Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА
В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микрогруппы. Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например: что было хорошего в сегодняшнем дне? Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? После пяти минут обсуждения от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.
«Коллективный рассказ». Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «на что похож сегодняшний день?».
«Метод оценки». Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Вожатый выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
«Рассказ-эстафета». Рассказ-эстафета с передачей предмета. Кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, т. е., кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершение вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, вожатый подводит итоги сам.
«Свободный микрофон». Участники огонька высказывается пожеланию по очереди. Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.
«Цвет дня». Ребятам предлагается вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.
«Цепочка». Один участник говорит несколько фраз, связанных со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.
«Что получилось?». По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной к активной позиции в отряде.
ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА
«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дня я бы исправил…; сделал…; добавил…;
«Машина времени». Игра-отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив – ребята рассказывают о предстоящей смене так, будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.
«Отряд для меня». Финал смены – каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми пережитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.
ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ
«Живой уголек». Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т. д. – «живой уголек». Высказываются последние пожелания и «живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
«Расскажи мне обо мне». Финальный огонек – о каждом участнике говорят другие: высказывает свое мнение один человек и нескольких называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СДЕЛАТЬ ОГОНЬКИ РАЗНООБРАЗНЫМИ
«Блуждающая свеча». Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечку, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.
«Дерево». В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми-самыми.
«Дом». Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.
«Жаль, что его нет». Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было бы с начала смены.
«Жизненный девиз». Каждый участник пишет на листке бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т.д.
«Звезды». На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: «Чего я боюсь?», «Моя мечта», «Из-за чего бы я заплакал?», «Если бы я был волшебником». Каждый из участников выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.
«Имена». Каждый ребенок, по очереди, рассказывает о своем имени: почему его назвали именно так, откуда произошло его имя, как называли его в детстве, как он хочет, чтобы называли его здесь, какое его любимое прозвище…
«Клубок». Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто сидит не рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых соткан целый узор.
«Лифт времени». Нужно вспомнить и рассказать о трех важных, запоминающихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом… Почему тебе запомнились именно они?
«Молчание». Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузится в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделиться своими ощущениями.
«Моя забытая игрушка». У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминаете, как вы играли вместе, и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. «Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…».
«Ниточки». Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивает на развернутую оценку дня или короткую реплику.
«Огонек страшных историй». На огоньке все рассказывают страшные истории и традиционные «страшилки».
«Письмо домой». У детей есть возможность написать письмо домой, в котором можно рассказать о том, как живется в отряде, что дают на полдник, о своих новых друзьях, о вожатых и т.п. если кто-нибудь захочет, то может прочитать свое письмо вслух.
«Расскажи мне о себе». Все сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди рассказывает о том, что он узнал о своем соседе справа за смену, пытается охарактеризовать его, какой он?
«Ручеек, река, озеро, море». Ребята по очереди говорят, как они себя сейчас ощущают: как ручеек, как река, как озеро, как море. Кто ты сейчас? Какой ты? Может быть, ты стремительная горная река, или же спокойное море, над которым восходит солнце. Закройте глаза и представьте себя. Попробуйте рассказать нам о себе.
«Самое важное слово». У каждого из нас была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. Сейчас у участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее, и произнести вслух то слово, которое изменило бы ту ситуацию.
«Свеча – спасибо». Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: «я хотела бы сказать спасибо … за то, что…».
«Сказочная поляна». На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?
«Три желания». Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые желания. Загадайте их. Давайте поделимся, друг с другом, какие желания кто загадал, расскажите о двух желаниях, а одно, самое сокровенное, оставьте при себе.
«Чемоданчик в дорогу». В волшебный чемоданчик можно положить что угодно, и оно сохраниться в неизменном виде. Каждый выбирает по три вещи, которые он хотел бы увезти со смены: друга, вкусный полдник, вечера у костра.
«Черный и золотой стул». Каждый ребенок, по своему выбору, может сесть или на «золотой» или на «черный» стул. На «золотом» о нем будут говорить только хорошее, на «черном» – будут обсуждаться только недостатки, плохие черты его характера. Нельзя касаться физических недостатков ребенка.
ОГОНЬКИ
ВТОРАЯ ПОЛОВИНКА
Автор: Ю.Ю. Демидова, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель: диагностическая, выявление внутренних проблем; индивидуальное проявление личности; высказывание своей точки зрения, умение слышать и слушать других.
Предварительная подготовка: утром детям говориться, что день у них сегодня будет необычный, посвященный любви. Отрядное место оформляется свечами, сердечками. Фоном звучит медленная музыка.
Вводная:Любовь – самое замечательное чувство на земле. Человек с самого рождения окружен ею: любовь родителей, отношения в семье уже в детстве закладывают в ребенке стремление к теплым чувствам, любви. Давайте попробуем сегодня подарить друг другу радость, внимание. Далеко отсюда, дома, кто-то скучает без вас. И, быть может, чья-то улыбка согреет своей теплотой и ваших близких. Попробуйте мысленно связаться с людьми, которые вам дороги пусть они почувствуют связь с вами, не смотря на расстояния. Закончиться день огоньком, посвященным любви.
Вожатый настраивает ребят. Сам начинает разговор, рассказывая легенду: «Много-много лет назад в далеком городе на морском побережье жила счастливая семья, в которой недавно родилась дочь. Родители очень ждали появления малышки. Девочка росла очень веселым и открытым ребенком на радость родителям.
И вот ей исполнилось семнадцать лет. Из девочки-непоседы она превратилась в красивую, умную девушку. Она очень любила музыку, природу и весь мир. Однажды солнечным и безветренным днем она гуляла у стен старого замка. Вдруг большая туча закрыла солнце и, подняв глаза на самую высокую башню замка, девушка увидела слепящий свет в окошке. Как и все молодые любопытные особы, она очень заинтересовалась, что это может быть. Подойдя к воротам, она увидела старушку. Поздоровавшись, девушка спросила у нее, что там так ярко светится. Старая женщина сразу изменилась в лице и посоветовала никогда не подниматься наверх, потому что это принесет беду. Девушка, конечно, не послушала ее, любопытство одержало верх. Когда она поднялась по крутой лестнице на самый верх башни, то увидела человека, сидящего перед яркой лампадой. Он сидел спиной к двери, поэтому она не могла видеть его лица. Как только он услышал, что кто-то вошел, то сразу задул огонь. Девушка почему-то не испугалась. Она заговорила с незнакомцем. Он рассказал ей свою историю. В его доме случился пожар, у него обезображено лицо, поэтому он не выходит к людям. Они долго разговаривали. Незнакомец оказался интересным собеседником, их очень многое связывало и, к тому же они были одного возраста. Девушка стала приходить сюда каждый день. Она сама не понимала, что же ее так притягивает.
Через некоторое время она уже не могла прожить и дня без общения со своим новым другом. Не делясь ни с кем своим секретом (даже друг с другом), они осознавали, что их сердца полны любовью, и самое огромное счастье – взаимной.
Однажды он подарил ей половинку нарисованного сердца, а вторую оставил у себя. Девушка поняла, что этот подарок дороже, чем все золото мира. Как-то раз, поднимаясь по лестнице, словно на крыльях, она мысленно говорила ему слова любви, которые наконец-таки решила произнести вслух. Войдя в темную комнату, ее охватил страх. Девушка привыкла к темноте, но сейчас почему-то она не чувствовала его присутствия. Она позвала его, но не услышала ответа. Его не было…
Прошло несколько месяцев. Девушка так и не нашла своего любимого. Вскоре заговорили о странной девушке, которая подходила к нищим, прокаженным, и показывала им нарисованную половинку сердца. Она искала свою вторую половинку…».
Ребята сами могут выбрать круг вопросов, которые хотят обсудить, например: Как меняется человек, когда он любит и любим? Когда, по-вашему, дружба переходит в любовь? Чем любовь отличается от влюбленности? Верите ли вы в любовь с первого взгляда? Почему так больно расставаться? Безответная любовь – сладкая мука? Моя первая любовь.
Вопросы написаны на сердечках, ребята по кругу (по желанию) берут сердечко и зачитывают вопрос. Каждый желающий может высказать свое мнение.
Огонек можно закончить фразой: «А теперь закройте глаза и представьте свою вторую половинку. Какая она?».
Подведение итогов: предложить задуматься о том, какое место занимает любовь в нашей жизни.
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Автор: А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель: прежде всего, огонек позволяет проследить личностный рост участников и им самим упорядочить, проследить свое развитие. Выявляются многие скрытые проблемы, и при помощи и участия всех, кто присутствует на огоньке, дается взгляд со стороны на каждого участника. Разработан для коллективов, где дети, в принципе, давно знакомы, как первый огонек, огонек знакомства, т.к. затрагивает темы и области, которые не так часто обсуждаются при общении в таких замкнутых группах; позволяет по-другому взглянуть на давно знакомых людей; узнать что-то новое, неизвестное. Может использоваться и на сборных коллективах как первый огонек или в течение смены.
Реквизит: Свечка, вокруг три предмета: игрушка, зеркало, часы. Игрушка всегда ассоциируется с детством, поэтому, взяв ее в руки, легче рассказать о себе маленьком; зеркало – сегодня; часы всегда идет вперед – это завтра.
