Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование в Китайской Народной Республике включает в себя следующие ступени:
Полное среднее образование в Китайской Народной Республике включает в себя следующие ступени:
– начальная школа (1-5 или 1-6 классы), в школу принимают детей, достигших 6- и 7-летнего возраста;
– первый цикл среднего образования длительностью 3 или 4 года, осуществляемый на 6 – 9-ом или 7 – 9-ом годах обучения в общеобразовательных и профессиональных (технических) школах (основное общее среднее образование);
– второй цикл среднего образования, осуществляемый в течение 3 лет в общеобразовательных (академических), профессиональных и специализированных школах (10 – 12-й годы обучения), является заключительным этапом (циклом) полного среднего образования.
Продолжительность обучения для получения полного среднего образования 12 лет.
Среднее образование делится на два потока: академическое среднее образование и профессиональное среднее образование, которые состоят из двух ступеней – младшей и старшей. Учебные программы академических и профессиональных (технических) школ имеют значительное отличия. Продолжительность младшей ступени академической средней школы зависит от системы школьного образования, принятой в данной территории. В случае пятилетней начальной школы младшая ступень академического среднего образования длится 4 года, а при шестилетнем периоде – 3 года. Профессиональные младшие средние школы в основном ведут подготовку в области искусств, обучая пению, танцам, акробатике. Объем общеобразовательных дисциплин в этих школах значительно меньше, чем в академических школах. Для продолжения обучения в средней школе, выпускник, завершивший обязательное девятилетнее образование, должен сдать вступительные экзамены, организуемые местными, муниципальными или провинциальными, административными органами образования. Продолжительность обучения на завершающем этапе среднего образования в академической школе составляет 3 года. Таким образом, длительность обучения для получения академического среднего образования составляет 12 лет.
Выпускники академических школ, успешно сдав единые выпускные экзамены, получают документ, свидетельствующий о завершении среднего образования Senior High School Graduation Diploma(Диплом об окончании старшей школы).
Профессиональные школы реализуют программы различной длительности – от 2 до 4 лет и готовят многочисленные квалифицированные кадры для промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Учащиеся этих школ и училищ не участвуют в единых экзаменах, сдавая внутренние школьные экзамены по всем дисциплинам учебной программы, и получают Certificate of Graduation ( Свидетельство об окончании).
Высшее образование, являясь наивысшей стадией в национальной системе образования, подразделяется на три категории: короткие программы высшего образования, додипломное образование и послевузовское образование.
Существует два типа образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования: регулярные высшие образовательные учреждения и образовательные учреждения системы высшего образования для взрослых.
Зачисление в регулярные высшие образовательные учреждения происходит по результатам единых вступительных экзаменов, проводимых одновременно во всех административных территориях КНР, при наличии документа об окончании средней школы с результатами единых выпускных за курс средней школы. Конкурс в высшие учебные заведения чрезвычайно высок. Вступительные экзамены в образовательные учреждения системы высшего образования для взрослых проводятся в другие сроки, независимо от указанных выше экзаменов.
К регулярным учебным заведениям системы высшего образования КНР относятся младшие колледжи, колледжи и университеты. В этих учебных заведениях реализуются программы высшего образования двух типов: короткие программы (zhuanke programs) и основные программы (benke programs). Основные программы продолжительностью 4-6 лет завершаются получением свидетельства об окончании (benke сертификата).
Университеты и четырехлетние колледжи, реализующие программы полного курса и имеющей право присуждать ученые степени, присуждают выпускникам, которые имеют хорошие академические результаты и достигли соответствующих академических стандартов, ученую степень бакалавра по одному из 12 направлений подготовки, включающих философию, экономику, юриспруденцию, образование, литературу, историю, естественные науки, инженерные науки (техника и технология), агрономию и медицину и утвержденных Комитетом академических степеней Госсовета и Министерством образования. Наличие свидетельства о присвоении ученой степени бакалавра дает право его обладателю на продолжение образования на последипломном уровне.
Высшие учебные заведения или научно-исследовательских институтов КНР, в которых существуют программы послевузовского образования, принимая на магистерскую подготовку обладателей степени бакалавра по соответствующему направлению, присваивают степень мастера (магистра) выпускникам, а также тем, кто имеет квалификацию, эквивалентную квалификации послевузовского обучения, при условии сдачи всех необходимых экзаменов и успешной защиты диссертационной работы.
Докторантура – уровень послевузовского образования предназначается для специализации и приобщения к научно-исследовательской деятельности. Выпускникам докторских программ, прошедшим как минимум трехлетнее обучение и продемонстрировавшим всесторонние глубокие знания в фундаментальных дисциплинах, полные и систематические специальные знания по направлению подготовки, способность проведения независимой научно-исследовательской работы, а также творческие достижения в науке или технологии, а также защитившим диссертацию, присуждается ученая степень доктора наук.
Короткие программы, так называемые программы специального (специализированного) курса, продолжительностью 2-3 года относятся к программам неуниверситетского уровня высшего образования и завершаются получением свидетельства об окончании (zhuanke сертификата).
Совершенно отдельной ветвью системы образования в КНР является образование для взрослых, которое включает в себя различные структурные составляющие образования: классы ликвидации неграмотности и начальные школы для рабочих и крестьян, различные специализированные средние школы (ТВ-школы, заочные школы), теле- и радиоуниверситеты, рабочие колледжи, кадровые институты. Большинство образовательных учреждений высшей школы, относящихся к этой системе, реализуют программы специального укороченного, продолжительностью 2 или 3 года, курса, только некоторое число университетов системы обучения взрослых реализуют программы полного курса.
Большую роль в системе образования для взрослых играет система самообразования, которая позволяет в свободное время самостоятельно изучать курсы, преподаваемые на различных программах колледжей и университетов, а затем участвовать в экзаменах, организуемых Национальным экзаменационным комитетом в области самообразования и проводимых дважды в год. Поступающие на такую систему обучения не имеют ограничений в возрасте и предыдущем образовании. Программа экзаменов составляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учащимся аналогичных курсов колледжей и университетов.
Система оценок
Система оценок, применяемая на выпускных экзаменах средней школы в разных провинциях различна. Существует и 100-балльная система, и «буквенная» (А, В, С, D) или (А, В, С, D, F), и близкая к российской вузовской системе оценок ( –«отлично», – «хорошо», – «удовлетворительно», – «неудовлетворительно»), а также критерии «Зачет» – «Незачет». Иногда в приложениях к итоговым документам об образовании содержится дополнительная информация о соответствии «буквенной» и 100-балльной систем оценок. Обычно же они связаны между собой следующим образом для школьной аттестации:
100-85 – А – "отлично"
84-70 – В – "хорошо"
69-60 – С – "удовлетворительно"
59-0 – D – "неудовлетворительно".
В университетах соответствие шкал может быть иным: 100-85 – А, 84-75 – В, 74-60 – С, 59-0 – D.
Ливан
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 134 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | 1% |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | 16,4 тыс. |