КЗоТ - Кодекс законов о труде Российской Федерации, утвержден Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. Введен в действие 1 апреля 1972 г. Утратил силу с 1 февраля 2002 г. 2 страница
6. Отношения по трудоустройству у данного работодателя относятся к предшествующим отношениям. Нормы, регулирующие отношения по трудоустройству, содержат гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в области занятости и трудоустройства граждан и др. В этих отношениях участвуют граждане и работодатели, государственные службы занятости, а в установленных случаях - профсоюзы.
7. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда включены ТК РФ (разд. XI) в число отношений, связанных с трудовыми. Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 232 ТК РФ).
8. Отношения по разрешению трудовых споров могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от предмета спора (например, исковые заявления граждан об отказе в заключении трудового договора - предшествующие, об отстранении от работы - сопутствующие либо о восстановлении на работе в связи с увольнением - последующие).
9. Завершают перечень отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. К ним относится Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Таким образом, предмет трудового права образуют, во-первых, трудовые отношения и, во-вторых, иные отношения, непосредственно (тесно) связанные с трудовыми. В совокупности они определяют сферу действия трудового права как самостоятельной отрасли права.
1.2. Метод трудового права
Вторым важным критерием отрасли права является метод правового регулирования, т.е. специфический способ (средства, прием), при помощи которого государство обеспечивает нужное ему поведение людей как участников регулируемых общественных отношений.
Если предмет отрасли отвечает на вопрос, какие виды общественных отношений регулируются той или иной группой норм, то метод показывает, каким образом регулируются эти отношения, как достигаются цели правового регулирования.
В соотношении предмета и метода трудового права выявляются особенности метода. Широта и сложность общественных отношений, регулируемых трудовым правом, обусловили присущие ему "свои" отраслевые юридические средства, отражающие специфику предмета и обеспечивающие должное поведение участников соответствующих отношений.
Совокупность юридических средств (приемов, способов регулирования), обусловленных спецификой трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, характеризует метод отрасли трудового права.
Общие черты (признаки) метода правового регулирования применительно к трудовым отношениям проявляются следующим образом:
- в своеобразии оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;
- особенностях юридического положения участников (субъектов) трудового отношения;
- характере установления прав и обязанностей (на основе сочетания государственного и договорного регулирования и развития социального партнерства), в единстве и дифференциации правового регулирования трудовых отношений;
- способах защиты прав и средствах обеспечения исполнения обязанностей участников (субъектов) трудовых правоотношений (способы и формы защиты трудовых прав и свобод, порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и др.).
Первая черта метода трудового права характеризуется свободой труда и договорным порядком (способом) возникновения и изменения трудовых правоотношений, в некоторых случаях - и их прекращения. Трудовые правоотношения, как правило, возникают из трудового договора, заключаемого на основе свободы труда между работником и работодателем. В условиях рынка труда они выступают как юридически равные стороны, которые имеют возможность добровольного выбора и свободы в определении условий и в заключении трудового договора при запрещении принудительного труда и дискриминации.
Следующая черта метода трудового права проявляется в особенностях общего юридического положения субъектов трудового правоотношения. В условиях рынка труда могут действовать лишь юридически (формально) равные субъекты (работник и работодатель). Можно сказать, что стороны трудового договора выступают на рынке труда как свободные субъекты и как частные лица, которые достигают соглашения, исходят из собственных интересов, заключая трудовой договор. В дальнейшем они становятся участниками (субъектами) трудового правоотношения и могут решать определенные вопросы по соглашению. Но включение работника в состав (штат) работников и выполнение им трудовой функции, его участие под руководством управляющего (руководителя) в коллективном (совместном) процессе труда обусловливают необходимость подчинения внутреннему трудовому распорядку, установленному работодателем, как это предусмотрено в трудовом законодательстве и должно быть определено в трудовом договоре (ст. 15, 56 ТК РФ и др.).
