Менеджмент в современном образовании. Природа менеджмента и исторические тенденции его развития.(1 час)
Вопросы для обсуждения
1.Сущность и характеристика основных элементов менеджмента. Принципы менеджмента.
2. Характеристика видов менеджмента.
3. Стратегический менеджмент: сущность, теоретические основы. Сущность инновационного менеджмента.
4. Планирование, прогнозирование и проектирование в системе менеджмента.
5. Основные теории мотивации в менеджменте.
6. Сущность и особенности функций менеджмента в сфере образования.
Семинарское занятие № 3 Образовательная организация как объект управления: внешняя и внутренняя среда (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «образовательная организация».
2. Особенности образовательной организации как организации: общее и специфика.
3. Необходимость и сущность управления в образовательной орагнизации.
4. Характеристика основных внутренних ситуационных переменных.
5. Специфика ресурсов в образовательной организации.
6. Разделение труда: горизонтальное и вертикальное разделение труда. Координация как функция управления.
7. Особенности горизонтального разделения труда в образовательной организации.
8. Факторы внешней среды и их особенности.
9. Проблемы взаимодействия внутренней и внешней среды.
Семинарское занятие № 4
Планирование образования как важнейшая функция управления (1 час)
Вопросы для обсуждения
1. Ведущая роль планирования в системе функций менеджмента в образовании.
2. Планы как основа управленческой деятельности. Разновидности планирования.
3. Виды планов и их система.
4. Стратегическое планирование.
5. Метод SWOT-анализа. Управленческое обследование внутренних (сильных и слабых) сторон организации. Выбор стратегии.
6. Стратегические альтернативы. Оценка стратегии.
7. Текущее планирование.
Семинарское занятие № 5
Мотивация и контроль как функции управления (1 час)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения.
2. Мотивационная структура работника.
3. Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные (концепция иерархии потребностей А. Маслоу; теория потребностей Макклелланда; двухфакторная модель Герцберга; теория ожиданий; теория справедливости; модель Портера-Лоулера).
4. Контроль, его место и значение в системе управленческих функций.
5. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.
6. Основные линии поведения менеджера в процессе контроля.
7. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле.
8. Модель процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля.
9. Характеристики эффективного контроля.
10. Моделирование в процессе принятия управленческого решения.
11. Логика построения схемы принятия управленческого решения.
12. Управленческая задача и управленческое решение.
13. Процесс принятия управленческого решения.
14. Методы принятия решений.
15. Методы прогнозирования в процессе принятия управленческих решений
Семинарское занятие № 6.
Менеджер в системе управления образованием. Персонал образовательной организации (2 час.)
Вопросы для обсуждения
1. Сущность деятельности менеджера в системе образования. Необходимость специализации и концентрации управления.
2. Ролевые функции менеджера. Взаимосвязь содержания работы и ролевых функций. Сущность ролевых функций.
3. Управление как процесс реализации управленческих функций.
4. Уровни управления и факторы, определяющие их формирование.
5. Персонал как социальная основа.
6. Управление персоналом и проблема конструирования трудового коллектива.
7. Основные механизмы формирования трудового коллектива.
8. Кадровая политика. Рост квалификации.
9. Требования, предъявляемые со стороны способностей и квалификации.
10. Трудовое поведение и мотивация. Стимулирование.
11. Коммуникация и обратная связь.
12. Управление конфликтами.