Уметь находить новые решения. 1 страница
В работах отечественных авторов группы компетенций выделяются и на других основаниях. Главное – ключевые компетенции необходимы любому современному человеку для полноценной жизнедеятельности. С появлением новых социальных и технологических изменений в жизни общества меняется и набор необходимых ключевых компетенций.
Профессиональные компетенции—компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности специалистам разных профилей. Их содержание обусловлено спецификой этой профессиональной деятельности.
Следующее понятие, характеризующее человека в контексте его образования, это — «образованность».
Образованность — личностное качество, характеризующее человека по той мере, в какой он освоил и превратил в свое достояние имеющийся в обществе социальный опыт, прежде всего, достижения науки и художественной культуры. Существенны два параметра: а) количественный — объем знаний, их всесторонность, диапазон осведомленности; б) качественный — глубина понимания жизни, способность самостоятельно анализировать ее явления и процессы. Термин не подразумевает способность к практическому применению имеющегося у человека интеллектуального потенциала, однако и не исключает ее. (Онушкин В. Г., Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. - СПб. ‑ Воронеж, 1995. – С. 102‑103).
Задание 3
Продолжите письменно фразы, незаконченные предложения:
— Компетентный специалист в моей профессии – это специалист…
— Для меня ведущими компетенциями в настоящее время являются такие компетенции, как …
— На мой взгляд, сегодня наиболее неблагоприятна для общества функциональная неграмотность человека в таком виде деятельности, как …
5. Установка на развитие собственных интеллектуальных
и креативных качеств ‑
– важная задача любого современного человека, стремящегося идти в ногу со временем и реализовать свой творческий потенциал. Поэтому Вам предлагается ознакомиться с материалами «Раздела 2» данного пособия, чтобы провести необходимый самоанализ своих личностных особенностей, а затем обратиться к изучению литературы, помогающей самостоятельно развить необходимые интеллектуальные и креативные качества (см. раздел 3).
Учебный модуль 2.
Образование как сфера профессиональной деятельности
Тема 4. Образование в современном обществе: социокультурный контекст.
Место и роль образования в современной культуре. Образование как характеристика формирующегося постиндустриального общества (информационное общество, общество знаний, общество услуг). Информация ‑ знание-образование: смысл понятий.
Цели и ценности современного образования. Образование: социальное значение и личностный смысл. Образование как фактор личностного и профессионального развития человека. Практический смысл и самоценность образования для современного человека. Образованный человек сегодня: кто он?
Непрерывное образование: идея и реальность. Образование общее и профессиональное.
Образование формальное, неформальное, информальное.
Образование как сфера профессиональной деятельности людей.
Методические указания к теме 4
Данная тема подробно рассматривается на лекциях. Однако для ее освоения необходимо разобраться в основной терминологии, которая затем, при изучении психолого-педагогических дисциплин, будет постоянно использоваться для раскрытия ведущих позиций разных учебных курсов.
Тексты для изучения и анализа
В любом обществе образование всегда ориентируется на решение социально-экономических и социокультурных проблем современности. Ниже приведена таблица, раскрывающая некоторые ведущие проблемы («вызовы») общества, требующие изменения или развития современного образования
Таблица 1 – Некоторые ведущие проблемы общества
«Вызовы» современности (реальные проблемы современной жизни) | «Ответы» образования (проблемы, которое оно решает) |
Повсеместная глобализация экономики, постепенно идущая демократизация социальных отношений и образа жизни людей в мире | Развитие: —глобально ориентированного мышления обучающихся; —критического мышления; —экологического мышления; —ответственности за идущие в мире и стране социальные и экономические процессы |
Поликультурализм: национальная идентификация и нарастающая нетерпимость к инакомыслию (в идеологии, вере, нравственности и т. д.) | Развитие: —толерантности на всех уровнях гражданских отношений; —этнокультурной компетентности; — свободы самовыражения; —гражданской ответственности в социоэтнических отношениях |
Усиление ценностей созидания, утилитарной культуры и культуры потребления во всех сферах жизни человека | — Формирование способностей, связанных с личностным приобщением к созиданию в сфере утилитарной культуры (дизайна и других сфер). — Развитие ценностей духовной культуры, особенно в сфере просвещения и образования, и приобщение к ней на протяжении всей жизни человека |
Ценности капитализации и накопительства личных благ в ущерб созданию общественных ценностей | Развитие гуманистических отношений как главной ценности личности и общества, особенно в сфере образования |