Таким образом, взаимоотношения субъектов характеризуются сочетанием равенства сторон и определенной подчиненностью, зависимостью в процессе труда. При этом необходимость подчинения субъекта трудового правоотношения (работника) способам, приемам работы не означает наличие власти работодателя над личностью работника, а указывает на обязательность соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, технологических и иных требований в процессе труда работника для получения должных результатов в конечном продукте. Таким образом, из природы совместного труда и его функционального разделения вытекает подчиненность работников, которая относится не к административному, а производственному управлению, поскольку работа всякого коллектива производителей (работников) требует непременного соблюдения трудовой дисциплины. Иными словами, совместный труд людей невозможен без соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, устанавливаемых работодателем.
Третья черта метода проявляется в характере (способе) установления прав и обязанностей субъектов трудового правоотношения. Это связано как с сочетанием государственного и договорного регулирования трудовых отношений, так и с участием коллективов (работников) и их представительных органов, прежде всего профсоюзов, в установлении и применении условий труда путем развития социального партнерства.
Государственное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством нормативных правовых актов, устанавливающих общие начала и единые нормы, закрепляющие права и свободы человека в труде, необходимые для охраны жизни и здоровья работников, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В централизованном порядке устанавливаются правила по охране труда, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), максимальная продолжительность рабочего времени и другие трудовые права и гарантии работников на определенном уровне, а также возможность их повышения в результате договорного регулирования. При достижении соглашений на основе трехстороннего сотрудничества представителей работников, работодателей и государства, а также с помощью заключения коллективных договоров социальными партнерами (работниками и работодателями) и в определенной мере - трудовых договоров за счет собственных средств работодателей могут быть установлены дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы и дополнительные гарантии для всех работников или их отдельных категорий. При этом условия договоров о труде не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, иначе они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Сочетание государственного и договорного регулирования, включая локальные нормативные акты, охватывает общие и специальные нормы трудового права, укрепляет единство и дифференциацию правового регулирования трудовых отношений. Единство проявляется в основном в общих нормах трудового права, распространяющихся на всех работников на всей территории России. Общие нормы обязательны для всех работодателей независимо от их формы собственности и организационно-правовых форм. Дифференциация (различие) находит свое отражение в специальных нормах, учитывающих особенности и условия производства, территориальное местонахождение работодателей, характер и специфику трудовой деятельности различных субъектов труда и категорий работников (труд женщин, подростков, инвалидов) либо условий труда (труд педагогических, медицинских работников, работников транспорта, профессиональных спортсменов).
Дифференциация правового регулирования труда связана с его единством и находит отражение в специальных нормах путем конкретизации общих норм либо их дополнения, а в некоторых случаях и изъятия из общих положений. Специальные нормы содержатся в ТК РФ (разд. XII и другие разделы и статьи). Дифференциация широко проявляется в соглашениях, коллективном договоре и в локальных нормативных актах, учитывающих условия и особенности производства, характер труда определенных категорий и профессиональных групп работников, и др.
Последняя, четвертая, черта метода трудового права проявляется в особенностях, которые присущи способам защиты трудовых прав и средствам обеспечения обязанностей участников (субъектов) трудового правоотношения.
Полный перечень способов защиты содержится в ст. 352 ТК РФ. Особенность заключается в том, что наряду с государственными органами, уполномоченными рассматривать трудовые споры, возможно создание КТС.
При нарушении работодателем трудовых прав работников или коллективных интересов работников возникают индивидуальные или коллективные трудовые споры. Способ (порядок) их разрешения зависит от вида и характера этих споров.
Трудовое право разграничивает способы (средства) обеспечения исполнения обязанностей субъектами трудовых правоотношений. В обеспечении исполнения обязанностей работодателями важную роль призваны играть государственные органы надзора и контроля, а также профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства. За нарушения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) в трудовом праве установлена ответственность работодателя и должностных лиц: дисциплинарная и материальная. Предусмотрена также административная ответственность для работодателей - юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, для руководителей, иных лиц, представляющих работодателя. Если нарушения трудового законодательства признаны преступлением, то наступает уголовная ответственность (конкретные составы преступлений в сфере труда и охраны труда содержатся в УК РФ). К уголовной ответственности не привлекаются работодатели - юридические лица.
Исполнение трудовых обязанностей работником обеспечивается такими мерами, как поощрение и материальное стимулирование, а работники, нарушившие трудовые обязанности (совершившие дисциплинарный проступок), привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за совершение дисциплинарного проступка и (или) к материальной ответственности в установленном порядке.
