Компенсация - это восстановление, возмещение утраченного или нарушенного зрения в результате перестройки функциональных особенностей организма.
Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития, связанного со зрительными дефектами (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), а также недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, в координации движений и др.).
В результате коррекционного воздействия в коре головного мозга возникают и заглубляются новые временные связи, «обходные пути» (по Л.С. Выготскому), по которым направляется информация в обход пораженных участков или всей центральной зоны зрительного анализатора. Т.е. возникает компенсаторная перестройка, информация поступает через сохранные анализаторы (слух, осязание, обоняние, суставно-мышечная чувствительность...).
В практике обучения слепых и слабовидящих часто можно встретиться с мнением, когда коррекция определяется как способ компенсации дефекта. На наш взгляд, с позиций тифлопедагогики, следовало подойти к этим понятиям более широко. Поскольку мы говорим о становлении личности в результате общего и специального образования, то коррекционно-педагогическая работа должна рассматриваться приорететно к результату (компенсации), ибо вся педагогическая сущность в качественном и количественном объёме заключена именно в ней. Коррекция (в педагогическом понимании) - понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребёнка, является основой, органическим стержнем всей учебно-воспитательной работы в системе специального образования людей с нарушением зрения (что мы и показали на рис.2).
Коррекция первична, а компенсация вторична,но это не рядоположен-ные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут (в широком смысле) рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы (рис. 3) непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даст должной степени компенсации дефекта и придётся (возможно не один раз) возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка.
Определяя первичность коррекции и вторичность компенсации (в тифлопедагогическом отношении), следует помнить и об одном исключении. Существует понятие «биологическая компенсация».Это врождённая приспособленность человека к различным нарушениям в работе организма, когда одна 58
Предмет, тема занятия
Цель коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Коррекция психического развития |
Коррекция физического развития
Средства коррекции
Руководство учебно-познавательной деятельностью детей с нарушениями зрения
Формирование сенсорного опыта |
Формирование приёмов
и способов умственной
деятельности
Коррекционная направленность методов обучения и воспитания
Формы организации коррекционной работы
Ожидаемый эффект компенсации дефекта
Рис. 3. Схема этапов коррекционно-педагогаческой работы.
система компенсирует недостаток в работе другой. Естественно, что она будет первичной и её" следует учитывать в организованном тифлопедагогическом процессе.
Содержание педагогической коррекции должно быть увязано с содержанием общеобразовательных предметов в специальной школе для детей с нарушением зрения. Л.И. Солнцева выделяет две модели решения проблемы содержания обучения.
Первая, основана на исследованиях И.С. Моргулиса и заключается в том, что коррекционное воздействие осуществляется в процессе общеобразовательного обучения путём усиления руководящей функции педагога и определённой её направленности.
Вторая заключается в том, что содержание общеобразовательных предметов в школе для слепых также должно быть коррекционным и не копировать содержания, изучаемого в массовой школе (Л.И. Солнцева, 1991,12).
Действительно, каждый учебный предмет содержит коррекционный материал и его надо вычленить. Необходимо проанализировать тему каждого занятия и определить, какие виды коррекционной работы можно методически увязать с изучаемым программным материалом. Такой анализ поможет выделить наиболее рациональные виды коррекции как психического, так и физического развития детей со зрительной депривацией.
Эти положения можно соотнести и к специфике обучения слабовидящих детей.
Такой коррекционный подход учебной программе и предмету с позиций доступности материала в содержании общеобразовательного предмета определяет эффективность усвоения его учащимися с нарушением зрения.
Коррекционная работа направлена на преодоление и ослабление вторичных функциональных отклонений в развитии ребёнка, связанныхс нарушением зрения(это не исключает влияния и на первичный соматический дефект).Из вторичных отклонений в развитии детей практически все исследователи-дефектологи выделяют нарушения в психическом и физическом развитии детей, детерминированных первичным дефектом. Естественно, что коррекция этих недостатков в развитии аномальных детей должна быть отражена в структурных компонентах содержания данной работы.
