По общим основам педагогики. (заочная форма обучения – 4 года, 1 курс, 1 семестр)
(заочная форма обучения – 4 года, 1 курс, 1 семестр)
Методы и логика педагогического исследования (1 ч)
План
1. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования.
2. Какие методы используются для анализа педагогического опыта?
3. Каковы особенности проведения педагогического эксперимента?
Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007
3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
6. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002
Электронно – цифровые ресурсы
1. Александров Г.Н., Иванова Н.И. и др. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании.
http://www.msu.ru/
2. Общие основы педагогики: конспект лекций Автор: Писарева Т.А. Издательство: Эксмо, 2008 г.
http://www. knigafund.ru/books/48483
Образование как общественное явление и педагогический процесс (1 ч)
План
1. Закон РФ «Об образовании» о структуре системы образования.
2. Принципы системы образования в Российской Федерации.
3. Вариативность – главный признак современной системы образования в РФ: вариативность организационно – правовых форм, типов образовательных учреждений, форм получения образования и организации педагогического процесса.
4. Типология и многообразие образовательных учреждений, характер их деятельности.
5. Образовательные учреждения как объекты и субъекты управления
Литература
1. Борытко Н.М. и др. Педагогика: учеб. пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пос.- М.: ИТК «Дашков и К», 2007
3. Педагогика: учеб. для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб. для студ. вузов.- М.: Владос, 2003
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
6. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002
Электронно – цифровые ресурсы
1. Общая педагогика: Конспект лекций Автор: Титов В.А. Издательство: А-Приор, 2008 г.
http://www. knigafund.ru/books/53239
2. Общие основы педагогики: конспект лекций Автор: Писарева Т.А. Издательство: Эксмо, 2008 г.
http://www. knigafund.ru/books/48483
Темы, предлагаемые для самостоятельного изучения с указанием форм отчётности (форма отчетности выделена жирным шрифтом)
(очная форма обучения - 5 лет, 1 курс, 1 семестр)
(заочная форма обучения – 4 года, 1 курс, 2 семестр)
(заочная форма обучения - 6 лет, 1 курс, 2 семестр)
В соответствии с требованиями к организации самостоятельной работы студентов и подходами к ее организации задания могут быть следующими.
Задание 1.
Составьте психолого-педагогическую характеристику любого из членов студенческой группы. Схема отчета о проделанной работе может выглядеть следующим образом.
Аспекты изучения | Показатели | Диагностические средства |
1.Сформированость познавательного потенциала личности испытуемого | 1.Обученность испытуемого. 2.Развитость мышления. 3.Познавательная активность | 1.Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 2.Методики изучения развития познавательных процессов личности. 3.Тесты умственного развития 4.Педагогическое наблюдение |
2.Сформированость нравственного потенциала личности испытуемого | 1.Нравственная направленность 2.Сформированность отношений личности испытуемого к государству, обществу, семье, школе, коллективу, к себе, природе, учебе и труду. | 1.Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. 2.Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. 3.Метод экспертной оценки педагогов и самооценки испытуемого. 4.Педагогическое наблюдение. |
3.Сформированность коммуникативного потенциала личности испытуемого | 1.Коммуникабельность. 2.Сформированность коммуникативной культуры испытуемого. | 1.Методика выявления коммуникативных способностей. 2.Метод экспертной оценки и самооценки испытуемого. |
4.Сформированность эстетического потенциала личности испытуемого | 1.Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. | 1.Методы экспертной оценки. 2.Педагогическое наблюдение. |
5.Сформированность физического потенциала личности испытуемого | 1.Состояние здоровья испытуемого. 2.Развитость физических качеств | 1.Медицинский анализ здоровья испытуемого. 2.Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 м, 6-минутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании или поднимании туловища. 3.Метод экспертной оценки |
Задание 2.
Выполните письменный анализ постановки педагогической задачи по следующей схеме:
- перечислите компоненты педагогической системы, укажите воспитательные связи, опишите компоненты среды;
- опишите поступок подопечного;
- дайте объяснение поступка;
- дайте педагогическую оценку произошедшего;
- сформулируйте проблему, стоящую перед воспитателем, укажите разрешающие и ограничивающие условия;
- укажите стратегическую и тактическую цели, которые могут быть поставлены перед воспитанником.
Задание 3.
Соберите собственную картотекус цитатами высказываний известных отечественных и зарубежных педагогов о целях образования. Воспользуйтесь списком рекомендованной литературы и источниками, подобранными самостоятельно.