Условия реализации и обеспечение учебного процесса
1.3.1. Кадровое обеспечение
Реализация основной образовательной программы подготовки юриста обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
В структуре СПбГУСЭ, реализующего программу высшего юридического образования, действуют три кафедры юридического профиля.
Преподавание общепрофессиональных дисциплин осуществляют преподаватели, имеющие базовое юридическое образование и/или ученую степень кандидата (доктора) юридических наук. При этом ученую степень имеют не менее 60 % преподавателей общепрофессиональных дисциплин.
1.3.2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Библиотека СПбГУСЭ имеет:
– учебно-методический комплекс образовательной программы;
– базовые учебники, практикумы, хрестоматии, кодексы, сборники нормативно-правовых актов и другие учебные пособия по каждой дисциплине учебного плана в количестве, достаточном для организации учебного процесса с заявленной численностью студентов;
– периодические издания:
– Российская газета;
– Российские вести;
– Собрание законодательства Российской Федерации;
– Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;
– Бюллетень Верховного суда РФ;
– Вестник Высшего арбитражного суда РФ;
– Вестник Конституционного Суда РФ;
– Бюллетень Минюста России;
– подписка на ведущие федеральные и региональные юридические издания.
Практические занятия предусмотрены при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации согласно учебному плану и проводятся в форме ролевых и деловых игр, «круглых столов» с применением коммуникативных методов, методов активного обучения и др., с использованием наглядных пособий и технических средств обучения.
По гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам проводятся семинарские занятия в форме обсуждения учащимися сообщений, докладов, рефератов, самостоятельного выполнения заданий в присутствии преподавателя и под его руководством. Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий.
Программно-информационное обеспечение образовательных программ включает в себя использование в учебном процессе компьютерных технологий, обеспечение обучающихся компьютерными классами с локальными компьютерными сетями, терминалами с доступом к сети Интернет, программным обеспечением, юридические базы информационных справочных систем «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс».
Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплин учебных планов отражено в рабочих программах дисциплин.
1.3.3. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение включает материально-техническую базу, которая обеспечивает нормальное и ритмичное проведение всех видов практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующую действующим санитарно-техническим нормам.
1.3.4. Организация практики
Практика организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Практика является одним из видов занятий, предусмотренных учебными планами. Длительность практик при подготовке юриста составляет 12 недель.
Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, на основе глубокого изучения опыта работы одного из предприятий, учреждений или организаций, совершенствование профессиональных навыков и умений. Задачами производственной практики являются:
– совершенствование практических навыков применения студентами в профессиональной деятельности теоретических знаний по специальным дисциплинам и нормативно-правовых актов;
– совершенствование навыков правовой оценки принимаемых решений и нормативно-правовых актов, в т.ч. локальных;
– закрепление навыка составления процессуальных документов.
Целью проведения преддипломной практики является обобщение знаний и навыков работы студентов по специальности, а также сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы. Задачами практики являются:
– сбор эмпирического материала для подготовки и написания дипломной работы;
– выявление конкретных проблем, недостатков в деятельности организации, учреждения или предприятия, разработка вариантов их решения и определение перспектив развития;
– закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний и совершенствование навыков практической профессиональной деятельности.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).