Наименование раздела, темы дисциплины | Виды учебной работы (бюджет времени)(вносятся данные по реализуемым формам) |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Очно-заочная форма обучения |
Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего | Лекции | Лабораторные работы | Практические (семинарские) занятия | Самостоятельная работа | Внеаудиторная работа | Всего |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 1. Основные тенденции развития современной педагогической науки и образования. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 2. Культура педагогического исследования. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 3. Современные проблемы начального образования. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 4. Переход российского образования на стандартизацию. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Итого за 1-й курс: | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Всего: | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4.2. Содержание разделов дисциплины:
Наименование раздела, темы дисциплины | Содержание разделов дисциплины | Содержание практических занятий и/или лабораторных работ |
Тематика | Кол-во часов |
о | озо | зо |
| | | | | |
Тема 1. Основные тенденции развития современной педагогической науки и образования. | Современные парадигмы педагогики. Наука как система знания, наука как деятельность. Парадигма науки. Полипарадигмальность как парадигма современной педагогики и современного образования. Ценностные аспекты науки и образования. Наука и образование как ценность. Образование и проблема совместимости науки и религии. Фундаментальные и прикладные исследования. Научная проблема как субъективная форма выражения объективной необходимости развития познания. Создание научной теории (концепции, модели) как объект фундаментального исследования. Факт как основания научного знания. Научная абстракция. Изменения в личности ребенка в процессе обучения и воспитания как объект прикладных исследований. Когнитивные, аксиологические, акмеологические, рефлексивные аспекты содержания педагогических исследований. Система образования на современном этапе. Компоненты методической системы начального образования: цели, мотивы, содержание, технология, средства и формы обучения. Новые компоненты методической системы: деятельность контроля и оценки; дифференциация обучения; диагностика результатов обучения. Целеполагание на современном этапе развития системы начального образования. Смена педагогоцентристской парадигмы системы начального образования на детоцентристскую. Развитие личности младшего школьника как приоритетная цель начального образования. Сфера воспитательной деятельности педагога. Методика и организация воспитательной работы. Современные концепции как методологическая и теоретическая основы развития педагогических исследований и модернизации начального образования. Культурологическая концепция содержания начального общего образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В.Краевский). Теории развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков). Замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно-ориентированной моделью (Ш.А. Амонашвили). Современные авторские школы и их влияние на модернизацию целей, содержания и технологию обучения в начальной школе: «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Школа 2100», «Школа России» и др. Проблема реализации образовательных программ в региональных условиях. Воспитательные школьные системы в России. Школа диалога культур. | Практические занятия: | | | |
1. Фундаментальные и прикладные исследования. | | | |
2. Модернизация начального образования. Теории развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков). | | | |
3. Модернизация начального образования. Личностно-ориентированная модель взаимодействия учителя и воспитанника Ш.А. Амонашвили. Технология обучения, диагностики и оценивания качества образования в начальной школе по программам: «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Школа России». | | | |
| | | |
Тема 2. Культура педагогического исследования. | Структура и логика развития педагогического исследования. Выбор и обоснование темы исследования. Этапы педагогического исследования (цели, организация, содержание). Теоретический этап исследования. Гипотеза как форма развития исследования. Экспериментальный этап исследования. Проверка гипотезы: перекрестный эксперимент; пробный и массовый эксперимент. Анализ результатов исследования. Интерпретация полученных фактов с точки зрения цели и гипотезы исследования. Возможность получения отрицательного результата гипотезы. Оформление результатов исследования в диссертационную работу. | Практические занятия: | | | |
1. Структура и логика развития педагогического исследования. | | | |
2. Культура педагогического исследования. | | | |
Тема 3. Современные проблемы начального образования. | Проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Концепция непрерывного образования. Предшкольное образование: вариативные модели и их реализация. Образовательная программа «Предшкольная пора». Проблема преемственности между начальной и средней школой. Проблема разноуровневого образования. Дифференцированное обучение в начальной школе и варианты его решения. Информатизация начального образования. Проблема применения в начальном образовании технологии проективной работы. Авторские частнопредметные технологии в начальном образовании и проблема их внедрения в начальных классах для совершенствования работы начального звена школы. Школа полного дня и проблемы ее решения в региональных условиях Белгородской области. Проблема здороьесбережения в начальной школе. Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании. Современные проблемы малокомплектной начальной школы. Проблемы сферы управления начальным образованием. Проблемы поликультурного образования в начальной школе. | Практические занятия: | | | |
1. Проблема внутриклассного дифференцированного обучения. | | | |
2. Проблемы внедрения авторских частнопредметных технологий. | | | |
| | | |
Тема 4. Переход российского образования на стандартизацию. | Стандарты первого и второго поколений. Проблема качества образования. Активизация воспитательной сферы деятельности педагога в новых ФГОС. Регионализация начального образования. Проблема перехода на двухуровневое высшее образование. Стандартизация высшего профессионального образования. Стандарты третьего поколения. Болонское соглашение и его реализация в России. Двухуровневое высшее образование и его реализация в БелГУ. Стандарты первого и второго поколений. Проблема качества образования. Активизация воспитательной сферы деятельности педагога в новых ФГОС. Регионализация начального образования. Проблема перехода на двухуровневое высшее образование. Стандартизация высшего профессионального образования. Стандарты третьего поколения. Болонское соглашение и его реализация в России. Двухуровневое высшее образование и его реализация в БелГУ. | Практические занятия: | | | |
1. Проблема стандартизации образования. | | | |
2. Проблема перехода на двухуровневое высшее образование. Проблема качества образования. | | | |
| | | |