Рост социокультурных ценностей гражданского общества при недостаточно развитых социальных институтах, регулирующих правовые отношения | Формирование гражданского самосознания и ответственного поведения, регулируемого правовым законодательством |
Опережающее развитие науки, технологический прогресс, вызывающие футурошок у значительной части населения | Развитие прогностического мышления, основанного на апробированных наукой идеях. Развитие способности к прогностическому мышлению и научно обоснованному риску в сфере трудовой деятельности |
Прорыв в новое, « космическое» мышление, выходящее за рамки веками сложившейся логики познания; гуманитаризация технико-технологической сферы творчества | Развитие ценностей гуманитарных методов исследования в технико-технологической сфере. Развитие «проективного», «калейдоскопического», «ассертивного» и других видов мышления, востребованных современной наукой и практикой. |
А. Основные понятия, раскрывающие особенности образования
Образование – сфера профессиональной деятельности будущих специалистов профессионально-педагогической деятельности, поэтому на осмысление данного феномена следует обратить особое внимание
Сам термин «образование» многозначен. Это и процесс, деятельность (мы учимся, осуществляем образование), и результат (мы имеем образование). Это и характеристика определенного социального статуса (человек с высшим образованием имеет более высокий социальный статус, чем человек со средним образованием), но и система учебных заведений (система образования конкретного государства), и явление культуры (образование в данном обществе играет ведущую роль…) и т. п.
Самое общее определение образования с позиции человека, а не государства, общества, — образование есть передача и освоение социального опыта (в том числе профессионального, нравственного, гражданского и т. д.).
Ведущая идея современного образования: оно непрерывно— и, с точки зрения жизни человека (образование на протяжении всей жизни), и с точки зрения организации системы образования в обществе: оно ориентировано на все возрастные группы.
Идея непрерывного образования разработана мировым сообществом под эгидой ЮНЕСКО– международной организации при ООН, занимающейся проблемами образования и культуры (располагается в Париже).
Непрерывность образования связана не только с получением конкретного образовательного статуса, то есть с обучением в формализованных структурах образования (школа, вуз), но и с другими способами освоения нового опыта (СМИ, Интенрнет, общение). В быстро меняющемся обществе человек стоит перед необходимостью учиться и переучиваться постоянно и разными путями. Поэтому выделяются формальное, неформальное и информальное образование.
Формальное образование — образовательная программа или курс, по завершении которых у человека возникает определенная совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса, занимать более высокую должность, поступать в учебное заведение более высокого ранга. Основанием для их предоставления служит диплом или иной сертификат государственного установленного образца. (Онушкин В. Г., Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. - СПб. ‑ Воронеж, 1995. – С. 191‑192).
Формальное образование современный человек получает в школе, колледже, вузе:, на государственных курсах повышения квалификации.
Неформальное образование — образовательные программы или курсы, завершение которых не сопровождается получением сертификата, дающего право заниматься профессиональной деятельностью по профилю их содержания. Неформальное образование обычно связано с любительскими занятиями, с увлечениями в какой-то области науки или искусства, со стремлением расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту и сфере личностного общения (там же, С. 95‑96.)
Неформальное образование человек получает, обучаясь на различных курсах, в кружках, студиях при учреждениях культуры и образования или в самостоятельно функционирующих негосударственных образовательных учреждениях.
Информальное образование — процесс формирования, и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института, т. е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека — через общение, чтение, туризм, посещение учреждений культуры, учение на своем опыте и опыте других. Не имеет атрибутов педагогической формы Префикс (приставка) «ин» употребляется в значении «без» (там же, С. 68).
В современности информальное образование все больше становится мощным фактором саморазвития человека Образование « в процессе жизни» пронизывает все сферы человеческой деятельности, буквально «сращиваясь» с нею. Поэтому ученые разных стран все больше внимания уделяют изучению этого явления ‑ «когда сама жизнь приобретает черты образовательного процесса».
Личность современного человека описывается в разных терминах. Среди них с его образованием связываются такие характеристики, как грамотность, функциональная грамотность, компетентность, образованность (см. выше).
