Счастье – это когда тебя понимают
Минутки вхождения в день
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка; помогать детям адаптироваться к условиям детского сада; развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей, наличием наглядного материала и т.д.
Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Вот некоторые примеры подобных минуток.
1. Под лирическую музыку.
— Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше... (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).
— А что вы хотите пожелать мне?
— Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.
— Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Звучит музыка.
— Дети, посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие, сильные. У девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
— За что ты, Андрей, любишь свои руки?
— Катя, а ты любишь свои руки?
Что за чудо-чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! И скажу вам не тая — Руки всем нужны, друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лечить, Чуткие руки умеют дружить.
— Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
3. На столе педагога стоит комнатный цветок. Дети сидят вокруг стола.
— Как вы думаете, дети, хорошо быть цветком? Почему?
Послушайте, что хочет сказать вам этот цветок.
Цветок: Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор, обид. Иначе, я бы болел и был вялым и некрасивым. Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, вы угадываете мои мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке, когда хочу пить или умываться.
— О чем сегодня просит нас цветок? (Дети поливают цветы.)
Предлагаемые варианты открытия дня могут быть расширены и дополнены самими педагогами.
Утреннее приветствие
Проводится ежедневно в группе в начале дня. Время проведения 5—10 минут.
1. Текст утренней речёвки:
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».
2. Подборка пословицы:
— Нет друга — ищи, а нашел — береги.
— Дерево живет корнями, а человек — друзьями.
— Нет друзей — наживай, а старых не забывай.
— Друг познается в беде.
3. Правила поведения в группе:
— Помни о благодарности — говори «волшебные слова».
— Всегда говори правду взрослым и детям — будь честным и правдивым.
— При споре договаривайся самостоятельно.
— Умеешь сам — помоги товарищу.
— Если игрушка одна — играть по очереди.
(Желательно оформить дидактическое пособие «Правилагруппы в картинках», «Календарь поведения в группе»)
Кубики-неделька
Пособие состоит из лесенки, подсказки, цветных кубиков.
1. Лесенка состоит из трех ступенек. На 1-й ступеньке расположены картинки с символами режимных моментов в следующей последовательности: приветствие, зарядка, завтрак, занятие, прогулка, обед, сон, полдник, занятие, игра, прогулка, прощание. На 2-ю ступеньку выставляются два цветных кубика, цвет которых соответствует дню недели (например, понедельник — два белых, вторник — два красных). На 3-й ступеньке находятся все кубики.
2.Подсказка представляет собой набор картинок, на которых изображены дни недели схематично. Цвет одежды соответствует цвету кубика определенного дня недели: синяя одежда — понедельнику, зеленая одежда — вторнику и т.д.).
3.Цветных кубиков по два кубика на каждый цвет, всего шесть цветов. Цвет кубика соответствует определенному дню недели:
белый — понедельник,
красный — вторник,
зеленый — среда,
желтый — четверг,
синий — пятница,
оранжевый — кубики приветствия и прощания.
На кубиках прикреплены картинки с символами. Символы обозначают конкретные режимные моменты: приветствие — прощание; зарядка, завтрак — обед — полдник; прогулка; сон,
игры; занятия по развитию речи, математика, изодеятельность, музыкальное, физкультурное, логопедическое занятие.
Символы дублируются на кубиках каждого цвета.
Дети, опираясь на подсказку, выставляют на 2-ю ступень лесенки два кубика определенного цвета, в зависимости от дня недели.
Затем при помощи воспитателя дети выбирают на этих кубиках символ предстоящего режимного момента и ставят его на 1-ю ступень лесенки. Символ должен быть установлен в определенной части суток и под картинкой с данным режимным моментом.
Пособие расположено в групповой комнате на уровне глаз детей, в доступном месте. Работа с пособием включает в себя несколько этапов.
1-й этап охватывает период в один месяц. Начинается он с занятий по ознакомлению детей с пособием. На первом занятии детей знакомят с пособием и объясняют его необходимость. На следующем занятии детям объясняют правила работы с ним. Так как дети на 1-м этапе еще плохо запоминают значения символов, путают дни недели, части суток и плохо ориентируются в пособии, работа с кубиками должна проводиться коллективно, причем ведущая роль принадлежит воспитателю. При выставлении каждого режимного момента проходит повторное объяснение. В результате такой организации к концу 1-го этапа дети овладевают правилами работы с пособием: правильно подбирают цвет кубика для определенного дня недели, при помощи подсказки правильно выставляют "режимные моменты. Это позволяет на 2-м этапе (месяц) работы ввести дежурство. Дежурство необходимо для того, чтобы каждый ребенок полностью освоил работу с пособием. Дежурят по два ребенка, чтобы каждый работал с пособием.