Система вторичных отклонений в развитии слепых и слабовидящих школьников и дошкольников взаимосвязана и взаимообусловлена, коррекционная работа должна строиться на учёте взаимосвязей различных видов отклонений в развитии, на комплексном и системном подходе при разработке целенаправленных педагогических мероприятий по преодолению выявленных дефектов. Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действия принципа коррекционной направленности обучения, воспитания и развития детей с недостатками зрения. В результате реализации со-60
держания коррекционно-педагогической работы и программы изучения учебного предмета мы должны придти к замещению нарушенных или утраченных функций у ребёнка с аномальным зрением, т.е. - к компенсации дефекта.
Ожидаемый эффект компенсации зрительного дефекта будет выражаться в формировании у детей адекватных представлений об изучаемых объектах и явлениях, а также понятий по степени обобщённости на уровне нормы (зрячих сверстников) или приближенных к ней.
Если ожидаемого компенсаторного эффекта не получается, то необходим возврат к целям и содержанию коррекции, анализ методики коррекционной работы и корректировка тех элементов системы, которые качественно не сработали в тифлопедагогическом процессе.
При реализации содержания коррекционно-педагогической работы мы выделили, основываясь на исследованиях И.С. Моргулиса, отдельно формирование сенсорного опыта и формирование приёмов и способов умственной деятельности слепых и слабовидящих учащихся. Эти два процесса составляют основу педагогического руководства учебно-познавательной деятельности детей и тесно увязаны друг с другом (на схеме показано стрелками). Более того, они не могут существовать и проявляться отдельно, изолированно друг от друга. Нельзя оторвано рассматривать чувственное познание от логического.
Ощущения, восприятия, представления, которые лежат в основе формирования сенсорного опыта, проявляются также взаимосвязано. И та условная очерёдность, которая говорит о последовательности данных психических процессов: сначала ощущения, затем восприятия и далее представления, наукой не подтверждена. Более того, формирование сенсорного опыта не может осуществляться без умственных операций. Поэтому руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся осуществляется не по двум самостоятельным этапам, а в ходе единого процесса. Условное деление введено для того, чтобы достигнуть более доступного понимания путей реализации содержания коррекционной работы, чтобы выделить детешинирующие составляющие процесса и учитывать их в специальной направленности учебно-воспитательной работы. Это очень важно при овладении учащимися основами наук по предмету и при учёте специфики познавательной деятельности слепых и слабовидящих.
При тесной связи всех элементов коррекционной системы нельзя выхватывать отдельные её этапы при анализе несостоявшегося эффекта реализации целей и содержания коррекционной работы, необходимо прослеживать в организационно-методическом плане всю работу, выявляя слабые звенья. Только в этом случае анализ коррекционной работы будет справедлив и достоверен.
Коррекционно-компенсаторная работа осуществляется не изолировано, а во взаимодействии со средой, с конкретными условиями окружающей действительности и это имеет важное значение и влияние на содержание коррек-ционного обучения.
3.3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выше мы рассмотрели связь содержания коррекционной работы с общеобразовательным процессом, и эта взаимозависимость должна осуществляться на всех этапах коррекции и в формах организации этой деятельности.
Непременным условием проведения коррекционно-педагогической работы является связь и взаимообусловленность процессов преодоления недостатков психического и физического развития детей, детерминированных первичным дефектом (нарушенное зрение), а также установление взаимозависимости при формировании сенсорного опыта ребёнка и приёмов его умственной деятельности.
Такое понимание позволяет нам сформулировать и дать определение содержанию коррекционной работы на основе рассмотренных положений. На этом пути нам бы хотелось отметить, что коррекционно-педагогический процесс выступает как вид деятельности не только педагога, но и ученика, подчеркнуть активную позицию в этом процессе аномального ребёнка при самообразовании и овладении корренционными знаниями, умениями и навыками.
