Основных терминов и их определения в курсе

Тематический перечень

«Основы специальной педагогики»

1. Дефектология - наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания (Словарь-справочник «Дефектология» , 2005).

2. Коррекционная (специальная) педагогика –теория и практика образования лиц с особенностями психофизического развития.

3. Лицо с особенностями психофизического развития -лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 1.5).

4. Сурдопедагогика - предметная область коррекционной (специальной) педагогики, (отрасль дефектологии), разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.

5. Тифлопедагогика - предметная область коррекционной (специальной) педагогики, (отрасль дефектологии), разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения.

6. Олигофренопедагогика - предметная область коррекционной (специальной) педагогики, (отрасль дефектологии), разрабатывающая проблемы образования, воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

7. Логопедия - педагогическая наука,отрасль дефектологии, которая изучает нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывает способы их предупреждения и исправления.

8. Эрготерапия (или оккупационная терапия,оба названия происходят от понятий «работа», «занятость», «деятельность») – наука об активизации ослабленных психофизических функций человека посредством вовлечения его в различные виды деятельности с целью восстановления и максимального использования его способностей и возможностей.

9. МКБ-10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем) разработана Всемирной организацией здравоохранения и является общепринятой классификацией для кодирования медицинских диагнозов. МКБ-10 состоит из 21-го раздела, каждый из которых содержит подразделы с кодами заболеваний и состояний (Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения).

10. МКФ - Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

11. МКФ-ДП- Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков.

12. Норма - физиологическая мера здоровья, при котором структура и функция соответствуют усилиям существования организма (По И. П. Павлову).

13. Нормальное развитие -относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию.

14. Патология -биологический процесс появления нового качества болезненного состояния.

15. Аномалия - патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

16. Дефект –постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее (по определению ВОЗ).

17. Депривация –психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

18. Дизонтогенез –нарушение индивидуального хода развития.

19. Нарушение — любая потеря или аномалия психической, физиологической или анатомической функции либо структуры (по ВОЗ: Права человека и инвалиды. ООН. Нью-Йорк, 1993).

20. Недостаток -неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью, что рассматривается в учебно-воспитательном процессе как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека (по ВОЗ).

21. Инвалидность -любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой (по ВОЗ).

22. Нетрудоспособность – ограничительные обстоятельства или недостатки, проявляющиеся на уровне социальных и экономических функций.

23. Функциональный диагноз - комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития, включающая в себя: оценку проявления нарушений, оценку сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных).

24. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) –сборная группаразличных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными её признаками являются: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, недостаточная сформированность интеллектуальной деятельности.

25. Аграфия / дисграфия –нарушения письма, потеря способности писать слова или буквы при сохранном интеллекте и отсутствии расстройства координации движений руки или кисти. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины в доминантном полушарии.

26. Алексия / дислексия– нарушение чтения, возникающее при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей) или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.

27. Акалькулия / дискалькулия– нарушение счета при сохранности способности узнавать цифры и писать их под диктовку. Возникает при поражении различных областей коры головного мозга.

28. Инактивность– снижение функциональной активности определенного участка мозга или одного из полушарий в целом вследствие локального поражения.

29. Коррекция -система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.

30. Компенсация -возмещение, выравнивание в той или иной мере нарушенных функций состояний, качественная перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.

31. Реабилитация -система мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера по восстановлению (или компенсации) функций или структуры организма, а также устранение ограничений жизнедеятельности индивида и его участия в жизни общества.

32. Абилитация(ре-абилитация = вос-становление) - комплекс мер, направленных на развитие (становление) у ребенка (преимущественно от 0 до 3-х лет) психофизических функций, изначально у него отсутствующих или нарушенных, предотвращение появлений у ребенка ограничений жизнедеятельности.

33. Ранняя комплексная помощь – это система мер, включающих выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с медико-психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждения образования и организаций здравоохранения.

34. Сензитивный период -этап наиболее интенсивного развития определенных психофизических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.

35. Скрининг развития -массовое, повторяющееся обследования детского населения по выявлению факторов риска и проблем, в организации и регуляции различных свойственных данному возрасту видов деятельности и поведения, для последующего уточнения причин их возникновения и оказания адекватной помощи. Сам термин «скрининг» обозначает быстрый, доступный, приблизительный метод обследования с целью выявления нуждающихся, вболее точной диагностике или помощи.

