Научно-теоретические методы в исследованиях
Эмпирические методы
С. 90 = Наблюдение. Наблюдением называют преднамеренное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, обусловленное целями и задачами исследования. Наблюдение выступает составной частью трудовой операции, которая состоит в установлении соответствия продуктов труда его запланированным, предполагаемым образам (идеалам). Оно может быть выделено в относительно самостоятельный аспект познания, само по себе может быть подвергнуто исследованию ради выработки правильных и однозначных методический действий. Основные требования к наблюдению, которые будут востребованы процедурой предлагаемых педагогических новшеств, таковы:
1) установление чувственно-эмпирической связи между субъектом и объектом наблюдения (здесь под субъектом понимается инициатор новых обучающих технологий, объектом выступает личность студента либо студенческая академическая группа, работающая по разному либо одному и тому же заданию, а также, безусловно, экономический объект изучения);
2) установление четких и однозначных структурных, функциональных, смысловых и прочих связей;
3) применение совокупности методик, способных охватить объект наблюдения в комплексе, системно (иногда для этого потребуется включение самого наблюдателя в исследовательский процесс);
4) соблюдение принципа объективности, возможности правильно воспользоваться функциями контроля и интерпретации результатов наблюдения.
С. 91 = Каждая сфера исследования требует разработки своей методики проведения наблюдения. Но цель должна быть одной и той же: обнаружить в предмете, наблюдаемом явлении как можно больше интересующих параметров и собрать на этой основе достоверные научные факты.
Наблюдение также должно дать информацию о направленности, качественных изменениях в содержании обучения при применении исследовательского подхода к обретаемым знаниям. Наблюдаемые изменения будут способствовать дальнейшему пониманию, регулированию и совершенствованию обучающих методик, воздействию на содержание применяемых процедур.
Эксперимент. Основным эмпирическим методом исследования при выполнении учебных задач, надо полагать, будет выступать метод эксперимента. При помощи эксперимента в контролируемых и управляемых условиях изучается специально смоделированная ситуация либо некоторый процесс. Задачей эксперимента служит чаще всего проверка гипотез и предсказаний, теорий н концепций, имеющих принципиальную значимость для практики. Поэтому эксперимент как одна из форм практических действий вьшолняет функцию критерия истинности знания в конкретной испытываемой системе.
В современной науке применяются разнообразные виды экспериментов. Среди них следует выделить "те, которые имеют непосредственное отношение к задачам внедрения исследовательских принципов при подготовке специалистов экономического профиля и обозначить их цели. Это, таким образом,
1) качественный эксперимент (наиболее простой и широко применяемый), имеющий целью установить наличие либо отсутствие предполагаемого явления (в данном случае - возможность убедиться в реальности протекания учебного процесса по исследовательскому принципу);
2) измерительный эксперимент, цель которого - выявить количественные параметры исследуемых процедур, представления идеального объекта в виде совокупности знаково-цифрового (физико-математического, социологического, статистического и т.д.) материала, описывающего его функционирование и развитие;
3) мысленный эксперимент, представляющий собой систему мыслительных операций, проводимых над исследуемым объектом (в частности, над концептуальными разработками или возможностями их внедрения в жизнь).
4) социальный эксперимент (и его разновидности: экономический эксперимент, педагогический эксперимент), состоящий во внедрении в жизнь новых форм и аспектов социальной (учебной) организации и управления сферами общества.
С. 92 = Все они присутствуют на разных этапах включения исследовательского принципа в обучение, выполняя соответствующие функции. Так, к примеру, внедрение данной педагогической технологии, помимо гносеологического содержания, имеет еще и собственно социальное звучание: личности студентов, обучаемых по этому принципу, предположительно иным образом будут социально ориентированы в жизни (стремление к активности и системности действий, объективности и целенаправленности результатов, практическая применимость добытых теоретических знаний и т.д.).