В силу развития социально-экономических отношений метод правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений не является неизменным и не может быть сведен к одному, хотя и наиболее характерному, признаку (свойству). Очевидно, что и в более "однородных" отраслях права используются различные способы регулирования общественных отношений.
Метод трудового права, показывающий какими способами (правовыми приемами, средствами) осуществляется регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, с одной стороны, характеризуется общими чертами (признаками), присущими методу. С другой стороны, он отражает специфику предмета и обеспечивает должное поведение субъектов трудового права.
1.3. Система трудового права
Трудовое право, как и любая иная самостоятельная отрасль права, определяется как обособленная группа правовых норм, объединенных общностью регулируемых им общественных отношений.
Система отрасли трудового права отличается от системы трудового законодательства. Если система трудового законодательства - внешняя форма трудового права (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), то система трудового права как отрасль (по содержанию - внутренняя структура трудового права) представляет собой соединение правовых норм в единое согласованное целое. Вместе с тем следует подчеркнуть, что это целое одновременно распределяется на относительно самостоятельные структурные образования (правовые институты). Значение института в структуре отрасли определяется спецификой регулируемых общественных отношений и их развитием. Это означает, что основанием для группировки правовых норм отрасли служит предметный признак. Наиболее полное выражение система трудового законодательства получает в ТК РФ, который построен с учетом системы отрасли трудового права.
Общепринятым является выделение в отрасли права общей и особенной частей. Общая часть трудового права включает в себя группы норм (институты), относящиеся к правовому регулированию труда всех работников. В их числе нормы, определяющие предмет, цели и задачи трудового права, правовой статус работника и работодателя, источники трудового права, трудовые отношения и др.
Особенная часть трудового права охватывает правовые институты, выражающие регулирование отдельных элементов содержания трудового отношения или отдельные виды отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями. Особенная часть трудового права включает, например, такие правовые институты, как трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда и дисциплинарная ответственность, охрана труда и другие институты, в том числе регулирующие отношения, непосредственно связанные с трудовыми: по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников; разрешению трудовых споров и др.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
После изучения данной главы обучающийся должен:
знать:
- понятие принципов трудового права и их особенности;
- нормы Трудового кодекса РФ, в которых закреплены основные принципы трудового права;
- принцип свободы труда, включая право на труд;
- характеристику и содержание отдельных принципов;
- регулирующее воздействие принципов трудового права;
уметь:
- оперировать основными понятиями темы;
- анализировать соотношение основных принципов трудового права с общеправовыми и межотраслевыми принципами;
- отслеживать взаимосвязь основополагающих принципов российского трудового права с международными нормами и конвенциями МОТ;
владеть:
- юридической терминологией по теме;
- навыками применения принципов российского трудового права в профессиональной деятельности.
2.1. Понятие основных принципов трудового права
и их значение
Принципы трудового права - исходные начала, основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм (отрасли трудового права) <1>.
--------------------------------
<1> В науке трудового права есть и другие определения. Под принципами трудового права, по мнению О.В. Смирнова, следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией труда (см.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2003. С. 25).
Понятие основных принципов трудового права связано с пониманием общих принципов права и классификацией принципов.
В соответствии с наиболее общепринятой классификацией, в основу которой положена сфера распространения принципов, они подразделяются на принципы права (общеправовые принципы), охватывающие всю систему права; межотраслевые принципы, присущие нескольким отраслям, и отраслевые принципы, распространяющиеся на одну отрасль, например трудовое право. В отрасли трудового права, в свою очередь, различают и принципы институтов отрасли, дополняющие основные (отраслевые) принципы трудового права.
Основные принципы трудового права связаны с общеправовыми и межотраслевыми принципами, выраженными в Конституции РФ. Вместе с тем в Конституции РФ нашли отражение и принципы трудового права. При разграничении принципов права обычно определяют их систему, в которую на основе иерархии включаются: общеправовые или принципы права в целом, затем межотраслевые - принципы нескольких отраслей, за ними отраслевые - основные принципы трудового права и принципы его правовых институтов. Согласно этой иерархии одна группа принципов как бы следует из другой, и все они различаются по степени общности. Принципы права в целом (или общеправовые) пронизывают всю систему права (все отрасли), отображают то существенное, что присуще всему праву и выражено в Конституции РФ и законодательстве, связано со всеми или с большинством отраслей (принцип гуманизма, законности, справедливости, демократизма, защиты прав и свобод человека и др.). Основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права выступают как межотраслевые принципы (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному, и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом).