Коррекционно-педагогическая работа должна включать в себя и определённые элементы, связанные с медицинской коррекцией, которая направлена на преодоление дефектов органа зрения детей, содержит необходимые офталь-мо-гигиенические рекомендации и содействует формированию личности слепого или слабовидящего воспитанника.
Исходя из сказанного, мы можем определить содержание коррекционной работы в соответствии с конечной целевой установкой, а именно - формирование всесторонне развитой гармоничной личности, способной наравне со зрячими участвовать в общественно-трудовой жизни страны.
Содержание коррекционной работы в специальном образовательном учреждении - это программа оптимальной, целеустремлённой педагогической, психологической и медицинской деятельности, а также самообразования учя-щихся, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с нарушением зрения, свойств и качеств
Их личности.
Определив сущность коррекционной работы с позиций её общего содержания, необходимо рассмотреть и формы её организации в специальных школах и дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения. Системный и комплексный подход к этой проблеме позволяет выделить четыре важнейших формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. В основу классификации положены: место, условия и цели проведения коррекционно-педагогической работы:
1. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.
2. Специальные коррекционные занятия.
3. Корренционные занятия в семье.
4. Самокоррекция.
62 ;,
Педагогическая коррекция
\/
Психолого-педагогические рекомендации
Коррекционные занятия в семье |
Специальные коррекционные занятия |
Коррекционная направленность общеобразовательного процесса
/ч |
Ч
Офтальмо-гигиенические и медико-эргономические рекомендации
/\
Медицинская коррекция
Рис. 4. Структурные компоненты коррекционного тифлопедагогического процесса в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
И
Щ'.
ШМ.
ШШм
Iff
Коротко поясним каждую форму организации коррекционно-педагогичес-кой работы (рис. 4).
Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществляется на всех формах занятий в специальных школах и ДОУ. Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методам проведения, спецификой их структурного построения.
Особенно важно, о чём мы упоминали выше, это органично соединить изучаемый материал по разным предметам с коррекционно-педагогической работой, определить какие виды и приёмы педагогической коррекции наиболее рационально и эффективно можно использовать при изучении той или иной программной темы.
Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый дефект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепотой, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения. Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией.
В учебных планах специальных школ за чертой общеобразовательных предметов идёт перечень специальных коррекционных занятий, которые проводятся помимо предметных уроков. Это развитие осязания, остаточного зрения, ЛФК, ритмика, ори-ентировкав пространстве, логопедия, социально-бытовая ориентировка...
В дошкольных специальных учреждениях тифлопедагоги и воспитатели также проводят аналогичные занятия. Здесь осуществляется дифференцированный подход к детям, они объединяются в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии, этиологии заболевания, структурно-функциональным нарушениям органа зрения и др. Это позволяет более качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию.
Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников.
Важно то, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе или ДОУ, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и др. деятельности. Задача специальных образовательных учреждений, администрации, учителей и воспитателей организовать для родителей широкую просветительную и консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приёмы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребёнка. Несложная педагогическая коррекция, посильная для родителей и родственников ребёнка обязательно должна проводиться в семье, быть подконтрольна и направляться специалистами школы и ДОУ.
Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учеб-64
ных занятиях, в ходе воспитательных и других мероприятий должны закрепляться и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социально-бытовую практику ребёнка, в его повседневную жизнь.
Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возрастным периодам.
Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эффективными, если эта деятельность осуществляется в системе, с должным упорством и волевым настроем. Так, например, известны случаи, когда, в результате упорной самостоятельной работы слепые люди осваивали процесс чтения с помощью осязания рельефно-точечного шрифта по скоростным параметрам на уровне нормы. Т.е. они читали рельефный текст с такой же скоростью, с какой читают плоский шрифт глазами зрячие люди. Более того, есть примеры, когда незрячие могут читать с помощью осязания, даже быстрей, чем многие зрячие. В.Д. Корнеева - Заслуженный учитель школы РФ, будучи абсолютно слепой не уступала зрячим коллегам по скорости чтения, а многих превосходила.
В специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения эффективность коррекционно-педагогической работы зависит от того, насколько этот процесс увязан с медицинской коррекцией. Эти два процесса взаимосвязаны и, несмотря на существующие особенности и профессиональную направленность, выполняют общее дело по преодолению недостатков развития детей с нарушением зрения.
В ходе психолого-педагогического анализа и практики обучения и воспитания детей с аномалией зрения создаются определённые рекомендации, которые реализуются по всем четырём формам коррекционного процесса.
Медицинские работники специальных школ и ДОУ разрабатывают офталь-мо-гигиенические и медико-эргономические рекомендации, которые определяют оптимальные условия организации педагогической коррекции. А именно, в этих рекомендациях содержатся указания по физическим, зрительным и тактильным нагрузкам, по использованию в ходе занятий средств оптической коррекции, тифлоприборов, специального оборудования и др.
Педагогические и медицинские работники совместно решают проблемы утомляемости детей, освещённости помещений для занятий, специальной наглядности и средств обучения.
Современные позиции педагогики сотрудничества требуют, чтобы коррекционная деятельность в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения проводилась в системе чёткого взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, медицинских работников и детей при условии детального учёта всей клинической картины зрительной патологии, особенностей развития детей и прогнозирования этой деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Определите место коррекционно-педагогической работы в системе спе
циального образования детей с нарушением зрения.
2. Каковы структурные компоненты корренционно-педагогической рабо
ты? В чём проявляется её триединство?
3. В чём сущность понятия о двух уровнях развития ребёнка, которое ввёл
Л.С. Выготский?
4. Как соотносятся между собой два понятия «коррекция» и «компенсация»
дефекта?
5. Возьмите тему конкретного занятия и проследите этапы коррекционнои
работы в соответствии с предложенной схемой на рис. 3.
6. Как связаны между собой коррекция психического и коррекция физичес
кого развития детей с нарушением зрения?
7. Может ли наглядность выступать как средство коррекции? Ответ аргу
ментируйте.
8. Как вы понимаете процесс формирования сенсорного опыта у детей с
нарушением зрения?
9. В чём вы видите существенные связи первичного и вторичного дефекта у
детей с нарушением зрения?
10. Определите формы организации коррекционнои работы в об
разовательных учреждениях для детей с нарушением зрения.
11. Как связаны между собой педагогическая коррекция и медицинская?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Беспсшъко В.П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж, 1977.
ВиктороваЛ.Г. О педагогических системах. -Красноярск, 1989.
ВыготскийЛ.С. Избр. психол. исследования.-М., 1956,-С.251-257.
Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития//Дефектология, №2,1989.-С. 3-15.
Каган М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа. - М, 1974.-С. 22-24.
Леднев В. С. Содержание образования. -1989. - С. 20-60.
Плаката Л. И. Теоретические основы коррекционнои помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения//Автореферат докт. диссертации. — М., 1998.
Солнцева ЛИ. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихоло-гии //Дефектология. -1990. - №5. - С. 10-18.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКаМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ....................................................................... 3
Глава I. Тифлопедагогика. Её объект, предмет, задачи,
основные категории и методологические основы...........................................3
1.1. Тифлопедагогика как наука, её становление и развитие.............. 3
1.2. Объект и предмет тифлопедагогики.................................................... 5
1.3. Методологические основы тифлопедагогики,
её связь с другими науками........................................................................... 9
1.4. Задачи тифлопедагогики...................................................................... Ц
1.5. Методология и методы тифлопедагогического исследования.. 13
1.6. Структура тифлопедагогической науки.......................................... 20
1.7. Российская и западная модели специального
образования людей с нарушением зрения.............................................. 28
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................... 32
Литература для самостоятельной работы............................................. 33