Понятийная и методическая база

Методическая разработка

акции «ДА!вайте начнем с себя!»

Автор:

Скуднева Ирина Александровна,
педагог-организатор ОДОД,
педагог-организатор,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2017 год

Оглавление

Введение. 3

Основная часть. 4

Понятийная и методическая база. 4

Этапы проведения акции «ДА!вайте начнем с себя!». 6

Рекомендации к проведению акции «ДА!вайте начнем с себя!». 6

Список использованной литературы.. 8

Введение

Проведением различных акций сейчас никого не удивишь – мы настолько привыкли к тому, что вокруг нас постоянно к чему-то призывают, что уже и не проявляем особых эмоций к происходящему. Однако, акции социальные, не направленные на материальное обогащение своих организаторов, стоят обособленно. Это сложная тема, т.к. затрагивает глубинные стремления человека, его души к добру, может быть даже Добру именно с большой буквы. К сожалению, реализации этого искреннего стремления зачастую мешают низменные позывы к обогащению, накоплению, стремление к полному комфорту во что бы то ни стало. Также распространено мнение, что от одного человека ничего не зависит. Один человек не может спасти всех амурских тигров, прекратить истребление китов, остановить выброс в атмосферу бесчисленных кубометров вредных веществ и так далее. Это понятная и, честно признаемся, очень удобная мысль. Она успокаивает нас, когда мы выбрасываем в общий мусор использованные батарейки, в очередной раз соглашаемся на предложенный на кассе супермаркета пакет, ленимся относить на переработку или повторное использование ненужную одежду. Примеров много. Но от вклада каждого зависит будущее планеты. Можно и нужно начать с простых действий, которые постепенно войдут в привычку. Именно формирование личной ответственности за экологическую обстановку у жителей города, является целью акции «ДА!вайте начнем с себя!». Воспитательной составляющей цели указанной акции является формирование социальной активности и ответственности у ребят-участников акции.

На пути достижения этой цели перед нами стоят следующие основные задачи:

· привлечение внимания жителей города к глобальным экологическим проблемам;

· информирование жителей города о простых действиях, направленных на сохранение и улучшение экологической обстановки, которые по силе каждому;

· привлечение к участию в акции участников из других ОУ и организаций.

На наш взгляд тематика акции безусловно актуальна, поскольку проблемы неблагоприятной экологической обстановки и осознания собственной гражданской ответственности уже давно стоят достаточно остро. Особую актуальность экологическая составляющая заявленной акции принимает в свете того, что 5 января текущего года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным подписан Указ о проведении в 2017 году Года экологии.

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” еще мало изучена. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом, а точнее каждым его представителем, экологической культуры.

Настоящая разработка адресована в первую очередь коллегам, желающим провести аналогичную акцию в рамках своих образовательных учреждений или детских общественных объединений.

Основная часть

Понятийная и методическая база

Современный мир предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

В основе разработки акции «ДА!вайте начнем с себя!» лежат проверенные многими и многими поколениями технология коллективного творческого дела и метод проектов.

Использование метода проектов в работе с детьми давно не является чем-то новым. Метод проверенный и действительно работающий.

Метод проектов направлен на формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, активной социальной позиции, развитие творчества, приобретения навыков конструктивного общения. Главная черта проекта – его общественно-полезный характер. Проект создается, выполняется и оценивается учащимися, коллективом под руководством педагога или группы педагогов, возможно с привлечением инициативных родителей. При это используется технология коллективного творческого дела.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Отличительные признаки КТД:

· совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

· его социальный характер (для кого это нужно?),

· высокая мотивация создателей.

Итак, коллективное творческое дело это:

· ДЕЛО, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

· оно – КОЛЛЕКТИВНОЕ, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их вожатых, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий. Хотя это не во всем и всегда строго обязательно.

· оно – ТВОРЧЕСКОЕ, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое – в новом деле, это субъективное творчество – изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят. Личное творческое начало.

По всем параметрам эта форма со-творчества нам подходит.

Что мы понимаем под термином «акция»? Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает такое определение «Акция – действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели». Таким образом акция – это конкретно спланированные действия или комплекс действий, направленные на решение конкретной задачи. В случае, если для достижения поставленной цели привлекаются добровольцы, акция является добровольческой.

Выбранная тематика позволяет отнести разработку и проведение акции к социальной-ориентированной деятельности, которая определяется как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, а с другой стороны – процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности.

Этапы проведения акции «ДА!вайте начнем с себя!»

Исходя из приведенной понятийной и методологической базы целесообразно выделить следующий этапы и подэтапы акции.

1. Информационный этап:

· накопление информации,

· выяснение актуальности,

· целеполагание,

· выявление целевой аудитории акции.

2. Подготовительный этап:

· выбор даты и места проведения акции,

· распределение задач, привлечение внимания жителей микрорайона к указанной проблеме через местные СМИ,

· разработка и создание эскиза, а затем самого плаката «ДА!вайте начнем с себя!»,

· разработка макета листовок и распечатка их.

3. Основной этап:

· инструктаж участников, в т.ч. по безопасному поведению в ходе проведения акции,

· доставка участников, демонстрационного и раздаточного материалов (плакаты, листовки) к месту проведения акции,

· привлечение внимания прохожих к плакату, обратная связь (ответы на вопросы по акции),

· распространение листовок,

· печать дополнительных экземпляров листовок (по необходимости).

4. Окончание акции:

· возвращение в образовательное учреждение,

· рефлексия,

· пострелиз в СМИ разных уровней (школьный сайт, школьная газета, социальные сети, местная пресса).

Рекомендации к проведению акции «ДА!вайте начнем с себя!»

Возраст участников

На наш взгляд не стоит привлекать к участию в акции ребят младше 4 класса. Хотя всегда возможны исключения.

Наши рекомендации