В настоящее время модель образованного человека современного общества выстраивается разными исследователями.
Ниже приведены высказывания разных авторов о сущности образованности человека XXI века.
«Базовая модель современного человека»[2] Инновационная личность
1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям.
2. Принятие плюрализма мнений и его одобрение.
3. Индивидуализация как способ адаптации к меняющимся социальным обстоятельствам.
4. Большая ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое. Ценность «настоящего» возрастает, что во многом объясняет характерное для современной молодежи стремление извлечь удовольствия» «здесь и сейчас».
5. Переход от внешнего (формального) к внутреннему контролю своей жизни и поступков, что проявляется в большем расчете на собственные силы и способности и меньшей надежде на помощь родителей или государства.
6. Готовность к мобильности – географической, социальной, культурной.
7. Растущее чувство возможности справедливого распределения, веры в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и личному вкладу. Отсюда стремление к обогащению личного опыта: профессионального, коммуникативного, психологического.
8. Высокая ценность образования, обучения и формального сертификата, удостоверяющего квалификацию.
9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью, толерантность к «отвергаемым» группам.[3] (А. Инкельс —американский социолог).
Умения и качества, необходимые человеку XXI века
Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обусловливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Основные атрибуты понятия «образованность» можно дать в перечислении личностных качеств: наличие относительно целостной картины мира, информированность о различных стратегиях жизни, эрудированность, совокупность знаний, умений и навыков, способность к продуктивным действиям и нравственно ориентированному поведению, способность к самообразованию и т. д.
Мурга А. В Образованность как способность понять другого:к определению понятия //Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Востребованность выпускников вузов
По мнению современных философов, в информационном обществе востребованы выпускники вузов, способные:
— гибко ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
— самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
— грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы для выявления и решения новых проблем);
— быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
См. Герценовские чтения — 2006, Ч. 1: Исследования школьного образования (педагогический аспект) / под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. — С. 71.
«Продуктом» высшей школы становятся уже не «обладатели («носители») знания», но индивиды, нацеленные на выполнение определенных ролевых распределений, способныe действовать в заранее нерегламентированных пространствах жизненных ситуаций, умеющиe оценивать их и принимать прагматически оправданные решения с точки зрения достижения поставленной цели. К ним предъявляются требования «понимания», как ситуации того «жизненного мира», в котором предполагается разворачивание их будущей биографии, так и своих будущих собеседников по жизненному диалогу. (Ушакова О. Н., Феоктистов Г. Г. Диалог в образовании: от «истины» к человеку // Диалог в образовании: сб. материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. ‑ СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002).
Б. Ценности общества и личностный смысл
Ценности общества. В самом общем виде — это духовно-нравственные ориентиры общественного и индивидуального бытия, обеспечивающие преемственность материальной и духовной культуры общества.
Ценности общества – исторически сложившиеся, устойчиво закрепленные в языке и культуре термины-смыслы (терминальные ценности), раскрывающие в предельно обобщенном виде значимые для общества ориентиры его жизни и развития (духовно-нравственные, в том числе воплощенные в материальной культуре):
— ценность культуры и образования;
— ценность духовной жизни общества;
— ценность преемственности поколений;
— ценность нравственного развития общества;
— ценность преемственности истории человечества;
— ценность преемственности нравственного развития социума;
— ценность преемственности материальной и духовной культуры общества и др.
Терминальные ценности, переведенные в действенный план, предполагают возможность их достижения социумом. Нередко они формируются как цели: приобщение каждого человека и сообщества людей к освоению, использованию и развитию общечеловеческих ценностей.
Цели общества — направление реализации его ценностей, вектор опережающего развития. Цели органично соединены с ценностями и выражают направленность движения человечества (отдельного человека) на их достижение.
Все цели и ценности общества аккумулируются в виде обобщенных знаний коллективного субъекта — человечества — и разделяются (принимаются) различными сообществами людей (государством, нацией, различными объединениями и группами людей, в конечно счете — отдельными индивидами) в зависимости от их собственных ценностных установок и жизненных позиций.
Ценности личности — идеология жизни человека в обществе, жизненные смыслы, основанные на поддерживающих их значимых для личности мотивах, чаще всего — целесообразного для организма поведения (но, возможно, и разрушительного). Ценности личности могут иметь как общечеловеческую, так и эгоистически личностную направленность, проявляясь на терминальном и операциональном (инструментальном) уровне.