Дежурные назначаются так, чтобы при возникновении трудностей они могли помочь друг другу. В начале 2-го этапа дежурные работают вместе с воспитателем, который повторяет и напоминает правила каждому ребенку. К началу третьей недели все дети должны овладеть кубиками, воспитатель может лишь напоминать необходимости заменить один символ на другой в течение дня. К концу 2-го этапа все дети самостоятельно работают с пособием; выбирают нужный символ, цвет кубика и выставляют его.
После того как все дети овладели методикой работы с кубиками, для повышения интереса, закрепления навыков можно заменить символы по физкультурному, музыкальному занятиям.
Это вызывает у детей интерес, активизируя их.
3-й этап длится около двух недель. К концу 3-го этапа все дети должны запомнить новые символы и соотносить их с определенными занятиями.
На 4-м этапе работы с кубиками можно заменить цвета одежды на прогулке.
Дополнительно с детьми рекомендуется разучивать четверостишия к каждому режимному моменту.
Дополнением к методике может быть использована система цветов по принципу радуги, а также разучивание потешки «Каждой охотник желает знать, где сидит фазан».
Сонные игрушки
Цель: снижение тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.
Можно использовать мягкие игрушки различных размеров Систематические игры детей с этими игрушками после нагрузок (после занятия) или в период негативных эмоций (после конфликтов, после ухода родителей и т.п.) имеют релаксирующую особенность.
В период адаптации детей к дошкольному учреждению, к его режиму и требованиям эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию. Значение полноценного отдыха для дошкольников трудно переоценить. Для того чтобы дети с удовольствием спали, мы используем мягкие игрушки.
Предлагаем два варианта ритуала дневного сна: для агрессивных детей и для тревожных детей.
Вариант 1. Сонные игрушки для тревожных детей
Подготовка:
— Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от10 до 20 см по количеству детей, которые расположены на специальной полочке в спальне.
— Для детей с вредными привычками, а также для гиперактивных детей — игрушки с наполнителем.
— Медленная, спокойная музыка для засыпания с постоянно повторяющейся темой.
— Умеренная музыка для пробуждения.
Введение в ритуал:
Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками. Дети рассматривают игрушки. Воспитатель объясняет присутствие игрушек в спальне: это «сонные игрушки», они помогут заснуть и увидеть сказочные сны. Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки, и дети готовятся ко сну. Игрушки должны «сами выбрать» ребенка. Воспитатель вместе с игрушкой подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к малышу, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения и пр.
Например: «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), а ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его».
Воспитатель хвалит каждого ребенка, указывая на значимые его действия, приободряет малыша, вселяет в него чувство уверенности, повышает самооценку.
Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения у ребенка и систематически добавлять его положительные качества. Игрушки тоже меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент в данный ритуал.
После того как все игрушки «выбрали» детей, музыка затихает, и дети вместе с ними отдыхают. Ребенок может продолжать поглаживать игрушку, засыпая.
Пробуждаются дети под музыку, одеваются, заправляют постель, по желанию рассказывают свои сны друг другу и взрослому, затем аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.
Вариант 2. Сонные игрушки для агрессивных детей
Подготовка:
— Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от
30 до 50 см по количеству детей, которые расположены на
кроватках у детей.
1 — Колыбельная музыка.
-- Умеренная музыка для пробуждения
Введение в ритуал:
Воспитатель объясняет присутствие данных игрушек в спальне:
— Это «Сонные игрушки», им очень хочется спать, но трудно уснуть без нашей помощи. Давайте им поможем, покачаем и споем колыбельную песенку.
Звучит колыбельная музыка. Дети разбирают постели и готовятся ко сну.
Каждый ребенок, сидя в постели, берет мягкую игрушку на руки, укачивает ее и тихо поет свою колыбельную. После того как дети споют колыбельную игрушке, музыка замолкает, они укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают.
Пробуждаются дети под музыку, одеваются, заправляют постель, по желанию рассказывают свои сны друг другу и взрослому.
После сна дети аккуратно ставят игрушку на кроватку, поблагодарив за сон, а взрослый от имени игрушек благодарит детей за помощь, за укачивание, за колыбельные песни.
Можно менять игрушки детям перед сном (в их отсуствие), готовиться к ритуалу, вспоминая или заучивая колыбельные песни.
Хорошо, когда рядом ДРУГ
Этот раздел посвящен:
— осознанию правил поведения в социуме и потребностиих выполнения;
— формированию взаимодействия дошкольника с детьми и с взрослыми;
— обучению навыкам сотрудничества;
— формированию позитивных детско-родительских отношений.
