Педагогические технологии в дошкольном образовании

Понятие «педагогическая технология» появилось в дидактике сравнительно недавно. Первыми его ввели в педагогический обиход американские педагоги в 70–е гг. XX в. В дословном переводе с греческого «технология» означает науку о мастерстве, или науку об умениях (технос – мастерство умения, логос – наука). Понятие технологии широко используется в различных науках.

Существует множество определений понятия «педагогическая технология». В первую очередь делается попытка определить педагогическую технологию как способ исследования педагогического мастерства, в котором выделяются общие составляющие для использования в деятельности других педагогов.

Чаще используется определение понятия «педагогическая технология» как практическое приложение этой науки.

Под педагогической технологией понимается совокупность диалектических действий педагога, психологически обоснованных и целенаправленных, обеспечивающих эффективный результат в воспитании, обучении и развитии личности. Под этими действиями понимаются методы, средства и приемы педагогической деятельности. В нашей отечественной периодике появились исследования, посвященные существующим технологиям. В них делаются попытки классифицировать разработки, выделить параметры, определить педагогическую эффективность. Одна из классификаций делит все педагогические технологии на 5 уровней.

1. Общие педагогические технологии. Охватывают весь образовательный процесс. Например, технология личностно—ориентированного образования.

2. Частно—педагогические. Охватывают одну из сторон процесса образования, например технологию сенсорного развития М. Монтессори; игровые технологии в обучении младших школьников или технологию эвристического (открытие) обучения.

3. Локальная технология – например технология организации групповой деятельности.

4. Технология «переключения» дошкольника от одного вида деятельности к другому.

5. Технология безотметочного оценивания результатов ученической деятельности младших школьников.

В дошкольном образовании одной из первых педагогических технологий частного характера можно назвать технологию, разработанную итальянским врачом, педагогом М. Монтессори (1870–1952). Цель ее состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»). Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых осуществлялось это развитие чувств. Все средства, предлагаемые М. Монтессори, можно разделить на 2 группы.

1. Средства, рассчитанные на свободное манипулирование.

2. Средства, предполагающие полезную практическую деятельность (по накоплению опыта).

Приведем примеры средств, относящихся к свободному манипулированию.

Для воспитания тактильных чувств:

• гладко отполированная дощечка, разделенная на 2 равные части, одна из которых покрыта наждачной бумагой;

• такая же дощечка с полосками наждачной бумаги, чередующейся с гладкой поверхностью;

• дощечка, на которой наклеены 60 полосок бумаги, от грубой (наждачной) до атласной (меловой);

• коробочка со всевозможными тканями (лоскутками) от самых грубых до самых тонких и мягких.

2. Кинестетика (ощущение мышечного напряжения) при определенном весе.

Для развития слуховых чувств М. Монтессори предлагает такие средства, как полые цилиндры, в которые насыпается одинаковое количество вещества: крупных камешков, фарфоровой дроби, мелких бобов, мелких кусочков дерева, риса, манной крупы. Цилиндры заклеены и при манипулировании издают звуки различных оттенков. В дополнение М. Монтессори предлагает инструменты, издающие музыкальные звуки: оркестровый металлофон, барабан, детское фортепьяно.

Во вторую группу вошли средства, способствующие, с одной стороны, дальнейшему совершенствованию чувственных анализаторов, с другой стороны – приобщению детей к практической деятельности, например, решетка для застегивания пуговиц, рамки—вкладыши, лестницы и т. д.

М. Монтессори определила условия использования дидактических материалов.

1. Дидактические средства (материалы) должны осваиваться в свободном манипулировании.

2. Задача педагогики состоит в стимулировании интереса детей к этим манипуляциям.

3. Дидактические материалы представляют выстроенную систему и даются в строго определенной последовательности.

4. Манипуляции производятся детьми столько, сколько им будет угодно.