«Жизнь не имеет априорного смысла, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл» (Ж. -П. Сартр. Цит. по книге: Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб., 1997. — С. 52).
Смысл — это значимое и избирательное для личности (общества) отношение к ценностям бытия, придающее жизни определенный вектор развития. В своем предельном выражении — это смысл человеческой жизни как таковой, в элементарном — смысл любого момента жизни, любой жизненной ситуации вполне определенного человека (В. Франкл). Смысл бытия для личности, как и для общества, равнозначен ее духовности (естественно, в соответствии с ее терминальными ценностями бытия).
Несомненно, что процесс нахождения смысла бытия может проявляться через внутреннюю свободу выбора как для человека, так и для сообщества людей (при их внутреннем договоре), а это — в свою очередь, путь к ответственности за сделанный выбор, в конечном счете — выход за пределы своего «Я», в мир людей и человеческих отношений.
Термин «личностные смыслы» акцентирует внимание в большей степени на вхождение ценностей в структуру жизненных отношений и жизненных проявлений человека. Если ценности личности — это, скорее, «Я-концепция» ее жизни, то личностные смыслы — это та «сердцевина» этой концепции, которая постоянно дает направление всем жизненным планам и целям.
В. Ценности образования
Образование — как ценность для социума — выступает в своей основной позиции главным условием поддержания, сохранения и развития непреходящих ценностей социума (духовных и материальных).
Образование как ценность для личности есть обретение и развитие общечеловеческих ценностей в индивидуальном и коллективном познании и труде.
Образование и знание. Образование как важнейший социальный институт в жизни общества является носителем обобщенного и закодированного (в форме различных видов знаний) опыта человечества, обслуживающим его жизнедеятельность в настоящем и обеспечивающим его прорыв в будущее. Знание – ценность для общества беспристрастно достигнутых в процессе познания и практического опыта человечества истин, на которые может опираться каждое новое поколение, которое, в свою очередь, может осуществлять определенные «приращивания» к имеющемуся знанию и пользоваться его результатами.
Эффекты образования (позитивные и негативные) — последствия функционирования системы образования, проявляющиеся на общесоциальном и личностном уровнях.
Позитивные эффекты общесоциального уровня:
- осознание человеком своей причастности к утверждению ценностей новой цивилизации;
- интеграция в сообщество, направляющее свои усилия на реализацию этих ценностей;
- развитый социально ориентированный интеллект;
- улучшение социального самочувствия разных групп населения.
Эффекты образовательной деятельности человека — как результаты взаимодействия с новым для него опытом — проявляются в виде новых личностных установок, позиций, стратегий мышления, отношений, новых качеств осуществления жизнедеятельности. Из книги: Соколовская Е. А. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы: учеб. пособие / Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Т. В. Шадрина ‑ СПб., 2006. -С. 35‑40.
Задание 4
Найдите в Интернет-ресурсах текст доклада ЮНЕСКО «Образование — сокрытое сокровище» и Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Ознакомьтесь с ними и, опираясь на эти тексты, напишите эссе, раскрыв содержание «4 столпов» современного образования. Речь идет о том, как в данных документах раскрываются основные ориентиры образования – чему, прежде всего, надо учиться, чтобы соответствовать современному миру.
Используйте сначала текст доклада Юнеско, поскольку там выделены эти «4 столпа образования», и дополните их материалами из меморандума. Старайтесь кратко изложить основные позиции. Текст не должен превышать 2‑3 страниц.
Тема 5. Педагогика и андрагогика — науки об образовании.
Педагогика и андрагогика в системе человекознания. Педагогика и андрагогика как сферы социальной практики. Основные современные категории педагогики и андрагогики (образование, обучение, воспитание, развитие, самоопределение, самореализация, взаимодействие, диалог).
Проблемное поле педагогики и андрагогики. — Ребенок, подросток, юноша, взрослый как субъекты социализации, культурации, образования.
Организация социокультурной среды как условие социализации и культурации. Социокультурный опыт и «авторская позиция» обучающегося.
Способы обучения (современные стратегии, формы и методы образования) детей и взрослых
Тема 6. Профессиональная деятельность педагога профессионального обучения и андрагога: цели, ценности, содержание.
Профессиональная деятельность педагога и андрагога: социальные цели и функции.
Субъекты образовательного процесса. Профессиональный образ современного педагога. Виды педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие как основа учебно-воспитательного процесса в разных образовательных структурах.
Андрагог как социальный посредник в различных видах взаимодействия со взрослыми.. Специфика взаимодействия со взрослыми. Сферы деятельности андрагога Организация андрагогом образования в условиях практической деятельности взрослых.
Ценности и цели современного образования как ориентир деятельности педагога и андрагога: развитие нравственной и гражданской позиции, ориентация на образование в течение жизни, обогащение системы знаний, развитие социальной и интеллектуальной активности, критичности мышления, рефлексивных умений и навыков. Творчество педагога и андрагога.
Методические указания к темам 5 и 6
При изучении этих тем основное внимание следует обратить, во-первых, на сущность посреднической деятельности педагога и андрагога — передача ими другим людям (педагоги ‑ детям и юношеству, андрагоги ‑ взрослым людям) социокультурного опыта, необходимого для жизни в современном мире; во-вторых на разницу в подходах к обучению детей и взрослых.
Поскольку о педагогике как науке и практике написано достаточно много в пособии больше внимания уделяется андрагогике — науке об образовании взрослого человека. Помимо предложенных ниже текстов следует самостоятельно найти материалы, раскрывающие более подробно особенности деятельности педагога и андрагога.
При выполнении задания 5 надо снова обратиться к материалам пособия «Работа студентов с научной литературой».
Тексты для изучения и анализа
Педагогика ‑ отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности; разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. Это наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
Андрагогика — теоретическая дисциплина, являющаяся отраслью научно-гуманитарной сферы знаний, предметом которой является раскрытие сущности информационно-образовательных взаимодействий андрагога как социального посредника между ценностями культуры и образования общества и личностью взрослого человека в различных видах этого взаимодействия (формальное образование, неформальное, информальное).
Социальные цели образования детей и юношества на современном этапе развития общества рассматриваются со многих позиций. Однако главной из них всегда остается подготовка молодого поколения к взрослой жизни (как ответственного члена социума, семьи, в трудовой деятельности). В настоящее время подготовка к труду означает в первую очередь овладение способностями к созидательной деятельности, что предполагает компетентность в самостоятельном нахождении способов решения новых и часто заранее непредсказуемых задач. Естественно, овладевая такими умениями на уровне компетентности, молодой человек не открывает новые закономерности, имеющие научное или социальное значение. В лучшем случае это « открытие для себя» уже открытого ранее (С. Л. Рубинштейн), но он обретает способность это делать.
Взрослый человек наиболее ярко проявляет себя в созидательном труде, где важен научно или социально значимый результат. Это не означает, что взрослый человек не может быть включен в период « «ученичества», доучиваясь или переучиваясь и получая новые специальности или осуществляя свой интеллектуально-духовный рост. Однако принципиальная роль взрослого человека в социуме — созидательный труд на благо общества, основанный на добровольных и правовых отношениях с ним.
Трудовая деятельность взрослого человека, в отличие от детско-юношеского образования, — это реальное ответственное созидание продуктов труда для общества (как естественная отдача за длительный период обучения), но это одновременно и самореализация и дальнейшее самосозидание.
В 1970 г. М. Ш. Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:
- взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
- он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
- взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
- взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
- процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему.
В современном обществе специалист в сфере образования взрослых выполняет многообразные роли: преподавателя в системе повышения квалификации, наставника на производстве и в организациях, тьютора, консультанта, тренера и т. п. С развитием системы непрерывного образования в обществе возрастает и роль андрагога как социального посредника между сферой культуры и образования и взрослым человеком, повышающим свой профессиональный и общекультурный уровень.
Андрагогическая позиция преподавателя — позиция помогающего и сопровождающего, взаимодействующего с обучающимся в процессе его самостановления как личности и профессионала. По отношению к качеству реализации этой позиции преподаватель несет ответственность перед социумом. Этим преподавательская деятельность отличается от других видов коммуникации (просветительской, развлекательно-рекреационной и др.), где коммуникатор непосредственно не отвечает за эффекты того воздействия, которое оказала его коммуникация на тех, кто в ней участвовал