Умственное развитие детей со сложными нарушениями в процессе воспитания и обучения
Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...компенсация и вызревание совершаются на путях культурного развития глухого ребенка. Трагедия глухонемого ребенка, и, в частности, трагедия в развитии его внимания, заключается не в том, что он наделен от природы худшим вниманием, чем обычный ребенок, а в его культурном недоразвитии».
А вот что пишет сам слепоглухой человек – Суворов, А. В.:
«Аргументация И.А. Соколянского с А.И. Мещеряковым и аргументация Э.В. Ильенкова, как философского интерпретатора и пропагандиста их работы, предельно проста».
Во-первых, они стремились выяснить - и по возможности создать (а еще точнее, выяснить в процессе создания, в процессе "формирующего эксперимента"), - условия для формирования фундамента личности как соавтора общечеловеческой культуры, то есть для формирования собственной активности слепоглухонемого существа, для того как раз, чтобы это существо смогло стать СУБЪЕКТОМ собственной жизни, а не только ОБЪЕКТОМ пожизненного обслуживания. Поэтому основное психолого-педагогическое понятие И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова для первоначального периода детского развития - это понятие самообслуживания, точнее – формирования навыков самообслуживания. Решающим условием для формирования навыков самообслуживания, как и для формирования всей активности становящейся личности в течение всей ее жизни, признается совместно-разделенная деятельность, то есть сотрудничество сначала взрослого и ребенка, а затем сотрудничество личности в течение всей ее жизни со всеми, с кем пересекается ее жизненная траектория, со всеми соучастниками в определении этой траектории, - со всеми соучастниками в судьбе личности.
Например, у меня, на уровне взаимного соучастия в судьбе, совместно-разделенная деятельность длится всю жизнь, - начиная, естественно, с мамы, продолжая А.И. Мещеряковым, Э.В. Ильенковым и многими другими, кончая на сегодняшний день соучастием моим с лабораторией А.А. Бодалева, с Детским Орденом Милосердия, со Строительно-Педагогическим Объединением "Радуга" и многими другими организациями и отдельными людьми.
Во-вторых, упор у И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова и Э.В. Ильенкова делается на ответственности педагога за результаты его первоначального соучастия в судьбе слепоглухонемого ребенка, - на том, насколько грамотно он соучаствует, насколько грамотно объединяет и разделяет свои и детские усилия, то есть насколько грамотно стимулирует детскую активность. Педагог должен отвечать за себя, а не оправдывать свое бессилие (и попросту, как без обидняков уточняет Э.В. Ильенков, свою лень и безграмотность) какими бы то ни было физическими недостатками воспитанника, или мифической якобы "врожденной" ленью, слабоумием, "плохой памятью" воспитанника, - то есть не оправдывать себя по принципу сваливания с больной головы на здоровую. Именно от безответственности родителей, педагогов и прочих горесоучастников в судьбе ребенка Э.В. Ильенков защищал детей, и не только слепоглухих, а на примере слепоглухих всех вообще детей, - защищал со всей свойственной ему неукротимой страстностью.
Речь шла о выяснении и создании условий для САМОРАЗВИТИЯ личности в совместно-разделенной деятельности с другими личностями, через них со всем человечеством, - о саморазвитии сначала стихийном, потом все более сознательном, - о саморазвитии, невозможном без собственной активности личности, направленной на воссоздание общечеловеческой культуры, - невозможном без всяческого стимулирования так направленной активности. Все трое категорически настаивали всегда на том, чтобы педагог ни в коем случае не "переруководил" ребенком, иначе получится - нет, никакой не "искусственный интеллект", а искусственный, "удоборуководимый" робот. От превращения личности в робота, в дистанционно управляемую марионетку, больше всего и предостерегали И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков и Э.В. Ильенков. Иными словами, они больше всего были против именно моделирования "искусственного интеллекта".
Заключение
Не слово, нет, - сначала было тело.
И тело одухотворялось делом,
И становилось чуткою душой,
И мыслить Дух учился постепенно...
Короче, тело становилось мной.
Я очень рад, что моё тело бренно,
И трупом будет, и его сожгут.
Начало было, и конец настанет.
И в колумбарий пепел отнесут.
Меня бессмертие ничуть не манит.
(Суворов, А. В., 19 мая 2006, написано в больнице)
О.И.Скороходова пыталась ответить на вопрос, сформулированный в заголовке её книги: "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир". И как же? - Э.В.Ильенков, А.И.Мещеряков и Ф.Т.Михайлов отвечают: только через воссоздаваемый каждым из нас вариант общечеловеческой культуры, благодаря которому, независимо от состояния зрения и слуха, каждый из нас - не кто иной, как более-менее полномочный представитель Рода Человеческого. Вне культуры никакое восприятие, представление и понимание попросту невозможно.
Таков наиболее общий, принципиальный ответ.
Библиография
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - В кн.: Л.С. Выготский. Собрание Сочинений в шести томах. Том второй. М., "Педагогика", 1982.
2. Ильенков, Э.В. Откуда берется ум? - В кн.: Э.В. Ильенков. "Философия и Культура". М., Политиздат, 1991.
3. Левитин, К.Е. Лучший путь к человеку (репортаж из детского дома). - В кн.: Карл Левитин. Все, наверное, проще... М., "Знание", 1975.
4. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования их поведения. - М., "Педагогика", 1974.
5. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой. – 3-е. изд., М.: Академия, 2006.
6. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского – 2-е изд., испр. – М.: Академия 2005.
7. Суворов, А.В. Формирование сознания при слепоглухоте// http://suvorov.reability.ru/r_blind.html