Лекция 3.2. Система здоровьетворящих педагогических технологий как фактор организации процесса здоровьетворящего образования в современной школе

Во второй лекции третьего раздела: 1) представлена система здоровьетворящих педагогических (валолеогических) технологий, применение которых возможно и допустимо в условиях организации современного педагогического процесса и обеспечивает сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья учащихся и учителей при полноценной реализации задач обучения школьников; 2) дана характеристика каждой классификационной группы; 3) раскрыты признаки предлагаемых здоровьетворящих педагогических (валолеогических) технологий с учетом принципа их научной обоснованности.

Наши рассуждения представляется целесообразным начать с определения понятия «здоровьетворящие педагогические технологии», начав с выявления сущности понятия «технология», широко употребляемого в настоящее время в педагогике. Прежде всего, следует отметить, что данное понятие сформировалось в сфере технического производства, где технологией называется, во-первых, совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, или, по-другому, совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства и, во-вторых, наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства, то есть научное описание способов производства. Согласно такой трактовке, технологично организованный производственный процесс обладает тремя существенными признаками: 1) обеспечивает достижение гарантированного результата, то есть результата, максимально соответствующего цели; 2) тиражируем, то есть может быть реализован в условиях других производств, и 3) предполагает наличие нормативных допусков, понимаемых как возможные отклонения от планового протекания производственного процесса, которые не снижают ни качество продукта, ни эффективность самого процесса.

В настоящее время, как утверждает Г. К. Селевко, в понимании и употреблении понятия педагогической технологии существуют большие разночтения. Цитируя определения педагогической технологии, даваемые разными авторами, он приходит к выводу, что «понятие педагогическая технология может быть представлено тремя аспектами: 1) научным: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [176, с. 15].

В образовательной практике, согласно выводам Г. К. Селевко, педагогическая технология употребляется на трех иерархических уровнях:

1) на общепедагогическом (общедидактическом) уровне как общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология, характеризующая целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. И в этом смысле педагогическая технология синонимична педагогической системе, ибо в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2) на частнометодическом (предметном) уровне как частнопредметная педагогическая технология, равная по значению «частной методике», представляющей собой совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);

3) на локальном (модульном) уровне как локальная технология, представляющая собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной и работы и др.).

Наряду с этим, как отмечает Г. К. Селевко, различают технологические микроструктуры: приемы, звенья, инструментальные элементы педагогического процесса и др. Выстраиваясь в логическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию [176, с. 15-16].

Два определения педагогической технологии представлено в работе Н. Е. Щурковой «Практикум по педагогической технологии». Согласно первому определению, «педагогическая технология – это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, входящего в культуру». Согласно второму определению, «педагогической технологией называют совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия – ту сторону работы педагога, которая составляет ремесло педагогической профессии» [220, с. 6].

Соотнесение представленных определений педагогической технологии с содержанием общего понятия технологии дает нам основание предложить собственное определение данного понятия, отражающего, согласно позиции Г. К. Селевко, скорее всего локальный уровень, и считать педагогической технологией компонент специальным образом организованного целенаправленного педагогического процесса, который осуществляется при помощи определенно фиксированного комплекса методов и приемов, согласно логике системно связанных между собой этапов, что обеспечивает достижение гарантированного образовательного результата. В качестве нормативных допусков в технологично организованном педагогическом процессе выступают его продолжительность и личность педагога – руководителя процесса.

На основании данного определения можно сформулировать определение здоровьетворящих педагогических технологий, которые в силу их нацеленности на становление здоровья мы называем валеологическими. Валеологическая технология – это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях. В данном понимании валеологическая технология складывается из логически фиксированной последовательности определенных строго установленных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата.

Специфика валеологических технологий определяется тем, что, обеспечивая становление здоровья человека, которое понимается как гармоничное, сбалансированное функционирование его целостного организма во взаимодействии с окружающей средой, они тем самым способствуют становлению самой целостной личности, готовой к выживанию (то есть самосохранению) и полноценной самореализации в жизни. Валеологический, то есть здоровьетворящий, эффект данных технологий достигается благодаря тому, что все они построены на основе резонанса, который устанавливается между субъектом и объектом отдельных валеологических действий или систематизированной валеологической деятельности. При этом субъектом является активно действующий индивид, осуществляющий свою деятельность в строгом соответствии с установленным ходом процесса, а объектом – орган, система или функция организма индивида, а также любой предмет или явление окружающего мира, во взаимодействие с которым вступает субъект.

Все валеологические технологии, которые допустимо применять в условиях школьного педагогического процесса, можно классифицировать по нескольким разным признакам: 1) по инструментам или средствам резонанса, 2) по объекту воздействия или направленности резонанса, 3) по доминирующему образовательному результату в становлении личности.

