Наглядные методы обучения: их структура, и отдельно рассмотренный каждый метод в данной статье.
Источником получения знаний в этой группе методов является наглядный образ, а психологической основой — «живое созерцание», т. е. ощущения и восприятия.
Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности.
К наиболее распространенным методом этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства, театральных постановок (в театрах и по телевидению).
Наблюдение — это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя.
Успешность его обеспечивается ясным и понятным конкретным заданием, составлением предварительного плана, своевременной фиксацией наблюдаемого.
В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, помогает им вести записи наблюдений, производить анализ и синтез накопленных представлений.
Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.
Приемы наблюдений (показ-наблюдение, демонстрация-наблюдение, записи и зарисовки, фотографирование и описание) предполагают наличие цели, создание условий для полноценного восприятия, фиксирования внимания на нужных признаках, выделение существенных свойств наблюдаемых явлений, последующее обсуждение воспринятого. Наблюдения могут вестись на уроке и вне урока — в природе, в живом уголке, на пришкольном участке, на предприятии и в быту, длительно и кратковременно.
Иллюстрации и демонстрации. Иллюстрации и демонстрации как метод обучения предусматривает, что при помощи натурального предмета или логической схемы, картины, таблицы или демонстрации опыта, ученик яснее различает свойства и признаки изучаемых предметов, устанавливают сущность явлений, убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности изучаемых законов.
Обычно считают, что демонстрация — это показ предметов или явлений, доступных непосредственному восприятию, а иллюстрации относятся к рассмотрению изображений различных объектов (картин, рисунков, фотографий).
Показ иллюстраций, изображающих изучаемые явления (открыток, явлений, фотографий), т. е. того, что носит характер раздаточного материала, проводится в классе, в то время, как демонстрация опытов, действующих моделей, препаративных растений и животных требует оборудованных кабинетов.
Демонстрации и иллюстрации сочетаются с речью учителя.
Восприятие любого наглядного образа или предмета слито с абстрактным мышлением. В обучении чрезвычайно важно добиваться правильного сочетания наглядности и слова учителя.
В процессе иллюстраций и демонстраций восприятием учащихся необходимо руководить, фиксировать их внимание на важнейших признаках, помогать выделять существенное, проверять правильность представлений.
К демонстрациям относятся также показ учителем приемов выполнения работы на занятиях по технологии в учебных мастерских, на пришкольном участке, на лабораторных и практических занятиях по химии, физике, на уроках черчения, музыки и живописи, физкультуры.
Личный показ как метод обучения широко используется в начальных классах.
Метод демонстраций и иллюстраций в связи с совершенствованием технических средств, внедрение в учебный процесс телевидения, компьютерной техники других аудиовизуальных средств постоянно развивается и совершенствуется.
Так в последнее время в процессе обучения по гуманитарным дисциплинам, с помощью учебного телевидения используется показ-просмотр произведений изобразительного искусства, театральных постановок, исторической хроники и др.
Учебное телевидение применяется как средство иллюстрации изучаемого явления, как основа наблюдений.
Оно целесообразно тогда, когда надо дополнить вербальные сведения наглядным и образным материалом, помогающим раскрыть исторические события, природные явления, показать протекание физических и химических процессов и др.
№40 Особенности метода моделирования при изучении интегративного курса «Окружающий мир».
Моделирование- создание модели и работы с ними.Модели могут быть материальными (вещественные) (к ним относят :глобус ,модель термометра,цветка,сердца и т.п) идеальными (мысленно построенные-образцовые и знаковые). Значение метода:-различие способности к обобщению;-создание наглядных образов(помогают развить самостоятельность) Существуют 2 вида моделей-(1) статические-(изображают систему, неизменную во времени )(2)-динамические-(учитываются движение ,поведение системы) Что нужно знать при работе с моделями:-рисунки моделей.-планирование урока(на каких этапах учащиеся будут с ними работать).-планирование того, как дети будут работать с моделями.-необходимость сочетания работы с другими методами.