Трудности учащихся в овладении письмом

КАРТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

УЧАЩИХСЯ _______________ КЛАССА

Учитель-дефектолог ________________

СТРУКТУРА КАРТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

1. Трудности учащихся в овладении школьными навыками, их причины

1.1. Трудности учащихся в овладении письмом (с. 18 – 23)

1.2. Трудности учащихся в овладении чтением (с. 24 – 29)

1.3. Трудности учащихся в овладении математикой (с. 30 – 33)

2. Карты обследования учебной деятельности и основных школьно-значимых функций

2.1. Учебная деятельность

2.2. Зрительное восприятие, анализ

2.3. Кинестетическое восприятие, двигательная сфера тонких движений

2.4. Пространственная ориентировка

2.5. Языковой анализ и синтез (текста, предложения)

2.6. Фонематический слух

2.7. Интегративные функции

2.8. Память

2.9. Мышление

2.10. Речь

3. Общая характеристика учащихся класса (итоговая карта обследования)

4. Индивидуальная карта психолого-педагогического обследования ученика (2 варианта):

4.1. Индивидуальная карта психолого-педагогического обследования ученика, фиксирующая данные всех этапов диагностики.

4.2. Индивидуальная карта психолого-педагогического обследования ученика, фиксирующая данные одного этапа обследования.

Трудности учащихся в овладении школьными навыками, их причины

Карта 1.1

ТРУДНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМОМ

Симптомы трудностей Учащиеся Возможные причины трудностей (нарушенные функции) Учащиеся
                       
трудности формирования зрительного образа буквы, актуализации графического и двигательного образа нужной буквы   § зрительный анализ                        
§ пространственная ориентировка                        
§ интегративные функции: - «глаз-рука» - «ухо-рука» - «ухо-глаз» -«ухо-глаз-рука»                        
§ зрительная, двигательная память                        
§ организация деятельности                        
неустойчивый почерк (колебания наклона, высоты и протяженности букв, несоответствие элементов букв по размеру)   § пространственная ориентировка                        
§ утомление                        
§ моторные функции руки                        
§ координация «глаз-рука»                        
§ планирование, самоконтроль                          
продолжение карты 1.1
замены зрительно похожих и близких по написанию букв: - состоящие из различного количества однородных элементов (л-м, п-т); - отличающиеся друг от друга величиной или направлением одного из элементов (д-б, и-у, У-Ч, д-в); - отличающиеся друг от друга наличием или отсутствием одного из элементов (а-о, ш-щ)   § зрительный анализ                        
§ пространственная ориентировка                        
§ кинестетическое восприятие, дифференциация тождественных движений                        
§ интегративные функции: - «глаз-рука» - «ухо-рука» - «ухо-глаз»                        
§ зрительная память                        
§ планирование, самоконтроль                        
устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, э, с   § пространственная ориентировка                        
§ зрительная память                        
§ кинестетическое восприятие                        
трудности в удержании строки     § пространственная ориентировка                        
§ координация «глаз-рука»                        
§ моторные функции руки                        
§ планирование, самоконтроль                        
§ утомление                          
продолжение карты 1.1
трудности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки   § пространственная ориентировка § координация «глаз-рука»                        
раздельное написание букв внутри слова   § зрительное восприятие, анализ                        
§ кинестетическое восприятие                        
§ моторные функции руки                        
§ планирование, самоконтроль                          
замены, смешения по фонематическому признаку: - звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции: д-т, з-с, б-п, ж-ш, г-к, в-ф; - свистящие и шипящие: с-ш, з-ж, с’-щ; - мягкие и твердые: ль-л, ки-кы и др.; - заднеязычные: г-к-х; - сонорные: р-л, й-л’; - аффрикаты: ч-щ, ч-ц, ч-т’, ц-т, ц-с; - лабиализованные (близкие) гласные: о-у, а-ы, е-э, и-е, ё-ю;     § фонематическое восприятие (дифференциация, различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство)                        
§ соотнесение фонемы с графемой                        
продолжение карты 1.1
смешения сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м)   § кинестетическое восприятие на уровне артикуляции                        
пропуски букв, слогов   § фонематический анализ (вычленение в слове всех звуковых компонентов)                        
§ планирование, самоконтроль                        
перестановки букв в слове   § фонематический анализ (анализ последовательности звуков в слове)                        
§ пространственная ориентировка                        
добавления букв или слогов, персеверации (инертное повторение)   § фонематический анализ (передача последовательности звуков на письме)                        
§ планирование, самоконтроль                        
контаминации (слипание) слов   § языковой анализ на уровне предложения                        
§ зрительное восприятие (выделение целостного образа слова)                        
§ планирование, самоконтроль                        
раздельное написание слов   § языковой анализ                        
§ зрительное восприятие (выделение целостного образа слова)                        
продолжение карты 1.1
антиципации (предвосхищение) букв   § планирование, самоконтроль                        
пропуск, замена слова в предложении   § языковой анализ на уровне предложения                        
§ объем слухоречевой памяти                        
§ снижение ориентировочной деятельности, планирования, контроля                        
отсутствие заглавной буквы, точки в предложении; написание каждого предложения с новой строки   § языковой анализ (выделение предложения из текста)                        
§ мышление (расчленение смыслового целого текста на отдельные смысловые части)                        