Принципы отрасли, в том числе и трудового права, как основные начала, общие положения, выражающие существенное в данной отрасли права, связаны со всеми или с большинством составляющих ее правовых институтов либо с блоками норм общей части в силу ее особого положения. Отражая специфику отрасли права, эти принципы как бы преломляют основные начала права в целом или нескольких его отраслей, более детально раскрывают сущность этих основ, дополняя, конкретизируя их и подключая к ним определенный механизм обеспечения (гарантии). Так, в Конституции РФ установлено право на отдых и его гарантии (ч. 5 ст. 37). Указанное положение более детально раскрывается в отраслевом принципе об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе права на отдых (ст. 2 ТК РФ), включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Он дополняется гарантиями, в частности, установлением нормальной продолжительности рабочего времени (ч. 2 ст. 91 ТК РФ) и ежедневной работы (ст. 94 ТК РФ), времени и видов отдыха (ст. 106 - 107 ТК РФ), ограничением сверхурочных работ (ст. 99 ТК РФ), а также предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы (должности), его продолжительности (ст. 114 - 115 ТК РФ) и определением порядка его предоставления (ст. 122 - 124 и другие статьи ТК РФ).
Основные (отраслевые) принципы находят более конкретное выражение и дополняются в принципах институтов, которые ближе других к обычным нормам права (как, например, принципы социального партнерства либо принципы оплаты труда и др.). Так, отраслевой принцип об обеспечении права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом МРОТ, установлен в ст. 2 ТК РФ. Этот принцип раскрывается принципом института заработной платы и нормирования труда как "оплата по труду" (ст. 132 ТК РФ) и основными государственными гарантиями по оплате труда работников (ст. 130 - 131, 133 - 134, 136 - 138 и другие статьи ТК РФ).
Общеправовые и межотраслевые принципы трудового права нашли свое выражение в Конституции РФ, особенно в ст. 37 и ряде других.
В ст. 37 Конституции РФ признаются свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию при запрещении всякой дискриминации и принудительного труда. Закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы и др. В ст. 30 Конституции РФ предусмотрено право на объединение, включая право на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов. Следует иметь в виду ст. 7 Конституции РФ, провозгласившую Российскую Федерацию социальным государством, охраняющим труд и здоровье людей, устанавливающим гарантированный МРОТ и обеспечивающим государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, в том числе ратифицированные и опубликованные конвенции МОТ, включаются в правовую систему России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Конституционные принципы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ, конвенции МОТ, играют основополагающую роль в формировании основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В ст. 2 ТК РФ получили свое выражение основные принципы трудового права. Эти принципы признаются в Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Они дополняются гарантиями и сформулированы в большей своей части как "обеспечение права", например "обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах".
В ст. 2 ТК РФ установлены принципы трудового права как основные (отраслевые) принципы, которые могут охватывать своим действием и находить свое более конкретное выражение в принципах институтов отрасли. Например, в разд. II ТК РФ в ст. 24 закреплены основные принципы социального партнерства. В других случаях указанные принципы дополняются гарантиями и могут не носить такой очевидной формы своего закрепления, выражаясь способом косвенной фиксации в ряде норм, связанных неким общим содержанием (началом), т.е. принципом.
Так, принцип свободы трудового договора, дополняя принцип свободы труда (абз. 2 ст. 2 ТК РФ), не нашел своего прямого закрепления, но выражается в нормах о свободе заключения, изменения и прекращения трудового договора в разд. III ТК РФ, посвященном трудовому договору, и как бы вытекает из ст. 56, 57, ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 70, ст. 72, п. 1 ст. 77 ТК РФ и др. В то же время другой принцип института трудового договора, а именно принцип определенности трудовой функции, находит свое непосредственное выражение в отдельной ст. 60 ТК РФ в неразрывной связи с принципом свободы трудового договора.