Особую роль выполняет эксперимент при проверке гипотез, выдвинутых в ходе исследования. При этом выполнение требований чистоты (исключение побочных фактов) и достоверности результатов прямо пропорционально истинности проверяемой гипотезы. Поэтому эксперимент часто называют в числе объективных критериев истины. Применяя эксперимент для некоторой части системы и получив при этом положительные (желательные) результаты, вполне уместно его результаты распространить на все систему в целом (с тем же положительным эффектом).
Измерение. Измерение - это эмпирический, познавательный процесс, при котором происходит определение отношения измеряемой величины к соответствующей единице измерения. Измерения бывают прямыми и косвенными. Являясь органически связанными с наблюдением (как их продолжение либо составная часть), они также применяются в экспериментах, создавая тем самым эмпирическую статистическую основу исследования.
В нашем конкретном случае, когда происходят апробация новых обучающих технологий и экспериментальные испытания методических процедур, обязательным представляется первичный замер параметров (оценивание изначального, доэкспериментального состояния исследуемого объекта). В дальнейшем, в ходе применения новых познавательных процедур, эта операция должна повторяться, измерению подвергаются как зависимые, так и независимые от субъекта переменные. Причем эти измерения параметров могут относиться не только к собственно учебно-методическим вопросам и свойствам, но и иметь иные сопутствующие шкалы (психологическая, духовно-нравственная и др.). Частным случаем измерения будет выявление студенческого мнения по различным аспектам исследовательского подхода к обучению средствами анкетирования, интервьюирования, тестирования и т.п.
С. 93 = Описание. Описание добытых фактов является заключительным моментом эмпирического познания, состоящим не только в констатации, но и интерпретации полученного материала. К нему предъявляется целый ряд требований, от выполнения которых зависит эффективность дальнейших действий, объективность результатов проводимого исследования. В частности, если результаты внедрения в учебный процесс исследовательского принципа обучения не будут правильно поняты и проинтерпретированы, само новшество потеряет ценность и актуальность, станет недееспособным и, в конце концов, нереализованным. И столь губительной всему причиной может стать погрешность в описании и объяснении концептуальных элементов. Каковы же эти предписания?
1. Описание интересующего исследователя предмета, явления должно перевести вопрос «Что это такое?» в плоскость ответа на вопрос «Какое оно есть?».
2. Описание должно сделать переход от констатации фактов к приращению знаний, его обогащению.
3. В многообразии описаний для нас представляют интерес в первую очередь описания количественные и качественные, структурные и функциональные, полные и системные и др.
4. Особое, непрекословное требование к описанию - объективность.
5. Результатом описания чаще всего выступают систематизация и классификация исследуемых объектов.
6. Процедура описания, заключительная на этапе эмпирического исследования, может выступать началом для дальнейших, более глубоких размышлений, а затем выступить завершающей и на этапе теоретического познания.
Задание, программа |
Сбор фактов Измерение Сравнение Описание |
Результат, продолжение исследования |
Таким образом, эмпирические методы в ходе применения данной учебно-методической технологии можно сгруппировать, как изображено на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязи эмпирических методов |
Научно-теоретические методы в исследованиях
С. 94 = Если совокупность эмпирических методов и подходов даетГ возможность непосредственно, визуально, чувственно воспринимать и контролировать протекание различных обучающих методик и механизмов, наблюдать за использованием многочисленных исследовательских процедур и приемов, управлять ими, при необходимости корректировать (заменять), то научные теоретические методы составляют при этом интеллектуально-рациональную ос основу, теоретический каркас знания и действия.
Выверенность и продуманность, логичность и последовательность применения этих методов позволяют при решении учебно-теоретических задач, а также прикладных проблем на основе имеющихся материалов приращивать знания, добывать новые, еще не известные, неиспользуемые знания.
Спроецируем содержание теоретических методов сквозь призму возможностей их применения в ходе внедрения исследовательских процедур в экономическом университетском образовании.
