Мотивация и ее влияние на учебно-познавательную и профессиональную деятельность человека
Мотивация– общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивация как процесс изменения состояния и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на: 1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения)
2) узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получит достойное вознаграждение за свой труд)
3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе)
4) широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов.
5) учебно-познавательные мотивы ( ориентация на способы добывания знаний, усвоения конкретных учебных предметов)
6) мотивы самообразования ( ориентация на приобретение дополнительных знаний)
Установлено, что в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения школьников. Группы мотивов находятся в динамической связи друг с другом, сочетаясь самым причудливым образом, в зависимости от обстоятельств. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определяются суммарным действием мотивов. Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Мотивы учения иногда подразделяются на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом. Но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Необходимо чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находиться в нем самом.
Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том. Какие причины побуждают его к действию. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, которые тем не менее могут быть очень сильными. Наконец, выделяются мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, и мотивы мнимые, которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человека является интерес. Интерес – реальная причина, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают.