Усвоение действий по образцу
К важным способам усвоения общественного опыта относят
действия по образцу, но они принципиально отличаются от дей-
ствий по подражанию, так как производить действия по образцу
ребенку гораздо труднее. Образец создается взрослым, при этом
ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или дейст-
вия, а воспринимает уже готовый результат. Например, если взрос-
лый перед ребенком поднимает руку вверх, то малыш видит, как
с;низу вверх движется рука, и может повторить движения. Если
взрослый появляется перед ребенком с уже поднятой рукой, то
ребенку труднее выполнить задание. Такие же сложности возни-
кают у детей при действии с предметами по образцу. Он должен
вначале произвести анализ представленного образца, т. е. раз-
ложить мысленно целое на части (например, построить дом, состоя-
щий из двух частей: кубика и треугольной призмы), определить,
какая из деталей строительного материала находится внизу, наверху,
догадаться, как это сделать. Поэтому на первых этапах действий
по образцу ребенок должен делать только то, что выполнял по
подражанию. В случае, если малыш не может выполнить задание
по образцу, нужно вновь перейти к подражанию.
Действия по образцу не следует путать с выбором по образцу,
который связан с определенным уровнем развития восприятия. В
данном разделе не приводятся игры на выполнение действий с
предметами по типу «Дай такой», «Покажи такой» и т. п.
Зеркало
Цель. Учить выполнять движения по образцу.
Оборудование. Ширма.
Ход игры. Педагог ставит детей полукругом около ширмы, сам
встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например,
поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы
и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Дети выпол-
няют задание. Педагог хвалит тех, кто сделал правильно, а тем,
кто не сумел, показывает движение и просит выполнить по подра-
жанию.
Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое по-
ложение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытягивает
вперед и т. д.).
Обезьянка
Цел ь.Та же.
Ход игры. Проводится так же, как и поподражанию, только
смена положения рук производитсяза ширмой.
Домики для матрешек
Цель. Учить анализировать элементарный образец издвух ча-
стей, действовать пообразцу.
Оборудование. Строительныйматериал — кубы и треуголь-
ные призмы двух размеров (большие и маленькие) по количеству
детей, по две матрешки на ребенка (большая и маленькая), экран.
Ход игры. В гости к детям приходят матрешки. Малыши иг-
рают с ними, водят их гулять. Педагог говорит: «Ой, скоро пой-
дет дождь — надо построить домики, чтобы матрешки могли спря-
таться». Раздает детям строительный материал, и они по подра-
жанию строят большие домики. Затем взрослый строит маленький
домик, закрывая экраном процесс выполнения, потом показывает
постройку и предлагает построить такие же домики для маленьких
матрешек. Тем, кто затрудняется в выполнении задания, помогает
проанализировать образец, жестом показывая на разные части
постройки, или предлагает действовать по подражанию.
Сделай целое(занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Глина, клеенки, тарелки по числу детей,
экран.
Ход занятия. Педагог раздает детям глину. Показывает свой
комок и говорит: «У меня большой целый кусок глины и у вас
такие же». Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки,
показывает детям и предлагает сделать такие же. Дети выполняют
задание. Тем, кто затрудняется, педагог показывает, побуждая
подражать. Затем за экраном взрослый соединяет кусочки глины
и показывает большой комок: «У меня целый кусок глины. Сде-
лайте такой же». Дети выполняют действие по образцу. При необ-
ходимости применяется показ.
Ловкий мишка
Цель. Та же.
Оборудование. Мишки по количеству детей, экран.
Ход игры. Педагог раздает детям мишек и говорит: «Посмот-
рим, чей мишка самый ловкий. Мой будет показывать, а ваши долж-
ны сделать так же». За экраном сажает мишку на стол, снимает
экран, и дети видят сидящую игрушку. «Чей мишка ловкий?» —
спрашивает педагог и предлагает так же посадить своих мишек. За
экраном меняет позу игрушки (кладет его, ставит, поднимает ему
лапы) и вновь просит детей сделать по образцу нужное действие с иг-
рушкой. В случае необходимости помогает детям, прибегает к показу.
