наиболее полно отражает современные тенденции развития российской системы высшего профессионального образования, которые в случае его введения в Перечень направлений и специальностей позволят перевести на высокотехнологичный уровень подготовку высококвалифицированных тренеров–специалистов по спорту, а в перспективе вернуть передовые позиции российских спортсменов на международной спортивной арене.

Модернизация высшего и среднего специального образования в стране призвана осуществить решительный поворот от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов, опираясь на их самостоятельную работу, активные формы и методы обучения: семинарские и практические занятия, дискуссии, моделирование производственных и практических ситуаций.

В стране остро поставлена задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных успешно решать производственные и воспитательные задачи на современном этапе развития общества. В современных условиях научно-технического прогресса высшая школа должна выпускать всесторонне подготовленного к практической деятельности, творчески мыслящего специалиста.

В современных условиях очень высоки требования к интеллектуальному и культурному уровню специалиста–управленца, его профессиональному мастерству, социальной активности и творческим способностям. В связи с этим наше общество отмечает важность проблемы: необходим специалист, способный творчески и профессионально осуществлять управленческую деятельность. Для этого подготовка специалиста должна осуществляться на качественно ином уровне.

В подготовке специалистов по физической культуре и спорту актуальной является проблема развития их профессионального мышления, овладения студентами творческими познавательными процедурами и научными методами.

В современных исследованиях большое внимание уделяется анализу проблемы развития мышления учащихся, различные аспекты которой рассматриваются в общедидактических концепциях системности знания, приобщения учащихся к методам науки, обучение их творческим процедурам, проблемного обучения и т. д.

Многие положения, сформулированные в рамках общедидактических теорий, имеют важное значение и для методики преподавания «Теории физической культуры». Значение данного курса состоит не только В том, что он содержит обширный комплекс знаний, входящих в теоретический фундамент специалистов по физической культуре и спорту, но и в том, что он содействует формированию широкого профессионального мировоззрения, которым должен обладать специалист нового типа.

Для этого необходимо повышать качество подготовки специалистов, что предполагает совершенствование не только содержания образования, но средств и методов преподавания. Последнее особенно важно, так как быстро возрастающий объем информации в различных областях знания вступает в острое противоречие с относительно постоянным временем, которое отводится на обучение. Выход из создавшегося противоречия может быть только в дальнейшей интенсификации учебного процесса, в котором важное место отводится активизации и индивидуализации познавательной деятельности студентов с помощью использования современных средств и методов обучения.

В настоящее время социальная значимость физической культуры и спорта предстает как важнейшая составная часть общей культуры человека. Процесс развития достижений в области физической культуры и спорта показал всевозрастающую зависимость от интеллектуальных и творческих ресурсов управленческих кадров. Важнейшим качеством современного специалиста становится не просто наличие у него большого объема специальных знаний, но и способности к творческому, неординарному решению профессиональных проблем. Именно поэтому выдающихся деятелей в области физической культуры и спорта, как и в любой другой, отличает развитое воображение, умение воспринимать и осмысливать новое, нетрадиционное. К сожалению, такого рода специалисты являются, скорее, исключением из правил среди общей массы физкультурно–спортивных работников.

Проблема подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих управленцев–профессионалов через систему специальных высших учебных заведений является актуальнейшей для современного физкультурно–спортивного движения.

Перенос школьной учебной формы деятельности в вуз: классно–урочная форма занятий на основе монолога, преимущественно объяснительно–иллюстративный метод обучения, монопредметность как основная структурная единица реализации программы обучения и содержания курса приводят к пассивному обучению, что служит основной причиной, обозначившей кризис высшего образования. Постоянное расширение объема изучаемого материала приводит к перегрузке, мешает развитию способности к самостоятельному творческому мышлению студентов. Этим обусловлено объективное противоречие между практическим осуществлением полученных учащимися ограниченных ориентировок и требованиями творческого исследовательского отношения к профессиональной деятельности.

