Одобрена на заседании методического совета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Психолого-педагогической практики
Разработчики: Гурьева О.Е., Гузаревич Н.А., преподаватели колледжа_____
иниц., фам., долж., место работы, учёное звание, учёная степень
Расмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии
Дисциплин
наименование цикловой комиссии учебного заведения
Протокол № ____ от ______________20__
Одобрена на заседании методического совета
Протокол №_____от _______________20__
Пояснительная записка
Воспитательный процесс - это целостная динамическая система, целью которой является развитие личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
В сложившейся системе профессиональной подготовки педагогическая практика начинается с практики по воспитательной работе. В ходе ее учащиеся знакомятся со спецификой организации воспитательного процесса в начальной школе, приобретают умения психолого-педагогического наблюдения и анализа.
В воспитательной работе педагог осуществляет функции, связанные с непосредственным воздействием на личность ученика, на классный коллектив, осуществляет анализ и коррекцию воспитательных воздействий.
В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:
-овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;
- накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;
- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;
- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией;
- изучают основные направления воспитательной работы в школе, классе;
-наблюдают за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя;
- изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся младшего школьного возраста;
- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;
-самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, познавательные игры).
В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
- наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе;
- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определить последовательность работы, привлечь или сформировать актив, помочь выбрать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);
- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса;
- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные).
Подготовка учащихся к данному виду практики осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения учащихся на факультативах, в различных кружках и клубных объединениях по интересам, действующих в колледже.
Тематический план
учебной (педагогической) практики
«Психолого-педагогическая»
Тема | Кол-во часов в 3 сем. | Кол-во часов в 4 сем. |
1. Инструктаж по организации, проведению практики и охране труда | ||
2. Знакомство с базой практики. Изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя: - знакомство с базой практики; - изучение нормативных и организационных основ деятельности классного руководителя; - изучение плана воспитательной работы классного руководителя; - составление индивидуального плана практики; - изучение особенностей календарного планирования воспитательной работы с классом | ||
3. Учебно-методическая работа по подготовке и проведению воспитательных мероприятий: - изучение методов и приемов воспитательной работы; - изучение задач и форм воспитательной работы; - проектирование конспектов воспитательных мероприятий; - изготовление дидактического материала; - изучение задач и форм внеклассной работы с родителями. | ||
4. Психолого-педагогическая диагностика в образовательном процессе: - изучение целей психолого-педагогической диагностики; - изучение методов психолого-педагогической диагностики; - проведение игр на знакомство; - проведение индивидуальных бесед с целью изучения отношения ученика к учебе, его интересов, уровня самооценки; - диагностика межличностных отношений; - диагностика особенностей психофизического развития ученика; - диагностика особенностей воспитания в семье. | ||
5. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий | ||
6. Оформление отчетной документации: - составление характеристики ученика; - составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива; - оформление документации | ||
Подведение итогов практики | ||
Итого: 72 часа |