Основные усилия преподавателя должны быть направлены не на контроль знаний, а на диагностику , выявление индивидуальных особенностей учеников.
Технология дифференцированного обучения
Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании
и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистерверг
Дифференцированное обучение - форма организации учебной деятельности
обучающихся, при которой учитываются их склонности, интересы и
проявившиеся способности. Осуществление дифференцированного обучения не
снижает общего (базового) уровня общеобразовательной подготовки.
Цели
1.С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого.
2. С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.
3.С дидактической точки зрения– разрешение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Задачи
-перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами,
-создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Сущность :
Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но
не ниже обязательного (госуд. стандарта) базового.
Формы:выделяют две основные организационные формы дифференциации.
1. Внешняя – относительно стабильные группы студентов формируются на основе определенных принципов:
· интересов,
· склонностей,
· способностей,
· достигнутых результатов,
· проектируемой профессии (например, выбор студентом того или иного спецкурса).
Содержание образования и предъявляемые учебные требования к обучающимся в этих группах существенно различаются.
2. Внутренняя (уровневая) – совокупность методов, форм и средств обучения,
организуемых с учетом индивидуальных особенностей студентов на основе выделения разных уровней учебных требований (вариативность темпа изучения материала,
дифференциация учебных заданий, выбор разных видов деятельности и др.).
Типовые модели | Характеристика модели | Нормы отбора | Метод распределения |
Модель потока | Строгое деление на разные потоки, разделяются по уровню сложности (продвинутый, средний, низкий). Формирование потока на год или на весь период обучения | Строго определены, ограничена возможность перехода с одного уровня на другой. | По интеллектуальным способностям на основании тестов и наблюдений |
Модель гибкого состава | Базовые предметы на в одноуровневой группе по разным уровням сложности, вариативные в разнородных группах. | Произвольный отбор. Переход с одного уровня на другой по результатам успеваемости | По интеллектуальным способностям на основании тестов и наблюдений |
Модель разнородных групп | По всем предметам в разноуровневых группах. Процесс обучения по модулям (5 недель), проводится оценка знаний. По результатам дается материал для углубленного изучения , др. – корректирующие задания. | На группы произвольная, в группе по уровню усвоения материала | По интеллектуальным способностям на основании тестов и наблюдений |
Интегративная модель | Разноуровневые группы Индивидуальные программы обучения для каждого и скорость изучения | Индивидуальная оценка каждого | Индивидуальный подход к каждому |
Особенности дифференцированного обучения:
1.Все студенты могут и должны усвоить учебный материал полностью….
Предусматривает обязательный объем знаний (базовый) и определенный уровень сложности подачи материала для определенного потока студентов.
Базовый уровень определяет нижнюю границу результата полноценного и качественного образования.
Основные требования к созданию базового уровня знаний:
а. Базовый уровень – это не «сумма знаний», которая дается и изучается, а то,
что реально усвоено (планируемый результат);
б. Базовый уровень должен быть реально выполним, посилен и доступен для
большинства студентов;
в. Базовый уровень знаний должен обеспечивать гибкость и адаптивность самой технологии дифференцированного обучения с учетом эволюционного развития общества и образования в целом.
Критерии достижения результатов по данной технологии обучения.
Своеобразная система оценивания – «принцип сложения». Нормой является
«нижняя шкала» оценивания. Положительная оценка ставится за достижение опреде-
ленного минимально достаточного уровня подготовки. Более высокий уровень знаний является личным делом студента и оценивается более высоким балом (Сравните,
в традиционной системе обучения норма – «верхняя шкала» результатов).
Основные усилия преподавателя должны быть направлены не на контроль знаний, а на диагностику , выявление индивидуальных особенностей учеников.
3. Дифференцированное обучение предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их условное распределение по типологическим группам и особую организацию этих групп с учетом выделенных особенностей.
4. Критерии (эталонов) полного усвоения для курса, раздела или большой темы. Данный блок включает в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности в виде планируемых результатов, которые студент должен продемонстрировать после изучения курса (темы). На этой основе подбираются тесты (проверочные работы) для проверки достижения запланированных целей,
5. Содержательная часть курса разбивается на отдельные учебные единицы
(или учебные элементы, малые блоки и др.), которые закончены по смыслу (содержательная целостность блоков) и для студента должны являться стимулирующим фактором, помогающим овладеть материалом на определенном этапе учебной деятельности.
5. К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал. Тест является ориентировочной основой для проверки знаний студентов и не влияет на экзаменационную оценку в целом.
Алгоритм организации работы учителя при внутригрупповой дифференциации:
1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
3. Распределение учеников по группам с учетом результатов диагностики.
4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для
созданных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к ученикам (студентам) на различных
этапах занятия.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий
Методы:
Личностно-ориентированное обучение