Эдисон утверждал, что научить человека творчески мыслить – важнейшая задача цивилизации. Следует отметить, что творческие качества, активность, самостоятельность не формируются у человека сами по себе, а определяются содержанием, ходом всего учебно–воспитательного процесса. Перспективу развития системы обучения необходимо видеть в формировании новых средств творческой деятельности, новых форм и способов мышления у обучаемых, которые позволяют им самостоятельно, индивидуально и по-новому осваивать полученные знания.

Некоторые специалисты весьма скептически оценивают вклад высшей школы в развитие творческих способностей учащихся, не обнаруживая сколько-нибудь значимых изменений показателей, характеризующих творческие способности студентов в период обучения. Это объясняется особенностью академических экзаменов, предъявляющих требования только к памяти и знаниям, а не к творческому подходу студентов к обучению. Творческие способности не тождественны способностям к обучению и редко отражаются в результатах экзаменов. Творческие способности стимулируют восприимчивость к новым идеям. Умение взглянуть по–новому, профессиональная любознательность обеспечивают творческий подход к осмыслению изучаемой действительности.

В публикациях последних лет все чаше отмечается, что творческие показатели студентов, получающих художественное образование, заметно выше, чем у представителей других специальностей. Это, видимо, объясняется тем, что при обучении искусству с самого начала поощряется стремление к новому оригинальному продукту.

Современный специалист–управленец в области физической культуры и спорта обязательно должен овладеть основами творческого мышления. Без творческого воображения как модификации знаний в соответствии с требованиями ситуации невозможна эффективная профессиональная деятельность в сфере умственного труда, творческий характер которого требует от специалиста особого теоретического отношения к действительности, что может быть результатом прежде всего развивающего обучения.

Выявление и выращивание творческих личностей – это проблема общенационального значения, поскольку, по мнению ученых, творческая деятельность оказывает огромное влияние не только на научный прогресс, но и на все общество в целом, и те нации, которые сумеют лучше всех сформировать творческие личности и создать для них благоприятные условия, будут иметь большие преимущества. Неудивительно, что от типа специалиста осмотрительного, точного и критически мыслящего интерес сместился к личности изобретательной, оригинальной и остроумной.

Специфика управленческой деятельности тренера–педагога состоит в том, что объектом ее является индивидуально формируемый организм спортсмена, чаше всего юного. Само слово тренер трактуется во фразеологическом английском словаре как человек, помогающий расти живому. И управление развитием этого организма должно осуществляться индивидуально, творчески, на высоком профессиональном уровне. Но ситуация сегодня, к сожалению, в области спортивной подготовки такова, что на практике выпускник высшей школы применяет минимум полученных знаний и умений (и речи быть не может о творческом подходе к осуществлению профессиональной деятельности), без должного учета индивидуальных особенностей каждого ученика.

В связи с этим для формирования творчески мыслящего индивида необходимы следующие условия:

Соответствующие задатки (с объективным определением которых не в полной мере справляется система профессионального отбора в институтах физической культуры).

Строго определенный объем полипредметных и специальных знаний и умений (который также не обеспечивает современная система физкультурного образования).

Развитая способность к воображению как необходимый компонент при формировании теоретического мышления индивида (аспект, который совершенно не учитывается при профессиональной подготовке тренера-педагога, хотя потребность в этом очевидна).

Каковы же условия развития творческих способностей индивида?

Отмечая, что способности существуют только в развитии, не следует выпускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной деятельности. Следовательно, способности не могут возникать и развиваться вне соответствующей практической или теоретической деятельности. Раскрывая смысл известного методологического принципа единства сознательности и деятельности (утверждающего их неразрывную связь и взаимообусловленность), следует подчеркнуть, что деятельность индивида обусловливает формирование его сознания, психических процессов и свойств, а эти последние осуществляют регуляцию деятельности и являются условием адекватного ее выполнения.