Карта 1.2

ТРУДНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОВЛАДЕНИИчтением

Симптомы трудностей Учащиеся Возможные причины трудностей (нарушенные функции) Учащиеся
                       
плохо запоминает конфигурацию букв   - зрительная память                        
- зрительный анализ                        
- пространственная ориентировка                        
-учебная мотивация                        
побуквенное чтение   -фонематический анализ и синтез                        
затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова   - зрительный анализ                        
- пространственная ориентировка                        
-низкий уровень синтеза звуковых элементов                        
-инертность мыслительных процессов                        
пропуски: -согласных при стечении; - согласных и гласных при отсутствии стечения; -слогов;       -фонематический анализ                        
- произвольное внимание                        
-планирование, самоконтроль                        
-утомляемость                        
продолжение карты 1.2
перестановка: - звуков; - слогов;   -фонематический анализ;                        
- произвольное внимание;                        
- самоконтроль                        
замены, смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки: - звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции: д-т, з-с, б-п, ж-ш, г-к, в-ф; - свистящие и шипя- щие: с-ш, з-ж, с’-щ; - мягкие и твердые: ль-л, ки-кы и др.; - заднеязычные: г-к-х; - сонорные: р-л, й-л’; - аффрикаты: ч-щ, ч-ц, ч-т’, ц-т, ц-с; - лабиализованные (близкие) гласные: о-у, а-ы, е-э, и-е   -фонематический анализ;                        
- фонематическое восприятие (слуховая дифференциация фонем)                        
-самоконтроль.                        
слабо воспринимает согласную, мягкость которой обозначена буквами «е», «ё», «ю», «я».   -фонематический анализ                        
продолжение карты 1.2
смешивание значений слов   -фонематический анализ и синтез                        
добавления (при чтении включает в слова отсутствующие в них слоги или отдельные звуки)   -фонематический анализ                        
- произвольное внимание                        
- пространственная ориентировка                        
-планирование, самоконтроль                        
-утомляемость                        
«механическое» чтение: -на уровне слова; -при чтении предложений и текста (читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает связи между словами в предложении)   -фонематический синтез                        
-несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении                        
-несформированность грамматических обобщений.                        
ошибки постановки ударения в словах   -фонематический синтез                        
-самоконтроль                        
продолжение карты 1.2
невыразительность чтения, монотонность, отсутствие пунктуационной интонации   -фонематический синтез;                        
«зеркальное» чтение (чтение слов справа налево)   - пространственная ориентировка                        
-самоконтроль                        
- зрительный анализ                        
потеря строчки при чтении: -повторное считывание одной и той же строчки; - пропуск строчки; -считывание выше расположенной строчки вместо нижней.   - зрительный анализ                        
- пространственная ориентировка                        
-произвольное внимание                        
-планирование, самоконтроль                        
челночное чтение (чтение с возвратом)   - зрительный анализ                        
- пространственная ориентировка                        
-планирование, самоконтроль                        
плохое запоминание прозы и стихотворений   -зрительная, слухоречевая память                        
недифференцирован-ные, вариативные замены (Ж-М-Л)   - самоконтроль                        
- произвольное внимание                        
продолжение карты 1.2
замены, смешения графически сходных букв при чтении -отличающихся лишь одним элементом (В-З, Д-Л, Ь-Ъ); -состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Х-К, П-Н-И и др.)   - зрительный анализ                        
- произвольное внимание                        
- пространственная ориентировка                        
-зрительная память                        
-планирование, самоконтроль                        
-кинестетического восприятия на уровне артикуляции                        
правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями   -планирование, самоконтроль                        
-зрительный анализ                        
- произвольное внимание                        
пользуется интона-цией завершённости (точки) в середине предложения   -планирование, самоконтроль                        
не замечают неправильно прочитанных слов и не исправляют своих ошибок, даже если у них получаются бессмысленные слова «угадывающее» чтение   -планирование, самоконтроль                        
- произвольное внимание                        

Карта 1.3

Наши рекомендации