36. Гнозис – познание предметов, явлений, их смыслового значения.

37. Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

38. Сенсорное развитие – развитие ощущений, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов окружающего мира.

39. Полисенсорный подход – опора на максимально возможное количество анализаторов при ознакомлении с новым объектом или явлением.

40. Сенсорная интеграция - стимуляция работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств и в процессе движения. Метод, разработанный эрготерапевтом Джин Айрис (США).

41. Двигательная активность (деятельность) совокупность двигательных актов; суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций); одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребенка.

42. Высшие психические функции – психические процессы, которые в отличие от элементарных произвольны в своем использовании; социально детерминированы, т.е. развиваются в процессе совместной человеческой деятельности; имеют сложное системное строение, выступая в разных видах деятельности с разной мерой активности, что определяется условиями конкретной ситуации жизнедеятельности человека; опосредствованы словом.

43. Мышление –это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, понимание их смысла, прогнозирование, принятие обоснованных решений; психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека (Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.)

44. Память – это система мнемических процессов, которые служат запоминанию, сохранению, узнаванию и воспроизведению индивидом его опыта, т.е. способность отражать прошлое.

45. Речь– это историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.

46. Личность –устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Л. Появляется только с возникновением сознания и самосознания (Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.)

47. Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося (по Кодексу).

48. Образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания.

49. Обучающийся– лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы (по Кодексу).

50. Обучение– целенаправленный процесс организации и стиму­лирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.

51. Воспитание–целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося (по Кодексу).

52. Участники образовательного процесса – обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагоги­ческие работники (по Кодексу).

53. Качество образования –соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы (по Кодексу).

54. Цензовость образования –обеспечение образования в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы.

55. Специальное образование –процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказания коррекционной помощи, социальной адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

56. Специальные стандарты образования – образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся.

57. Содержание специального образования – специально отобранная и педагогически обработанная система знаний, умений и навыков в соответствии с познавательными возможностями учащихся, практическим и коррекционно-развивающим значение: завершенностью образования на определенном уровне, которая представлена в учебных плана программах и учебной литературе (учебно-методических комплексах).

58. Новые информационные технологии в специальном образовании применение современных технических средств, персональных компьютеров для коррекции, компенсации и реабилитации лиц с особенностями психофизического развития.

59. Специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития – условия, обеспечивающие создание безбарьерной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам путем предоставления обучающимся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, необходимых технических средств социальной реабилитации, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи.

60. Безбарьерная среда - система взглядов и действий, направленных на обеспечение доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества; устранение физических барьеров при передвижении в пространстве; психологических при взаимодействии; подачи информации в соответствующем для восприятия формате.

61. Особые образовательные потребности –а) в аспекте содержания образования - потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка;

б) в аспекте методов и средств обучения потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка;

в) в аспекте организации обучения потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды;

г) в аспекте границ образовательного пространства потребность в максимальном его расширение, его обеспечение и за пределами образовательного учреждения; в аспекте продолжительности образования — потребность в пролонгации процесса обучения, выход за рамки школьного возраста;

д) в аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействия - потребность в согласованном участии специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов (Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009).

62. Интегрированное обучения и воспитание– организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

63. Инклюзия– обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразных особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития.

64. Инклюзивное образование – международный приоритет в образовании – политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.

65. Психолого-педагогическое сопровождение – вариант междисциплинарного подхода в развивающейся системе специального образования; система комплексной коррекционной поддержки и помощи; метод, обеспечиваемый единством усилий педагогической, психологической, социальной и медицинской работы.

66. Социализация– это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление человека как общественного существа. Нередко под социализацией понимают осознанную адаптацию ребенка к окружающей действительности, а также постепенное его включение в систему общественных и производственных отношений.

67. Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе.

68. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

69. Педагогическое общение – общение между педагогом и учащимися, в ходе которого решаются учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи.

70. Альтернативные и поддерживающие системы коммуникации– способы передачи и приема устной или письменной информации, ее поддержки или замены в том случае, когда естественные способы общения по какой-то причине не могут осуществляться.

Наши рекомендации