Формирование творческой личности невозможно вне реализации ее в творчески преобразующей деятельности. Для развития человека как деятельностного существа изменение характера деятельности имеет решающее значение. Таким образом, характер деятельности определяющим образом влияет на процесс развития и формирования способностей. Деятельность, имеющая творческий характер, является основой для развития таких способностей человека, как фантазия, воображение и адекватным способом для формирования продуктивного мышления личности. В творческой деятельности создаются не только субъективные предпосылки, но развивается и сама способность воображения, возникающая в процессе практики. Воображение превращается в важный фактор самой предметной деятельности человека. Для формирования адекватных способностей и качеств личности необходимы условия соответствующей творческой деятельности.

В связи с этим практический интерес представляет собой психолого– педагогический подход к развитию творческих способностей личности, основанный на использовании активных методов обучения, которые позволяют формировать учение как продуктивную творческую деятельность, обеспечивающую возможность достижения социально полноценного продукта. Таким образом, деятельностный подход в процессе развития и формирования творческого потенциала личности может и должен выступать в качестве конкретной теоретико-методологической и научно-методической основы при обучении и подготовке к профессиональной деятельности специалистов в системе высшего физкультурного образования.

Психолого-педагогической основой проблемы при разработке системы обучения кадров управления является ответ на вопрос: «Как учить взрослых?» Решение данной проблемы мы связываем с необходимостью создания таких форм организации процессов обучения и использования в обучении таких средств и методов, которые могут обеспечить действительное развитие и формирование у современного специалиста творческих способностей к последовательному и преобразующему отношению к действительности.

Повышение эффективности учебно–воспитательного процесса должно вестись в направлении его индивидуализации. Для перехода от фронтального массового обучения к индивидуальному требуется осуществление ряда мероприятий организационного, методического и технического характера.

Индивидуализация обучения в условиях массовой аудитории считается главной проблемой оптимизации обучения в системе высшего и среднего физкультурного образования.

Одним из подходов, максимально способствующим активизации и индивидуализации познавательной деятельности студентов и положительно себя зарекомендовавшим, можно считать программированное обучение. Его применение существенно изменяет роль обучающегося в процессе усвоения знаний, увеличивает возможности управления процессом обучения, перераспределяет управляющие функции между преподавателем, дидактическими материалами, техническими средствами и самими студентами. В программированном обучения техническую базу составляют автоматизированные классы, средства контроля знаний и специальные дидактические печатные материалы обучающие и контролирующие программы. Они и решают задачу индивидуализации обучения в масштабах учебной группы, позволяют оптимально сочетать управление учебным процессом с элементами самостоятельной работы студентов.

Применение программированного обучения считается прогрессивным направлением в системе высшего образования, однако, не переоценивая возможностей программированного обучения, необходимо отметить, что наиболее реальный путь оптимизации общего среднего и высшего образования – применение всего комплекса средств, методов и организационных формы учебной работы, разумное сочетание в ней традиционного и нового, в том числе программированного и проблемного обучения, деловых игр.

В настоящее время программированное обучение нашло достойное место в системе научной организации педагогического и учебного труда в высшем и среднем звене физкультурного образования, а также спортивной тренировки. Разработка и внедрение принципов и средств программированного обучения, опирающихся на современные достижения педагогики, психологии и кибернетики, осуществляются по двум направлениям: в теоретической подготовке студентов институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов, в учебно–тренировочном процессе при обучении двигательным действиям.

В первом случае исследуются возможности использования программированного обучения и контроля знаний в учебном процессе при изучении различных теоретических и спортивно–педагогических дисциплин.

По второму направлению работ значительно меньше, однако в настоящий момент изучение вопросов обучения двигательным действиям в учебно-тренировочном процессе с использованием принципов и средств программированного обучения значительно интенсифицируется.

Проводятся исследования, в которых программированное обучение двигательным действиям строится по определенной программе на основе предписаний алгоритмического типа. Проблема алгоритмизации при обучении двигательным действиям в основном разрабатывается представителями спортивной гимнастики.

В последнее время значительно активизировалась деятельность преподавателей физкультурных вузов по разработке материалов различного дидактического назначения и внедрения их в учебный процесс как по теоретическим, так и спортивно-педагогическим дисциплинам. Широко используются программы стандартизированного контроля званий, обучающие программы (разветвленные и комбинированные) для безмашинного и машинного обучения.

Наши рекомендации