Итак, все сидят. Все до вольны. Все мобилизованы работе. Можно начинать следующую.
Мне приходилось к каждой такой распасовке заранее набирать кошелку СЛОЕ Благо, что открываешь любую книжку, и слов с безударной гласной - пруд пруди. Особое удовольствие - подкидывать ребятам их же собственные (из диктантов, изложений или сочинений) словечки, в которых они ошиблись.
Со временем мы стали отыскивать для мячика слова потруднее, где корень читается неоднозначно. К примеру:
совершенство - верх,
негодяй - не годен,
пожилой - жизнь,
обаятельный - баять, байка,
очарование - чары,
Муравей - травушка-муравушка и т.д.
Ребята предвкушали радость узнавания:
Мне! Мне! Вот он я! Я знаю! - кричали их нетерпеливые руки.
Желтый мячик сигналит о парной согласной в слове, розовый - о непроизносимой. И ту и другую тоже надо выручать, то есть отбивать мяч вместе с проверочным словом.
Цвета - красный, желтый и розовый - протянулись в наш третий класс из второго, когда мы все вместе сочиняли учебники по русскому языку для первоклашек. Лучшие истории становились страницами учебника.
Красная (пиратская) безударная гласная была из сказки-правила про пиратов, которые ни с того ни с сего напали на слова, и спасателей, которые самоотверженно с ними боролись, ставя под удар (ударение). Желтая (парная глухая-звонкая) согласная - это страшная болезнь из сказки про больницу, где на койках (картинки по сей день живо стоят перед моими глазами) страдают несчастные, глухонемые, желтые от истощения слова, а врачи в больших ложках несут им лекарство в виде проверочных слов. В розовый цвет мы окрашивали робкую (розовую от смущения) непроизносимую скромницу-согласную.
Именно эти цвета и еще зеленый (в него красили любое проверочное) первыми появились в черно-белой казенной тетради по русскому языку. Это положило начало живописному периоду. Оказалось, что свою тетрадь можно любить и украшать. Даже административные контрольные работы превращались в райские кущи!
И вот внучата тех сказочных персонажей - три мячика - лежат на подоконнике. Красный пользуется особым успехом, хотя я всегда предлагаю любой на выбор. Бывает, что "на бис" я вооружаюсь всеми тремя. Кинуть могу любой.
Quot;Лошадь!" Вот и соображай, какое слово бросить мне в ответ. Какой мячик сейчас у тебя в руках? Красный? Тогда - "лошадка"! Желтый? Тогда - "лошади". А ну как в слове полный джентльменский набор?! Как, например, в слове "громоздкий" [грамоскиj]? Тут тебе и безударная гласная, и сомнительная согласная, и непроизносимая тоже.
А вскоре появились желающие заступить на мое место Главного Метателя. Детей же хлебом не корми - дай только в "училок" поиграть. (Анна Игоревна как-то уехала на неделю, так они всю неделю от звонка до звонка по очереди проводили уроки английского и немецкого. Правда, к этой акции они готовились еще неделю - вместе с Анной Игоревной).
- Кто к следующему разу подготовится к работе с желтым мячиком? (Значит, подготовит список слов с парной согласной в слабой позиции, да поинтересней. Да чтоб на всех хватило, в том числе и на меня.)
А можно с красным?
Можно...
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОЧЕРЕДИ... ПЕРЕД УЧИТЕЛЬСКИМ СТОЛОМ
В коридоре, перед дверью в кабинет:
Сдал?.. Скока?.. Повезло!..
Какая муха ее укусила?.. Что я, дурак, больше половины учить?.. Завтра после уроков пересдавать...
А я сегодня рисковать не буду - вдруг она тоже до конца будет слушать? Попробую завтра на перемене к ней подкатить - там времени мало...
Вот... Сейчас уже лучше... Еще задушевней можешь?..