Аксиоматизация. Суть ее заключается в следующем: при построении некоторой совокупности знаний (рассуждений) изначально должен быть оговорен и установлен ряд исходных положений (аксиом, постулатов, правил действий и пр.), принятых и значимых в данной системе. Затем по строго определенным правилам (логическим, математическим, физическим закономерностям) из них выводятся другие положения, а из них - третьи и т.д., вплоть до построения целостной, логически связанной и непротиворечивой системы (нами только предполагаемого изначально) знания.
Студентами-экономистами метод аксиоматизации будет востребован при подготовке исходных данных по поиску, утверждению и применению учебно-методических материалов, необходимых и актуальных форм работы; при определении принципиально важных изначальных установок (учебных, дидактических, психологических и пр.), игнорирование которыми приведет к сбою и серьезным нарушениям в исследованиях; при постулировании ряда общезначимых для обучения принципов и программ, выдвижении аксиом, ранее применяемых методик и т.д.
Абстрагирование. Абстрагирование - специфический прием мышления, который состоит в отвлечении от ряда свойств и отношений в изучаемом явлении и одновременном выделении интересующих исследователя отношений и свойств этого же явления. Результатом абстрагирования выступает абстракция - мыслительный образ, в концентрированном, рафинированном виде содержащий совокупность нас интересующих качеств.
Абстрагирование позволяет отказаться на время от ряда второстепенных задач, от несущественных признаков, от второстепенных моментов, концентрируя все внимание на смыслоооразующих отношениях в исследуемом предмете.
С. 95 = В данном случае абстрагирование позволяет сформулировать общие цели, задачи исследования, разработать и применить ключевые термины, научные понятия, используемые экономическими науками, создать модели учебно-методического обеспечения и т.д.
Надо помнить, что абстрагирование является мыслительным приемом, и не надо его отождествлять с реальным действием по принципу отказа от ряда второстепенных задач (к примеру, с целью «экономии мышления»). Наоборот, в высшей степени правильным является не просто выстраивание «генеральной линии» мышления и поведения (абстрагируясь от частностей), а учет случайностей, включение всякого рода деталей в процессе рассуждения, для утверждения более четких образов, содержательно выверенных понятий и суждений (обогащение абстракций). И совсем несостоятельным представляется такое понимание абстрагирования, которое сводится к абсолютному отвлечению от предметной реальности, как к своего рода нирване, или эпикурейской атараксии. Оно, безусловно, не только не принесет желаемого результата в применении исследовательского принципа обучения, но и нанесет ощутимый урон исследованию.
Восхождение от абстрактного к конкретному. Известно, что методы теоретического исследования устанавливают связи и закономерности и отражают мир с позиций научных абстракций. Но теория как простой набор абстракций не дает представления о природе объекта, его функционировании и развитии. Изложенное на бумаге в идеале требует апробации и реализации. И тогда на помощь исследователю приходит метод восхождения от абстрактного к конкретному. По подобной схеме должно протекать всякое наукоемкое решение, в том числе и внедряемая в учебный процесс концепция исследовательского принципа обучения.
В ходе использования исследовательских процедур студентами-экономистами все подготавливаемые ими материалы должны быть спланированы и организованы как переход от эмпирических проблем (социального заказа), четких постулирований академических действий к абстрактному их обоснованию и теоретическому разрешению. Затем, пройдя этап разработки, обращения снова к конкретному, но уже понятому, проанализированному материалу или программе действий.
На стадии изучения и внедрения конкретных феноменов (науки, познания) вскрываются глубинные и основные законы функционирования и изменения изучаемой реальности в конкретном их преломлении на практику, что будет способствовать изучению степени эффективности нововведений. Помимо прочего, этот метод олицетворяет единство эмпирического и теоретического подходов.
