Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств.
Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступными посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения; ведет не только к усвоению знаний и формированию способ действия, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности.
Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания материала, наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.
Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.
К средствам обучения относятся:
1) речь учителя;
2) виды искусства;
3) учебники
4) наглядные пособия;
5) технические средства обучения;
Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования.
1.Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. Поэтому к речи педагога специального коррекционного образовательного учреждения предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импровизации, обладать бездефектным произношением, уметь строить краткие и точные фразы.
В специальном образовательном образовании помимо словесной речи учителя используют:
- дактильную речь;
- жестовую речь.
Дактильная речь – это общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака – дактилемы.
Жестовая речь – это система жестового общения, которая включает в себя две разновидности жестовой речи – разговорную и калькирующую.Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информацию – зрительное восприятие устной речи - «чтение с лица». В некоторых случаях затрудненного общения (с лицами , имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности) используется пиктографическое (символьное) письмо.В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лица ми, имеющими тяжелые нарушения зрения используется пиктографическое (символьное) письмо Шрифт Брайля.
2. Современная специальная педагогика все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции, компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ОВЗ, активному участию в общественной и досуговой деятельности в социальной среде. Существует несколько направлений в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе:
- психофизиологическое, т.е. воздействие, связанное с коррекцией психоматических нарушений;
- психотерапевтическое, т.е. воздействие на когнитивную и эмоционально- волевую сферу;
- психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;
- социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора).
Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.
Широкое распространение в системе специального образования получило использования музыкальных средстввосприятия. Музыкальная деятельность имеет место не только на занятиях, но и вне занятий, в культурно-досуговых формах работы.
Изобразительные средствавыступают какспособ выражения своих чувств, эмоций, своего внутреннего мира.
Ручной трудкак вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику, координацию движение, формирует трудовые навыки, расширяет кругозор и речевой запас.
Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность.
Театрально-игровая деятельностьпозволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции.
3. Учебники, используемые в специальном образовании издаются для различных категорий детей с отклонениями в развитии. Они модифицированы в зависимости от характера и степени тяжести дефекта у обучающихся, их возраста, характера учебного предмета.
В учебниках должны присутствовать: пропедевтические или дополнительные разделы; средства актуализации знаний и личного опыта; средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения; средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями и недостатков развития; средств для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания , упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности; упражнения, направлены на формирование и развитие компенсаторных средств данного учебного предмета.
4. Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного осмысления учебного материала. Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидактический материал.
Это средство обучения предназначено для практической деятельности ребенка с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности.
Дидактический материал, используемый в коррекционно-образовательном процессе бывает:
- Предметный дидактический материал по мере продвижения по годам обучения становится все более отвлеченным, абстрактным. Его применение повышает эмоциональный настрой и обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью.
- Изобразительный дидактический материал (рисунки, схемы, чертежи и др.) является более абстрактным по отношению к предмету. Его применение способствует развитию внимания, умению анализировать, сравнивать.
- Словесно-дидактический материал – это раздаточные карточки с заданиями, примерами, задачами, поручениями. Этот вид способствует развитию речи детей.
Словесный и изобразительный дидактический материал нередко используют в качестве замены отсутствующих у ребенка необходимых речевых средств или навыков письма. Для устранения возможных неточностей восприятия и предупреждения произносительных ошибок в практике специального обучения используют средства словесной наглядности. Это записи, производимые на доске, нотированное письмо, словарь, схемы.
Для развития мыслительных операций, поэтапного формирования умственных действий приобретает значимость использования такого средства наглядности, как моделирование. Это система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели).
5. Широкое использован сисе специального образования получили технические средства обучения (ТСО).
К ТСО относится аппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала. В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства (кинофильмы, диафильмы, средства, корригирующие проявление дефекта).
В обучении различных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все шире применяются персональные компьютеры (ПК).В отличие от массовой системы образования ПК являются в специальном образовании эффективным средством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.
Опыт использования компьютерной техники в специальном образовании позволяет говорить о коррекции многих психофизических особенностях развития.