Ты чего?.. Решилась?.. Круто!.. Так очередь занимай, чего ждешь!..
Кто последний?..
Сдал. Отчитался. Проверьте. Распишитесь в получении. Следующий!..
И так из года в год. От одного великого поэта - к другому. Бедные дети. Бедный учитель. Бедный Пушкин...
Спрос и предложения
Я помню эту мучительную процедуру - сдачу стихов наизусть. Помню, как покрывалась красными пятнами и забывала следующую строчку или строфу. Будь то на уроке, перед всем классом, или после урока, один на один с учителем. Правда, с глазу на глаз легче было получить пятерочку - угождая учительнице приподнятым голосом. Перед классом же выражать на лице вдумчивый энтузиазм стыдно... Да и с глазу на глаз тоже стыдно!..
В соседней школе у меня есть знакомые восьмиклассники, которые деловито зарабатывают стихами халявные оценки по литературе. Только это у них теперь называется не мелодекламацией, а задушевным голосом. Чего изволите? Трагизму побольше? Пожалуйста! Светлой грусти? Нет проблем! Каков спрос - таковы и предложения. И никаких красных пятен на шее.
Я не спешу упрекать их в цинизме. Я скорее рада за них. Ведь когда на уроке слушаешь в который раз "Белеет парус одинокий" и вынужден при этом хранить на лице вдумчивое выражение или после уроков стоишь в очереди перед кабинетом литературы и вот сейчас тебя вызовут на ковер, то в конце концов надо же как-то выживать! И выживать помогает игра. Пусть такая. Даже не игра, а скорее игривость. А что при этом с великим и могучим? Увы... Но не надо забывать, что правила такой игры диктует все же учитель.
Впрочем, ему, учителю, тоже, наверно, тоскливо слушать много раз один и тот же текст. Если только он не упивается абсолютной безнаказанностью своего суда: "Ты хорошо прочитал. Пять. А ты - невыразительно. Три".
Тем не менее учить стихи надо. Эрудиция, развитие памяти, литературного вкуса, экзамен в вуз... Это понятно. Что же делать? Как и себя, учителя, не мучить, и учеников озадачить, и литературный текст не убить?
Вглядись в морскую даль
Я
Начала с малого - с традиционного задания на дом. Не всем одну и ту же строфу "Руслана и Людмилы" выучить, а кто какую хочет. Любимую, например. Или самую понятную. Или, наоборот, самую непонятную. Последовательность же чтения строф ученики на уроке выясняли сами - по тексту.
Потом решила пойти дальше и предложить выучить наизусть любое стихотворение поэта, чье творчество изучается в данный момент. Пусть даже на первых порах большинство учеников выберет самое короткое, например: "О, закрой свои бледные ноги!" Валерия Брюсова (в нем всего одна строчка - вот эта).
Но это их выбор. И есть надежда, что к этим строчкам они уже не отнесутся отчужденно. Так же как и слушатели: ведь так или иначе, а каждый человек в классе выбрал именно эти, а не какие-нибудь другие строки. Интересно, почему? Вдруг Женька читает то же, что выучил я. Интересно, почему?
Но как же быть со стихотворениями, которые входят в программу выпускных и вступительных экзаменов? - об этом не думать я тоже не могла. Их как минимум надо помнить, не говоря уже о том, что анализировать и понимать. Например, все тот же "Парус" Лермонтова.
А если предложить ученику читать стихотворение так, как будто он в самом деле видит этот белеющий в море парус? Рассказывая, чтец начинает всматриваться в морскую даль. Видит он парус или у него не получается - это можно обсудить. И, опираясь на мнение зрителей, поставить оценку. За что? А за то, что все вместе сочтут нужным. За то, что чтец отбарабанил "Парус" без запинки? Или за то, что он действительно "увидел" этот парус? Озадачивая чтеца, мы тем самым озадачиваем и зрителя, слушателя. Он не сидит сложа руки, а тоже занят делом.