С. 96 = Метод эффективен в ходе проверки возможности реализации замыслов и идей, сформулированных в виде идеальных моделей либо субъективных желаний, интенций и побуждений исследователя. А именно, при подготовке к осуществлению научных замыслов метод восхождения от абстрактного к конкретному способен приблизить исследователя к жизненным проблемам (в нашем случае студентов-экономистов - к проблемам изучаемых технологий). Благодаря его применению общие рассуждения, установки и принципы смогут быть представлены в виде реальных методических пособий, план-заданий, бизнес-планов, тренингов, тестов и иных конкретных форм работы, обеспечивающих самостоятельную, контролируемую, управляемую учебно-исследовательскую деятельность студентов экономического профиля.
Анализ и синтез. Как познание, так и применение сложных систем требуют выявления не только внутренних, сущностных признаков предметов, но и их взаимодействия и взаимосвязи, что невозможно без специальной процедуры обращения к элементарным частям интересующего исследователя предмета. Для этого необходимо целостный предмет разделить (чаще всего мысленно), расчленить на составляющие части, изучить их, специально выделяя их роль в системе цельного предмета. Анализ и синтез - наиболее простые, элементарные приемы мышления, но они универсальны для всех сфер жизнедеятельности.
Объективной предпосылкой использования анализа и синтеза в ходе применения новых учебно-методических исследовательских программ является обязательная структурированность внедряемых технологий, способность их к объединению и разъединению. Возможность применения аналитико-синтетической мыслительной деятельности в области внедрения исследовательских программ в изученное и реализуемое явление действительности подтверждается педагогической практикой.
Аналитико-синтетическая деятельность мышления и ее результаты — основа любого научного проектирования, тем более такого сложного, как учебно-педагогический процесс. Анализ и синтез - стадия, проходя через которую исследователь неминуемо приближается к успеху в осуществлении своих замыслов; без применения этих методов риск попасть в пропасть заблуждений чрезмерно высок. Всякий шаг в продвижении к цели анализируется, всякий предварительный, промежуточный итог суммируется с предыдущим, синтезируется.
В ходе внедрения исследовательского принципа в обучение анализу необходимо подвергать каждый шаг, этап деятельности: анализировать качество и содержательную наполненность методического обеспечения, их соответствие образовательным стандартам, типовым программам и базовым планам, а также цели, условия, обстоятельства, интерес, мотивацию и другие составляющие компоненты внедрения данной концепции обучения.
С. 97 = Вполне возможна ситуация, когда потребуется непредвиденный, нештатный анализ тех или иных мероприятий или материалов. Иногда следует обратиться к специалистам за помощью в экспертной оценке проблемы, в основе которой также находится анализ основных характеристик. Анализ и синтез действенны в выявлении студенческого мнения по учебно-методическим и другим вопросам. Аналитико-синтетические процедуры уместны в самом исследовании параметров экономических систем, проводимых студентами на занятиях и во внеаудиторной деятельности.
Гипотетико-дедуктивный метод. Выводы, полученные в процессе научной и учебно-исследовательской работы студентов-экономистов, зачастую носят проблематичный, вероятностно истинный характер. Все положения, которые сформулированы на этом этапе работы оказываются гипотезой. Гипотеза - это конкретное предположение, служащее для объяснения фактов, явлений, которые на основе прежних знаний не могут быть объяснены. То явление, которое невозможно проинтерпретировать в данной системе знаков и законов, обязательно подлежит гшютетико-дедуктивному изучению. Внедрение новых педагогических технологий, основанных на исследовательском принципе обучения, - именно тот случай, когда без применения гшютетико-дедуктивного метода не обойтись. При выдвижении и обосновании научных гипотез следует учитывать, что они:
а) должны опираться на все известное в принятой области знание;
б) объяснять факты и упорядочивать их в рамках данной научной системы;
в) допускать возможность эмпирической проверки;
г) быть способной предсказывать и интерпретировать предполагаемые новые факты.
