Антинаучное пос­лес­ло­вие

В оп­рав­да­ние соб­с­т­вен­но­го лег­ко­мыс­лия

Вот так, меж­ду де­лом, в оби­хо­де по­яв­ля­ют­ся, ка­за­лось бы, муд­ре­ные лин­г­вис­ти­чес­кие тер­ми­ны, ко­то­рые по прог­рам­ме по­да­ют­ся (прям-та­ки стро­гий по­ря­док по­да­чи блюд) не рань­ше, до­пус­тим, чем в седь­мом или ка­ком ином клас­се (и кто это ре­ша­ет, что по­да­вать на за­кус­ку, а что - на де­серт?). А ведь чи­та­ем-то, про­из­но­сим, слы­шим и пи­шем мы уже сей­час. И вов­се не "Трав­ка зе­ле­не­ет, сол­ныш­ко блес­тит". И мы хо­тим ра­зоб­рать­ся уже сей­час с тем, что име­ем, что ви­дим и чем опе­ри­ру­ем.

Чем бы мы ни за­ни­ма­лись, с ка­ким фак­том рус­ской ре­чи ни стол­к­ну­лись, мы рас­смат­ри­ва­ем этот факт в кон­тек­с­те все­го язы­ка, всей грам­ма­ти­ки. Где та­кое рас­смот­ре­ние воз­мож­но? В лю­бом не­адап­ти­ро­ван­ном тек­с­те.

Открываем книж­ку (луч­ше не­пе­ре­вод­ную) и оку­на­ем­ся в лю­бой аб­зац - там есть все (ну поч­ти), и все сра­зу. За­ки­ды­вая се­ти, мы мо­жем нев­з­на­чай, по­ми­мо ис­ко­мой ор­фог­рам­мы или пун­к­тог­рам­мы, вы­ло­вить лю­бую дру­гую ры­беш­ку. И мы - пос­коль­ку не в пер­вый раз она нам по­па­да­ет­ся на гла­за - уже спо­соб­ны уз­нать ее, уга­дать, что это та­кое и на что по­хо­же. Пусть ин­ту­итив­но, пусть ми­мо­хо­дом, пусть "по ка­са­тель­ной".

И кру­го­верть эта - неп­ре­рыв­ная. Груп­по­вые ра­бо­ты с тек­с­том на чте­нии или ли­те­ра­ту­ре, штоп­ка ды­ря­вых тек­с­тов и кле­ен­ча­той тет­ра­ди на рус­ском, до­маш­няя про­ра­бот­ка ци­фи­ри на по­лях всех мыс­ли­мых тет­ра­дей - как для дик­тан­тов, из­ло­же­ний и со­чи­не­ний, так и для кон­с­пек­тов по ис­то­рии, ге­ог­ра­фии, фи­зи­ке и так да­лее. В сво­бод­ном пись­ме ведь вся­кие ошиб­ки по­па­да­ют­ся, а не толь­ко на ка­кую-то оп­ре­де­лен­ную ор­фог­рам­му.

Да, сра­зу вся грам­ма­ти­ка. И с вы­со­ты птичь­его по­ле­та. По­ме­ти­ли мно­го-мно­го вся­ких ве­щей. По­ме­ти­ли - что­бы по­том (и не раз) бы­ло к че­му вер­нуть­ся: "Ой, так это же я знаю! Это же вот про что!" И не на­до ни­че­го за­по­ми­нать. Глав­ное - най­ти то­му или ино­му яв­ле­нию со­от­вет­с­т­ву­ющее мес­то.

Мы спе­ци­аль­но ни­че­го не вы­учи­ва­ем на­изусть. Мы прос­то стал­ки­ва­ем­ся с яв­ле­ни­ем, пы­та­ем­ся его как-то клас­си­фи­ци­ро­вать (как сей­час мод­но го­во­рить, "по­зи­ци­они­ро­вать"), со­от­нес­ти с дру­ги­ми слу­ча­ями, от­нес­ти к то­му или ино­му ти­пу яв­ле­ний. То есть уло­жить в оп­ре­де­лен­ный шкаф­чик, на оп­ре­де­лен­ную по­лоч­ку: "Я знаю, от­ку­да это, из ка­кой об­лас­ти. Я знаю, про что это". Бо­лее то­го, од­но и то же яв­ле­ние мы мо­жем по­ло­жить в раз­ные шка­фы. В этом шка­фу оно бу­дет за­ни­мать третью сни­зу, а в этом шка­фу - вто­рую свер­ху и так да­лее.

Вот что та­кое, нап­ри­мер, прес­ло­ву­тая "врож­ден­ная гра­мот­ность"? По-мо­ему, это ког­да че­ло­век, не за­ду­мы­ва­ясь, не зная, как на­зы­ва­ют­ся те или иные слу­чаи, яв­ле­ния, фак­ты или кон­с­т­рук­ции, мо­жет зап­рос­то наз­вать по­доб­ные, най­ти их в тек­с­те и по ана­ло­гии при­ду­мать по­хо­жие (оста­лось толь­ко на­ве­сить те или иные грам­ма­ти­чес­кие яр­лыч­ки!) Вот это и есть гра­мот­ность. Чис­то ин­ту­итив­ная вещь. Она есть аб­со­лют­но у всех, но по тем или иным при­чи­нам не ра­бо­та­ет. Вот я и за­ни­ма­юсь тем, что пы­та­юсь вер­нуть че­ло­ве­ку до­ве­рие к се­бе, к соб­с­т­вен­ной ру­ке, и че­рез са­мое раз­но­об­раз­ное пе­ре­ло­па­чи­ва­ние вся­ко­го язы­ко­во­го ма­те­ри­ала раз­бу­дить в нем ту са­мую язы­ко­вую ин­ту­ицию.

ВМЕСТО ЗАК­ЛЮ­ЧЕ­НИЯ

Педагогическая эс­та­фе­та воп­ро­сов и от­ве­тов

КРУГ ЗАМ­К­НУЛ­СЯ

Моя учи­тель­с­кая ро­дос­лов­ная

Я

антинаучное пос­лес­ло­вие - student2.ru

Дочь и внучка учителей, неожиданно для самой себя и своего семейства стала вдруг учительницей. С тех пор я, выходит, мать учительских детей. Мало того, так случилось, что добрая половина учеников в моем классе - учительские дети. И получается, что я еще и учительница учительских детей. Прям Змей Горыныч о трех головах!..

Вряд ли это до­бав­ля­ет про­фес­си­ональ­ных доб­ро­де­те­лей. Ско­рее, на­обо­рот, ут­ра­ива­ет ам­би­ции, мно­жит ил­лю­зии, усу­губ­ля­ет ка­ри­ка­ту­ру. Не слиш­ком ли мно­го го­лов на од­ной шее? Ведь и од­ной хва­ти­ло бы, чтоб бе­жать ку­да гла­за гля­дят от этой прок­ля­той, сла­дос­т­ной, опас­ной и при всем том ве­ли­кой про­фес­сии...

Наши рекомендации