Сделай гриб(занятие)
Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из
двух частей.
Оборудование. Заготовки из картона (отдельно шляпки и
ножки) по числу детей.
Ход занятия. Педагог рассаживает детей вокруг малень-
кого стола, на нем зеленый лист бумаги. «Тут лужайка, на ней
сейчас вырастет много грибов»,— говорит воспитатель и раздает
детям заготовки. За экраном складывает из своих заготовок гриб,
помещает его на лужайке и предлагает детям сделать такие же.
Стул для матрешки
Цель. Та же.
Оборудование. Маленькие матрешки, из строительного на-
бора кубики и кирпичики одного цвета по количеству детей.
Ход игры. К детям приходят маленькие матрешки, по подра-
жанию действиям педагога гуляют, пляшут, прыгают. Потом взрос-
лый говорит: «Матрешки устали, хотят посидеть. Им нужны стуль-
чики». За экраном из строительного материала составляет стул
для своей матрешки, снимает экран и показывает детям, предлагая
сделать такие же. Затем дети усаживают матрешек на стулья.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ
В процессе действий с предметами у детей уже с младенче-
ского возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно
связано с физиологическим и психическим развитием ребенка.
Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает
подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится дейст-
вовать целенаправленно, правильно определять место предмета в
пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих дей-
ствиях форму, величину предметов. Таким образом у него проис-
ходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации.
Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается
согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок
хватает одной рукой, большие — двумя руками), тип хватания —
кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим
пальйами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется
движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы,
сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном
развитии к концу первого — начале второго года жизни ребенок
овладевает всеми перечисленными движениями.
В развитии ручной моторики у детей раннего возраста боль-
шую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия,
когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Прин-
цип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих
дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.).
Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер,
согласованность действий рук.
У умственно отсталых детей хватание без специального воз-
действия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологи-
ческой незрелостью ведет к несформированности ручных умений.
Поэтому с умственно отсталыми дошкольниками необходима дли-
тельная систематическая коррекционная работа по развитию зри-
тельно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к
обучению в школе (к письму), выполнению трудовых заданий, а в
будущем получить доступную профессиональную подготовку. Ди-
дактические игры могут внести большой вклад в развитие ручной
моторики.
РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ
Поймай мяч
Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, рас-
пределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстоя-
ние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева,
прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя
обеими руками.
Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, веревка,
леска для подвешивания мяча.
Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч,
привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка
перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малы-
ша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать
мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при не-
обходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется
слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить
его двумя руками.
Попляшем с погремушками
Цель. Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учиты-
вая их величину и форму; определять расстояние от себя и игрушки,
направление движения в пространстве; учить прочно захватывать
погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, под-
ражать действиям педагога.
Оборудование. Погремушки, разные по величине и форме,
по числу детей.
Ход игры. Дети сидят полукругом за столами на таком рас-
стоянии, чтобы можно было рукой достать погремушку. Взрослый
поочередно передвигает погремушки по леске и просит того или
иного ребенка поймать ее. Когда все дети получат погремушки,
их ставят в круг и показывают, как держать погремушку за рукоят-
ку, поднять ее вверх. Затем дети по подражанию действиям педа-
гога пляшут с погремушками.
Переложи игрушки
Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать ко-
ординационные действия обеих рук.
Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мо-
заика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.
Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, спра-
ва от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие
же предметы на столе у педагога.
Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие
предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что
второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так
же.
При необходимости индивидуально показывает, как сложить
пальцы и брать предметы. После того как дети соберут предметы
правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой
руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а дер-
жать сосуд правой.
Прокати шарики
Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреп-
лять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в
коробке, корзина.
Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и
класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что
шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию дети
по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как
катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2—3 шарика.