Следует подчеркнуть, что всякая гипотеза, в том числе и гипотеза о возможности применения исследовательского принципа в обучении, проходит ряд стадий развития:
1) выдвижение основных тезисов о содержании поиска (исходный набор учебно-методических оснований и инструментария, студенческий интерес к знанию, интеллектуальный потенциал кадрового обеспечения, материально-технические ресурсы и прочее, приводящее к искомому знанию);
2) обоснование выдвигаемых положений, т.е. необходимость доказать, что выдвинутые положения опираются на теоретические соображения (представить систему интеллектуальных, педагогических, психологических, праксиологических факторов внедрения исследовательского принципа как необходимую и достаточную для успешного его осуществления на практике);
3) теоретическая, экспериментальная и практическая проверка гипотезы (изложить последовательность протекания исследовательских мероприятий с одновременной их корректировкой и дополнением);
4) демонстрация ее истинности либо ложности, утверждение результатов, подведение итогов.
С. 98 = Методы формализации и математизации. Внедренческие мероприятия будут протекать направленно при опоре на методы формализации и математизации, суть которых применительно к данной концепции можно изложить следующим образом. Для удобства применения и оперирования сложными системами (процессами) целесообразно заменить их чувственно-содержательные образы логико-формальными или формально-математическими моделями, лишенными наглядности, но не лишенными сути первоначального образа (процесса). Рассуждения об объектах, действия с проектами переносятся в таком случае в плоскость оперирования формулами (в том числе слов ее но-цифровыми, экономическими, политическими), знаками, понятными и принятыми в научной сфере.
При разработке концепции внедрения исследовательских процедур в учебный процесс обязательно создается перечень алгоритмов организационно-методической деятельности, которые легче воспринимать, понимать и, соответственно, применять в учебном процессе, если их формализовать, абстрагируясь от конкретного содержания, последовательно построить в виде таблично-матричного варианта либо абстрактно-математической модели, либо иной знаковой системы.
Необходимо помнить, что некоторое упрощение модели вследствие формализации и математизации по сравнению с реальной системой не должно привести исследователя к какой-то ошибке, погрешности результата, а оставаться в допустимых для обобщений и абстракции пределах. Таким образом, при внедрении учебно-методических новшеств вполне возможно создание обобщенной знаковой модели, позволяющей выстроить последовательную структуру всех педагогических действий и процессов при отвлечении от их качественных характеристик, своеобразную «формулу педагогического успеха».
С. 99 = Метод идеализации. Идеализация - это разновидность операции абстрагирования, применяемая для сложных, динамичных моделей и теоретических систем. Суть ее в том, что в процессе изучения, исследования свойств объекта (в данном случае - протекания процесса внедрения исследовательских обучающих технологий), выделяют необходимые, существенные характеристики, его составные части, влияние условий протекания при этом сводя к минимуму. В результате конструируется идеальный объект, который не существует в действительности, но с ним легко работать и использовать при создании реального образа. В частности, при введении новых обучающих технологий в учебный процесс идеальная педагогическая система - лучший способ предусмотреть все необходимые процедуры, средства, учебно-методические разработки и прочее, выражающее в своей совокупности интересующий нас объект внедрения. Не «прокатав» все в идеале, в дальнейшем невозможно реализовать эту модель на практике.
Резюме
Представленная и рассмотренная совокупность методологических оснований необходима и целесообразна в процессе применения исследовательского принципа при подготовке специалистов экономических специальностей.
Наибольшее значение в данном предмете научного познания занимает сочетание и взаимодействие эмпирических и теоретических методов.
Опираясь на системный, структурно-функциональный, герменевтический и ряд других подходов к объекту внедрения, научность и предвидение результатов, творческий характер исследования, можем построить динамичную модель применения вышеназванного принципа в образовательной экономической среде.
Узловым моментом формирования методологического отношения к предмету исследования выступает, с одной стороны, решение проблемы истины и ее интерпретации, приводящее к удовлетворению потребностей студентов в познании, а с другой стороны, констатация противоречивой природы усвоенного знания, являющаяся побудительным мотивом для дальнейших исследований, источником новых идей и двигателем научных открытий.