Удачи Вам и Вашим детям и музыкального настроения!!!

Музыкальные игры и упражнения РАЗВИТИЯдля и КОРРЕКЦИИ речи

Пособие для дефектологов,

музыкальных руководителей

и воспитателей

Рекомендовано

Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования

Республики Беларусь

УДК 376.357:811.161'233:78(072)

ББК 74.3 М90

Рецензенты:

преподаватель кафедры логопедии БГПУ им. М.Танка О.В.Грищенкова; учитель-дефектолог д/с № 543 О.В.Ярото

Клезович О. В.

М90 Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.

ISBN 985-478-410-Х.

Пособие посвящено интеграции музыкальной деятельности в практику коррекционно-педагогической работы и представлено коррекционно-развивающими играми, способствующими повышению уровня речевого и музыкального развития детей. В книгу включены музыкально-игровые упражнения по слушанию, музыкально-речевые, музыкально-ритмические, музыкально-коммуникативные игры, упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов. В пособии также предлагаются методические указания, которые помогут педагогам в планировании учебно-воспитательного процесса.

УДК 376.357:811.16Г233:78(072) ББК 74.3

Учебное издание

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ для развития и коррекции речи детей

Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей

Автор-составитель Клезович Ольга Валерьевна Ответственный за выпуск Д. Л. Дембовский

Подписано в печать с готовых диапозитивов 16.11.2004. Формат84x70 '/16.

Бумага офсетная. Гарнитура «Times». Печать офсетная. Усл. печ. л. 10,36. Уч.-изд. л. 4,38. Тираж 3100 экз. Зак. 3072.

Удостоверение № 08-33-0.229996 о государственной гигиенической регистрации продукта от 11.09.2003.

Общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв».

ЛВ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (017) 210-18-98.

E-mail: [email protected]; www.aversev.com

Республика Беларусь, 220123, Минск, М. Богдановича, 129а.

Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Белорусский Дом печати». Республика Беларусь, 220013, Минск, проспект Ф. Скорины, 79.

ВВЕДЕНИЕ

Пособие посвящено вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и отражает современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, для работы по развитию и коррекции речи детей, поможет при ознакомлении их с окружающим миром. В книге представлены музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствующие повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности,- в процессе которой Вы сможете корректировать нарушения в речевом и двигательном плане. Поставленная игровая задача и ее результаты ведут к усвоению программного материала.

В пособии представлены:

■ музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки,которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Содержание раздела позволит развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

■ музыкально-речевые игры— адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.

■ музыкально-ритмические игрыпредлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук. Данный раздел представлен в виде адаптированных детских плясок, игр и игровых упражнений с музыкальным сопровождением по развитию общей и мелкой моторики.

■ игры с использованием детских музыкальных инструментовпредлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).

■ музыкально-коммуникативные игрыпомогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.

К каждой игре предложено разноуровневое целеполага-ние и методические указания, которые помогут педагогам в планировании коррекционно-развивающей работы. Для более удобного использования нотный материал располагается непосредственно за методическим материалом.

I (*) уровень— низкий. Ребенок неэмоционально и не всегда адекватно реагирует на музыку. Часто отказывается от участия в музыкальной деятельности. Не узнает знакомые песни. Без удовольствия слушает музыку, не может адекватно передать характер музыкального произведения. Работа с детьми данного уровня предполагает индивидуальную работу по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

II (**) уровень— средний.Ребенок эмоционально, но не всегда адекватно реагирует на музыкальное звучание. С помощью взрослого передает различный характер музыкального звучания в движении. Узнает знакомую мелодию, песню. Не может правильно воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Неправильно интонирует мелодию, неточно различает тихую и громкую музыку, тембровые свойства звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие и двигательные навыки сформированы недостаточно.

III(***) уровень — выше среднего.Ребенок эмоционально и адекватно реагирует на музыкальное звучание различного характера. Узнает знакомые мелодии с помощью взрослого. Различает двухчастную форму музыкальной пьесы (с помощью взрослого). Воспроизводит хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Чисто интонирует мелодию, подпевая голосу взрослого. Различает с подсказкой тихую и громкую музыку, тембровые свойства музыкальных звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие навыки сформированы недостаточно.

Музыкальные игры можно использовать с детьми разного уровня музыкального развития, выбирая те ее варианты, которые подходят индивидуально ребенку.

Удачи Вам и Вашим детям и музыкального настроения!!!

Наши рекомендации