Ход огонька:огонек проходит в три круга, из которых самый сложный – второй («Сегодня»). Сразу оговаривается, что каждый, кого что-то задело или заинтересовало в словах другого, не перебивая, может задать свои вопросы, и даже поощрять это. И если на огоньке действительно будут такие ситуации, то он получится интересным, и можно считать, что огонек удался.
Первый круг «Вчера» – игрушка идет по кругу, и тот, к кому в руки она попадает, рассказывает о том, каким он был маленьким: круг общения, любимые занятия, кем хотел быть, о чем мечтал.
Второй круг «Сегодня» – зеркало идет по кругу. Задание: 1) Посмотреть на свое отражение как бы со стороны и сказать: если бы ты встретил такого человека в толпе, на улице, какое бы впечатление он на тебя произвел бы, что бы ты о нем подумал? 2) Как ты изменился по сравнению с «вчера», чего добиваешься, о чем мечтаешь теперь? Ни в коем случае не настаивать на том, чтобы, рассказывая, участник постоянно смотрел в зеркало. Те, кто могут, итак это сделают. Очень интересно и полезно посмотреть, как участники реагируют на зеркало. Некоторые смотрят в него постоянно в течение рассказа, и выдают в основном положительные отзывы о себе. Многие отворачиваются и возвращаются к нему несколько раз, многие, взглянув один раз в начале, тут же отворачивают зеркало от себя.
Третий круг «Завтра» – по кругу идут часы, и каждый говорит, каким он видит себя в будущем, уже взрослым (чего достигнет в обществе, семья и т. д.).
Подведение итогов: предложите детям задуматься о том, как и кем, они растут, как изменяются, достигают ли они поставленных целей, что мешает и т. д.
МОЙ МИР
А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Цель: развитие в ребенке умения оценивать, анализировать окружающее, выработка собственного мнения на происходящее вокруг, определение степени тревожности детей.
Возраст: любой, но, соответственно, изменяется 2 часть, подгоняется под возраст и особенности детей.
Ход огонька:вначале проводится беседа, в ходе которой ставятся вопросы, касающиеся окружающего мира; проблемы, с которыми в нем сталкивается ребенок; места и позиции, который занимает ребенок в окружающем мире.
Примерные варианты вопросов: назвать несколько положительных и отрицательных сторон окружающего мира; комфортно ли вы чувствуете себя в нем; что беспокоит, какие проблемы мешают воспринимать окружающее позитивно; чего больше – хорошего или плохого; что делает этот мир таким интересным и ярким; цветовая ассоциация на окружающее и т.д.
И вопросы, и форма их постановки варьируются в зависимости от возраста, контингента и настроя детей. Можно проводить в форме огонька.
Затем небольшое «погружение». Например: «Закройте глаза, расслабьтесь… Сосредоточьтесь на звуках вокруг вас, все больше и больше расширяйте круг прослушивания, включайте в него все более широкие горизонты… Почувствуйте дыхание окружающего мира, его движение, изменчивость… Потянитесь к н ему… Что-то вызывает раздражение? Ничего, начинайте изменять то, что вам не нравится… Постепенно создавайте свой собственный мир… (2-3 минуты).
А теперь представьте, что вы просыпаетесь в своей комнате с предчувствием чего-то необычного. Вы медленно встаете, откидываете одеяло, босиком подбегаете к окну и видите в нем мир, свой мир, мир, в котором вам хотелось бы жить. Этот мир прекрасен и удивителен именно для вас. Это тот мир, о котором вы мечтали. В своем окне вы видите именно свой мир.
Откройте глаза и возьмите краски, фломастеры или карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, то окно и тот мир в нем, которые вы только что увидели».
Рисуется много окошек, разных и интересных. В это время ведущий делает большую заготовку окна (пустого), и в него по мере готовности вклеивает те маленькие миры, которые создали дети. Называется это панно «В своем окне я вижу мир…».
ПОБЕДИ СВОЕГО ДРАКОНА
Автор: Л.Ю. Новикова, методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.
Ребятам предлагается, ориентируясь на выполнение домашнего задания, нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.
После выполнения задания ребятам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.
Для сочинения в каждой группе или отдельному ребенку можно предложить набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа». «Карты Проппа» – это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе.
Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом) или (в варианте, используемом Дж. Родари) – 20.
Мы предлагаем использовать набор из пятнадцати карт: предписание или запрет, нарушение, принятие решения о битве с драконом, сбор вооружения, путь к дракону, встреча с дарителем, волшебные дары, препятствия, враги, помощники, вызов дракона на бой, условия битвы, битва, победа, возвращение героя, последействия победы.