Ребенок—ребенок
Нравственные занятия с детьми (беседы, методические приемы, конспекты тематических занятий, игры).
Цель: создание положительного микроклимата в группе; обучение детей новым формам коллективного общения; формирование нравственных качеств и новых навыков взаимодействия детей в группе; закрепление в сознании детей наиболее важных положительных моментов жизни группы.
Методические приемы:
1. Тематические занятия.
2. Мини-беседы по нравственному воспитанию.
3. Коллективная работа детей по изготовлению вымпела группы и эмблемы каждому ребенку.
Совместные игры. Планируемый итог работы:
1. Вымпел группы «Лучик».
2. Создание коллективного фотоальбома «Летопись нашей группы».
Счастье – это когда тебя понимают
Приведенные в данном разделе методики направлены на развитие, осознание своих желаний, эмоций; развитие эмоциональной децентрации; повышение интереса и уважения к себе, к своей семье; развитие понимания неоднородности социального мира (у каждого свои желания, настроения, поступки), принятие себя и окружающих детей и взрослых; повышение самооценки, формирование адекватных притязаний.
Доска настроения
Доска настроения представляет собой набор картинок, изображающих настроение людей, которыми дети могут пользоваться в детском саду. Каждый рисунок отображает определенное настроение.
-- радостное
-- нейтральное
-- грустное
-- незаконченный рисунок отображает настроение, не входящее в три
определения.
В комплект входят фотографии всех детей группы.
Цель: С помощью доски настроения педагог может определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделяя детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выделить причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Методика.
На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В течение последующих дней можно провести игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое настроение?».
Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится Доска настроения. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него сейчас настроение. Далее сообщает детям, что эта доска будет висеть в группе и они смогут в течение дня показать свое настроение в данную минуту с помощью своих фотографий. На первых порах воспитатель сам предлагает детям выполнить это задание во время утреннего приема и после сна. Можно использовать такие приемы, как напоминание, совместное выполнение действий с ребенком. Педагог ведет учет эмоционального состояния детей и по возможности выясняет причину возникновения отрицательного эмоционального состояния.
Доска желаний
Доска желаний представляет собой набор картинок, изображающих предметы, которые дети могут использовать в дошкольном учреждении, например книга, портфель, матрешка.
Каждый предмет обозначает определенный вид деятельности ребенка, а именно: портфель — учебная деятельность; книга — чтение книг, рассматривание иллюстраций, работа в книжном уголке и т.д.; аквариум — деятельность в природном уголке, дидактические игры по природе и т.д.; ножницы и карандаш — изобразительная деятельность, самостоятельная художественная деятельность и т.д.; матрешка (колокольчик)— игрушки для девочек; машина (самолетик) — игрушки для мальчиков; мяч и скакалка — спортивные игрушки; клумба — прогулка.
В каждый комплект также входят фотографии каждого ребенка наклеенные на липкую ленту.
Липкая лента для фото Липкая лента для всех фото детей
Цель: выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; объединение детей, имеющих разные навыки в определенной деятельности по интересам; планирование индивидуальной работы с ребенком с целью повышения интереса к наименее предпочитаемой деятельности; учет сезонных запросов, интересов детей; подготовка и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с желанием и интересами ребенка.
Методика
Доска желаний вывешивается в группе в утреннее время, чтобы дети, приходя из дома, свободно могли подойти и рассмотреть картинки. Когда все дети соберутся, педагог подводит их к доске и просит назвать предметы, расположенные на ней. После того как все карточки названы, педагог рассказывает о том, что каждый предмет изображает определенный вид деятельности, например: книга — чтение педагогом, самостоятельное рассматривание иллюстраций и т.д.
Далее педагог закрепляет знание символов и проводит игру «Назови предмет» или «Покажи предмет». Например:
— Я хочу пойти гулять.
Дети показывают карточку с изображением клумбы.
Затем воспитатель предлагает детям назвать, чем они хотят заниматься, и показать это на картинке.
Педагог по окончании игры обращает внимание детей на полоски липкой ленты под каждой картинкой и сообщает им, для чего они нужны (на них будут крепиться фотографии детей). Затем воспитатель просит детей принести свои фотографии. После того как все фотографии собраны и наклеены на липкую ленту, воспитатель снова подводит детей к доске. На столе перед Доской желаний расположены фотографии детей. Педагог предлагает каждому ребенку еще раз вспомнить обозначение каждого предмета, найти свою фотографию и отметить, чем бы хотел сегодня заниматься, ставя свою фотографию под нужной картинкой. Далее в группе продолжается ежедневная работа с детьми.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребёнка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Рациональное воспитание нравственности , не затрагивающее эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.