М. Монтессори не разделяла положительных мнений других педагогов о развивающих возможностях игровой деятельности, поэтому в ее технологиях не содержится рекомендаций по ней. Она справедливо считала, что развитая сенсорная система является основой для интеллектуального и общего развития. Кроме того, М. Монтессори утверждала, что соблюдение условий манипулирования дидактическими средствами приводит к развитию и совершенствованию у детей произвольного внимания, сосредоточенности и самодисциплины.

Современные исследователи проблемы воспитания дошкольников не во всем соглашаются с М. Монтессори, но признают полезность и эффективность разработанных ею дидактических средств. Современной педагогической технологией является теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Основная цель – развитие интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. ТРИЗ разработана на разных уровнях образования (от дошкольного до высшего).

Создателями ТРИЗа предлагаются оригинальные методы и средства развития интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. К этим методам и средствам относятся: метод тотальных объектов, типовые приемы фантазирования, системный оператор, морфологические таблицы, метод маленьких человечков.

I. Сущность метода тотальных объектов состоит в том, что какой—то объект или предмет становится основным при организации деятельности детей. Авторы ТРИЗа считают этот метод универсальным, т. е. он может использоваться в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, развитии речи и т. д.

Возможности метода тотальных объектов состоят в том, что с его помощью может быть сформировано умение увидеть главное, основное: умение анализировать объекты и устанавливать взаимосвязи. Метод тотальных объектов способствует воображению.

II. Типовые приемы фантазирования. Главная их цель состоит в развитии воображения дошкольников. Авторы разработок предлагают 4 типовых приема фантазирования.

1. «Очеловечивание» приемов и явлений.

2. Изменение сюжета сказки.

3. Изменение эпизода сказки.

4. Изменение конца.

Эти приемы фантазирования способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязи и умения при известных способах действия предлагать новые, неизвестные.

III. Морфологическая таблица, с помощью которой можно выделить некоторые части объектов, предметов, явлений, например основные части сказки.

педагогические технологии в дошкольном образовании - student2.ru

Данный метод способствует формированию таких умений, как умение увидеть структуру объекта, т. е. главное. Аналогичными возможностями обладает системный оператор. Первый метод используется авторами ТРИЗа для анализа состояния вещества: жидкого, газообразного, твердого. Каждому состоянию соответствуют свои человечки. Этот метод способствует формированию видения структуры объекта.

Технологию ТРИЗа критикуют за недостаточное психолого—педагогическое обоснование методов и средств, которые она предлагает. Слабость этого обоснования связана с тем, что технология появилась в связи с исследованиями по созданию искусственного интеллекта.

Н. Потаповой создана локальная технология, суть которой состоит в том, что к зрительным и моторным анализаторам, участвующим в усвоении детьми написания букв, добавляются тактильные анализаторы. Для включения анализаторов Н. Потаповой разработана система средств: изображение букв или элементов из наждачной или бархатной бумаги. Н. Потапова предлагает систему приемов для работы с этими элементами.

Б. Зайцевым предложена локальная технология раннего обучения чтению. Ядром являются дидактические средства в виде наборов кубиков, на которых в определенной последовательности и сочетании расположены отдельные кубики со звуками, разработаны приемы манипуляции с кубиками.

Б. и Е. Никитины разработали систему технологических приемов развития интеллекта.

В дошкольных разработках предлагаются отдельные педагогические приемы. Например:

– прием переключения деятельности (чтобы ребенок не делал «плохое», нужно дать возможность делать хорошее и интересное для него);

– положительное подкрепление (суть в одобрении, поощрении позитивного поведения – прием способствует закреплению положительных привычек);

– прием отрицательного подкрепления (цель – предупредить нежелательные поступки);

– прием «эмоциональная установка» (взрослый в присутствии ребенка демонстрирует ярко выраженные эмоциональные отношения – положительные/отрицательные к чему—либо, таким образом подает пример отношения ребенку + вариант этого приема: «эмоциональный контраст»).

Наши рекомендации