Виды контрольных работ, их цели и оценивание.
1 полугодие 2 класса - до 20 минут
2 полугодие 2 класса - до 35 минут
1 и 2 полугодие 3 и 4 класс - до 40 минут
Работа, состоящая из примеров
Цель: проверка вычислительных навыков учащихся.
Не более 12 вычислительных действий
Работа, состоящая из задач
Цель: проверка умения решать задачи
2 - 3 задачи
Комбинированная работа
Цель: проверка знаний, умений и навыков по всему материалу темы, четверти, полугодия года. Содержит задачи, примеры и задания другого вида (задания на нумерацию чисел, на сравнение чисел, на порядок действий).
Работа, состоящая из 1 задачи, примеров и заданий других видов (не более 12 вычислительных действий)
Работа, состоящая из 2 задач и примеров (не более 12 вычислительных действий)
Оценивание контрольных работ
«5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
не более одного недочета.
«4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
наличие 2-3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
использование нерациональных приемов решения учебной задачи.
«3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.
Обязательна дополнительная часть повышенной трудности (не менее 2 заданий), за которую выставляется дополнительная оценка («4» - если выполнено только одно из заданий, «5» - за выполнение двух заданий).
Самостоятельная работа
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.
Самостоятельная работа:
а)должна присутствовать на каждом уроке (10-20 минут);
б) предусматривает помощь учителя;
в) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель работы:
1) закрепление знаний;
2) углубление знаний;
3) проверка домашнего задания;
Начиная работу, сообщите детям:
1) время, отпущенное на задания;
2) цель задания;
3 )в какой форме оно должно быть выполнено;
4) как оформить результат;
5) какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание).
3. КОНТРОЛЬ И ЕГО ОСОСБЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Цель проверки:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
умения выразительно читать и пересказывать текст;
учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется:
1. правильности передачи основного содержания текста;
2. последовательности и полноте развития сюжета;
3. выразительности при характеристике образов.
Учитель контролирует собственно читательскую деятельность школьника:
умение ориентироваться в книге
знание литературных произведений, их жанров и особенностей
знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80 - 85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированность навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными за
дачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависи-мости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки при чтении
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текстаза время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при пере
дачи характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
3.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО ЧТЕНИЮ
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Схема учёта навыка чтения в 1- 4 классе
Фамилия ученика Количество ошибок Способ чтения Темп чтения Выразительность Осознанность чтения
входная 1 полугодие год входная 1 полугодие год входная 1 полугодие год входная 1 полугодие год
входная 1 полугодие 2 полугодие
Темп чтения: выше нормы
в норме
ниже нормы
Превысили темп собственного чтения (личностный рост)
Грамотность
Способ чтения:
слоговое
слог+слово
словами
буквами
Предложения:
3.2.ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