Следует обратить внимание на отличие принципов от правовых норм (правил поведения). Принципы не определяют конкретный образец поведения, не имеют, как правило, и структуры норм (гипотеза, диспозиция, санкция), с их помощью нельзя либо трудно всесторонне урегулировать общественное отношение. Но в отличие от норм (правил поведения) принцип позволяет уяснить содержание и взаимосвязи данных правовых норм.
На основе принципов в ТК РФ установлены "основные права и обязанности работника" (ст. 21) и впервые в российском трудовом законодательстве закреплены "основные права и обязанности работодателя" (ст. 22). Эти права и обязанности выступают как "статусные права и обязанности" работника и работодателя.
Но значение основных принципов трудового права этим не ограничивается. Принципы трудового права оказывают значительное регулирующее воздействие.
Наряду с предметным признаком и особенностями метода правового регулирования труда, принципы трудового права служат, во-первых, основой единства трудового права, определяют его самостоятельное значение как отрасли системы российского права. Во-вторых, принципы трудового права так же, как и общеправовые и межотраслевые принципы, имеют большое значение в законотворческой деятельности. Выступая основными положениями, исходными началами правового регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними иных отношений, они являются фундаментальной основой как принимаемых законодательных актов, так и развития трудового законодательства, находят свое выражение в его нормах. В-третьих, принципы трудового права, выраженные в трудовом законодательстве, прежде всего в ТК РФ, а также иных актах, содержащих нормы трудового права, позволяют уяснить смысл трудового законодательства и взаимосвязи норм и создают основу правильного применения норм. И, в-четвертых, они играют значительную регулятивную роль при восполнении пробелов трудового законодательства, а также в судебной практике, являясь ориентирами правоприменительной деятельности.
2.2. Содержание основных принципов трудового права
Основные принципы трудового права, как принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получившие свое выражение в ст. 2 ТК РФ, дополняются ст. 3 и 4 и в совокупности составляют 20 принципов. Краткое содержание указанных принципов рассматривается в той последовательности, как они изложены в ст. 2 ТК РФ.
На первом месте приведен принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Свобода труда несовместима с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными Конституцией РФ (ч. 1 ст. 19, ст. 37) и трудовым законодательством РФ. Принцип свободы труда, включая право на труд, дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах, прежде всего в разд. III ТК РФ "Трудовой договор". Принцип свободы труда дополняется принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор, и принципом определенности трудовой функции (ст. 60 ТК РФ). Принципы свободы трудового договора и определенности трудовой функции являются принципами института трудового договора.
Принцип запрещения дискриминации раскрывается в ст. 3 ТК РФ. Он означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Положения настоящей статьи соответствуют конституционному принципу равенства, не допускающего каких-либо ограничений или предпочтений по обстоятельствам, рассматриваемым как дискриминация по признаку пола, языка, национальности и др. (ст. 19 Конституции РФ) и ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.).
Принцип запрещения принудительного труда в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 37) и Конвенциями МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда" (1930 г.), N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) устанавливается в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд - это выполнение работы, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), от которой он может отказаться, например, в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере (ст. 142 ТК РФ) либо при возникновении непосредственной угрозы вследствие нарушений требований охраны труда (ч. 5, 6 ст. 220 ТК РФ).
Принудительным трудом не считается работа, выполняемая в порядке исполнения наказания по приговору суда, вступившему в законную силу, как отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25 - 30 УПК РФ) или исправительных работ (ст. 50 УПК РФ), отбываемых по основному месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 39 УПК РФ). Осужденный к лишению свободы согласно ст. 103 УПК РФ обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. При этом исполнение различных видов наказания по вступившему в законную силу приговору суда с привлечением к труду осужденных осуществляется с соблюдением положений трудового законодательства.
Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве соответствует закрепленному Конституцией РФ принципу, который с точки зрения содержания выражает право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Указанный принцип лежит в основе Закона о занятости, иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест или организацию общественных работ и др. В этом Законе определены направления государственной политики в области занятости, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию программ в целях реализации государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др. Для отдельных категорий граждан предусматриваются дополнительные гарантии содействия по трудоустройству в счет установленной квоты, например для приема на работу инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").