Возрастные и индивидуальные особенности психического развития детейс нарушением развития дошкольного возраста
Для детей с нарушением развития дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и стремление к знакомству с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия у этих детей происходит неравномерно, усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. У них отсутствует перенос усвоенного способа
действия с одной ситуации на другую. Весьма сложными, отличными от нормальных оказываются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и производить на его основе простейшие обобщения. Дети, успешно выделяющие свойства во время занятий, совсем не могут выделять их в быту, в самостоятельной деятельности.
У детей с нарушением развития наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Они очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, а если понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают собственный опыт действия и не могут использовать его для решения новых задач, что выражается в неумении переносить опыт в новую ситуацию.
У детей отсутствует активный поиск решения, они часто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи даже тогда, когда задача предложена как игровая. У тех детей, которые пытаются выполнить задание, как правило, имеется лишь ориентировка на цель без учета условий ее достижения.
Развитие игры в дошкольном возрасте является прямым продолжением предметной деятельности, может возникнуть только на ее основе, на определенном уровне ее развития. В то же время к началу дошкольного возраста у детей фактически совсем не возникает предметная деятельность. Их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специфическими манипуляциями, которые должны лечь в основу формирования зрительно-двигательной координации и выделения свойств и отношений предметов. Однако процесс овладения специфическими манипуляциями без специального обучения идет медленно, так как у детей не возникает подлинного интереса к окружающему их предметному миру.
Продуктивная деятельность у детей с нарушением развития вне обучения фактически не возникает. У них не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. Под влиянием требований окружающих у детей начинают формироваться элементы трудовой деятельности, прежде всего навыки самообслуживания, однако сам характер умений и навыков заслуживает более детального рассмотрения. Движения у детей при выполнении действий, связанных с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность обеих рук.
У детей с нарушением развития нет готовности к усвоению речи, не сформированы такие
предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат. Для большинства детей становление речи в дошкольном возрасте только начинается. Первые слова у них появляются после трех лет, фразы — к концу дошкольного возраста. Речь 'настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения.
Поведение, как правило, оказывается непроизвольным, «полевым». В то же время после четырех лет, когда у умственно отсталых детей начинает развиваться интерес к
окружающему, формируются действия с предметами, появляется желание подчиняться взрослому, у них можно наблюдать и возникновение первых проявлений самосознания, отделения своего «Я», которое находит выражение в негативных реакциях на замечание, порицание, неудачу. Систематические переживания ведут к формированию патологических черт личности — к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию.
Таким образом, у детей с нарушением развития отмечается замедленный темп развития всех психических процессов. Наряду с отставанием в развитии прослеживаются и качественные отклонения. Для детей характерна неравномерность созревания отдельных психических процессов. При этом большинство отклонений являются вторичными нарушениями.
Планируемые результаты освоения программы.