Василий Александрович Сухомлинский
В. А. Сухомлинский, философско - педагогические воззрения которого заметно отличались от общепринятых в то время, не совпадали с официальной доктриной формирования личности, продолжил российскую культурно - педагогическую традицию, суть которой состоит в приоритете воспитания перед обучением Воспитание В.А. Сухомлинский понимал как творение счастья каждого воспитанника. "Воспитание заключается в том, - утверждал выдающийся педагог, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье."(19. С. 49).
Основу его взглядов составляет вера в ребенка и любовь к нему. По его мнению, ребенок - это человек, который является величайшей из всех ценностей мира, и только тот может стать настоящим мастером - педагогом, кто верит в человека, в его безграничные возможности. "В наших руках, - писал Сухомлинский, - величайшая из всех ценностей мира - человек. Мы творим Человека, как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где - то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего" (19. С. 45)
Поэтому Сухомлинский пропагандирует душевное, чуткое отношение к формирующейся человеческой личности, отвергает насилие и принуждение по отношению к ней, основой чего является не просто доброе сердце учителя, но и хорошее знание ребенка, его возрастных и индивидуальных возможностей, а также любовь как тяжелая и захватывающая творческая работа: "Я твердо убежден, что настоящая любовь воспитателя к воспитанникам - огромное, необоримое желание дать им то, что есть в Вас дорогого для Вас самих; дать не одному, а коллективу... (19. С. 46)
Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань - в этом искусство воспитания". (19. С105).
Вся образовательная система руководимой Сухомлинским Павлышевской школы была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально - творческого развития каждой личности, предполагала участие самого ребенка. Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основана педагогическая система Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.
Нельзя не подчеркнуть и то, что в развитии детской индивидуальности Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту. В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью полноценное индивидуально - личностное развитие каждого ребенка.
Наиболее последовательно эти принципы выразил в своих психологических и педагогических трудах Ш.А. Амонашвили. Его основные педагогические принципы следующие:
- управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;
- постоянное проявление веры в возможности и перспективы каждого ребенка;
- сотрудничество с детьми в процессе обучения;
- уважение и поддержка достоинства детей, что создает атмосферу взаимоуважения, формирует у детей этические нормы нравственного поведения в обществе, доверие, поднимает авторитет каждого ребенка, способствует воспитанию уважения в детском коллективе;
- организация жизни и деятельности детей на уроке должна строиться на основе принятия детей такими, какие они есть, важно органически включать их активность в урок, который следует насыщать современной жизнью (18)
В своей деятельности и работах Ш.А. Амонашвили убедительно показывает преимущества построения отношений с детьми на гуманных началах по сравнению с традиционным обучением, построенным на принуждении.
Проследив путь свободного воспитания на различных этапах развития педагогической мысли, можно отметить, что в условиях перехода в постиндустриальное общество естественно и неизбежно на первый план выдвигаются задачи индивидуального развития каждого ученика.
Естественно, что никакая реально существующая система воспитания не может обойтись без тех или иных форм давления на личность. Однако современная педагогика может и должна минимизировать подобное насилие над ребенком и создать условия для сочетания индивидуальных интересов с общественными потребностями.
Список использованной литературы
1. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Пророк свободного воспитания / Антология гуманной педагогики. Вентцель.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999.- с 5-29.
2. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. Вентцель. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999.- с 30- 216
3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня - под ред. Селивановой Н.Л.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 336 с.
4 Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию
образования.- М.: Издательская корпорация " Логос", 2000.- 224с.
5. Дидро Д. Размышления по поводу книги г-на Гельвеция "Об уме"
Сочинения в 2т.Т 2.- с 604
6.Долженко О.Г. Философия образования.- М., 1996.-
7.Дружников Ю. Явная и скрытая жизнь К. Вентцеля // Дидакт.-2000.- 5.- С 14-30.
8.Желанова А. Ребенок в педагогической теории и в школьной практике: от древности до наших дней // История.- 1997 .- 21.-
С 4-9.
9.История педагогики и образования. От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ " Сфера", 2001.- 512 с.
10.Корнетов Г.Б., Богуславский М.В. Восхождение к Монтессори /
Антология гуманной педагогики. Монтессори.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999.- с 5-27.
11.Корчак Я. Право ребенка на уважение / Антология гуманной
педагогики. Корчак.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999.-с 15- 39.
12. Малоу А. Мотивация и личность II СПб 1999 с 316
13. Маслоу А "Психология бытия, "Рефл бук","Ваклер", 1997 г., с217)
14 Матятин О.П. Евангелие от Корчака / Антология гуманной педагогики. Корчак.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999.- с 5-12
15. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с
древнейших до наших времен / Научная редакция, вступительная статья, предметный указатель М. В. Захарченко.- СПб: Алетейя, 2000.- 496 с.
16. На пути к культуре мира и ненасилия (материалы научно - практической конференции" От стереотипов войны к идеалам мира через культуру мира и образование). М,. 1998, с 270.
17. Свободное воспитание. Хрестоматия / Составитель Г.Б. Корнетов. - М.: РОУ, 19995.- 224 с.
18.Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия.- МИП " NB
Магистр",1994.- 132 с.
19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Издательство
"Радянська школа", 1972.- 243 с.
20. Толстой Л. Н. Дневники/ Собрание сочинений. В 22-х т. Т.22.
Дневники. 1895-1910.- М.: Худож. лит. 1985.-279 с.