Инструментами резонанса могут выступать отдельные органы и системы организма человека, а также их совокупность или целостный организм. Отсюда:

– по инструментам резонанса мы выделяем следующие технологии: окотерапию, слухотерапию, звукотерапию, музыкотерапию, хагтерапию (от английского hug – крепкое объятие), изотерапию, пневмотерапию (от греческого pneuma – дуновение, дыхание, воздух, и pneumön – легкое), ароматерапия, кинестезиотерапия (от греческого kinéõ – двигаюсь и aisthēsis – ощущение) и др. Основанием для употребления в названии технологии слова «терапия» служит буквальный перевод греческого «therapeia», означающего «забота», «уход» и только последним «лечение», поэтому «терапия» как вторая часть в названии валеологической технологии трактуется нами как забота о здоровье при помощи того или иного средства: в окотерапии – при помощи глаз, в звукотерапии – при помощи звуков, в танцетерапии – при помощи танцевальных, то есть хореографических движений, в изотерапии – при помощи средств изобразительного искусства: цвета, линии, композиции и т. д.;

– по объекту воздействия или направленности резонанса валеологические технологии объединяются в две группы: 1) интротехнологии типа «Я – Я», направленные на взаимодействие с самим собой (различные виды физических упражнений, самомассажа и пр.) и 2) экстратехнологии типа «Я – не-Я», направленные на взаимодействие с объектами окружающего мира: другими людьми, предметами и явлениями природы и культуры (все разновидности так называемых комплиментарных упражнений, созерцательная деятельность и пр);

– по доминирующему образовательному результату в становлении личности валеологические технологии объединяются в четыре группы: 1) доминирует формирование готовности к здоровьетворению, 2) доми-нирует формирование готовности к единению и согласию, 3) доминирует формирование готовности к творчеству, 4) доминирует формирование готовности к самоорганизации.

Заметим, что при таком подходе к классификации одна и та же валеологическая технология входит во все три классификации, но в разные группы, что является, во-первых, специфическим качеством валеологических технологий и, во-вторых, показателем комплексного воздействия каждой из них на организм человека. Применение валеологических технологий в условиях педагогического процесса позволяет выделить еще одно основание для классификации и объединить все технологии в две группы: 1) технологии, направленные на решение дидактических задач и попутно обеспечивающие сохранение здоровья, и 2) технологии, направленные на становление здоровья и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач. В первую группу данной классификации входят такие технологии, как технология развивающейся кооперации, технология работы с биномами, ряд дидактических технологий, которые условно можно назвать технологиями обучающего взаимодействия субъекта и объекта, а во вторую группу объединены все собственно оздоровительные технологии, в процессе протекания которых осуществляется познавательная деятельность учащихся и развитие их общеучебных, а также жизненно значимых умений.

На основании всего сказанного валеологическиетехнологииможноотнести к способам обеспечения здоровья учащихся и учителей в условиях реального педагогического процесса. Существенными признаками валеологическихтехнологий, как разновидности педагогических технологий, являются возможность их тиражирования, то есть освоения любым индивидом, и гарантированность результата. Однако следует особо подчеркнуть, что освоение данных технологий возможно только в режиме их проживания. Под проживанием в данном случае мы понимаем активное освоение субъектом данной технологии в процессе самостоятельной деятельности. Овладение технологией в режиме ее проживания достигается благодаря тому, что субъект:

во-первых, выполняет все установленные действия в полном соответствии с обозначенными руководителем (учителем) требованиями и указаниями;

во-вторых, осмысливает полученный результат и протекание прожитого процесса в ходе рефлексивной деятельности;

в-третьих, осмысливает деятельность руководителя, анализируя его действия, слова, указания, замечания, высказываемые на каждом этапе управляемого им процесса.

И, наконец, результативность каждой валеологической технологии зависит от соотнесенности между ее 1) целевой направленностью, 2) содержательной наполненностью, 3) инструментальной обеспеченностью (совокупностью способов и средств, обеспечивающих ее реализацию), 4) временными параметрами и 5) организацией пространства. Так, при организации во время урока валеопауз, содержание которых составляют различные физкультурные упражнения, следует учитывать расположение детей в пространстве классной комнаты, чтобы при выполнении отдельных движений они не травмировали друг друга или не оскорбили неэтичными позами. Например, не рекомендуется предлагать детям выполнять наклоны туловища вперед, если они стоят в колонку, то есть в затылок друг другу; или разводить руки в стороны, если дети стоят в шеренгу, то есть плечом к плечу и т. п.

Анализ различных видов гимнастик, комплексов физических и дыхательных упражнений, психологических тренингов, развивающих интеллектуальных игр и прочего тому подобного показал, что практически любое из данных средств можно превратить в валеологическую технологию, если обеспечить ее соответствие пяти принципиальным требованиям: простоты, доступности, безопасности, эффективности и экспертируемости. Под простотой в данном случае понимается легкость овладения данной технологией с минимальными затратами времени и сил; под доступностью – возможность овладения этой технологией людьми самых разных возрастов (от младших дошкольников до людей зрелых и пожилого возраста); безопасность обеспечивается добровольным и сознательным участием каждого человека в данном здоровьетворящем процессе, благодаря чему предупреждается любое насилие над личностью, в том числе вмешательство в психику человека помимо его воли и без его согласия; об эффективности технологии свидетельствует наступление в результате ее проживания быстрого оздоровительного эффекта; а экспертируемость как качественная характеристика валеологической технологии дает возможность измерить ее оздоровительную результативность.

На основании всего вышесказанного мы разработали систему валеологических технологий, представленную в табл. 6. Пользуясь данной таблицей, каждый учитель может составить любой комплекс валеопауз и отобрать валеологические технологии, которые обеспечат ему полноценное и оптимальное решение педагогических задач. Кроме того, предложенная система дает возможность комплексно подходить к постановке целей и задач уроков валеологии, ибо проживание каждой технологии способствует расширению знаний учащихся в области здоровья, развитию у них валеологических умений и воспитанию различных качеств, обусловливающих формирование гуманистически направленной, нравственно и духовно устремленной личности.

В ходе нашей исследовательской и экспериментальной работы с разными субъектами образовательного процесса (учащимися, учителями и родителями) мы применяли различные валеологические технологии. При этом мы использовали самые разные технологии: во-первых, оригинальные технологии разных авторов, обладающие здоровьетворящим эффек-

Таблица 6

Наши рекомендации