Приемы освобождения от захватов тонущего. Все приемы выполняются в парах: сначала имитируются на суше, затем воспроизводятся в воде
Все приемы выполняются в парах: сначала имитируются на суше, затем воспроизводятся в воде.
1. Освобождение от захвата одной рукой за волосы (без погружения и с погружением в воду).
2. Освобождение от захвата одной или двумя руками за запястье (без погружения и с погружением в воду).
3. Освобождение от захвата спереди двумя руками за оба запястья (без погружения и с погружением в воду).
4. Освобождение от захвата сзади двумя руками за оба запястья (без погружения и с погружением в воду).
5. Освобождение от захвата спереди пальцами за шею (без погружения и с погружением в воду).
6. Освобождение от захвата сзади пальцами за шею (без погружения и с погружением в воду).
7. Освобождение от захвата спереди или сзади руками за шею (без погружения и с погружением в воду).
8. Освобождение от захвата спереди за туловище под руками (без погружения и с погружением в воду).
9. Освобождение от захвата сзади за туловище под руками (без погружения и с погружением в воду).
10. Освобождение от захвата спереди или сзади за туловище и руки (без погружения и с погружением в воду).
11. Освобождение от захвата спереди или сзади руками за ноги (без погружения и с погружением в воду).
10.2.5. Приемы транспортировки
тонущего
Все приемы сначала имитируются на суше, затем воспроизводятся в воде. Приемы 1—3, 6—11 выполняются в парах; приемы 4, 5, 12, 13 — в тройках.
1. Транспортировка уставшего пловца, который в положении на груди держится сбоку одной рукой за ближайшее плечо спасателя.
2. То же, но уставший пловец держится сзади обеими руками за плечи спасателя.
3. То же, но уставший пловец держится спереди обеими руками за плечи спасателя в положении на спине.
4. То же, но уставший пловец находится между двумя спасателями и опирается на их плечи.
5. То же, но уставший пловец держится за плечи впереди плывущего спасателя, положив стопы на плечи спасателя, плывущего сзади.
6. Транспортировка тонущего с использованием плавания на спине, удерживая его прямыми руками за подбородок.
7. То же, удерживая его прямыми руками за подмышечные впа дины.
8. Транспортировка тонущего с использованием плавания на боку, удерживая его одной рукой за подбородок.
9. То же, удерживая его одной рукой за плечо разноименной руки.
10. То же, удерживая его прямой рукой за предплечье.
11. То же, удерживая его одной рукой жестким захватом: рука спасателя проходит сверху под одноименной рукой тонущего и захватывает предплечье или плечо разноименной руки.
12. Транспортировка тонущего двумя спасателями. Спасатели плывут рядом способом на боку, лицом друг к другу. Они держат тонущего, просунув свои «верхние» руки ему под мышки и соединив кисти под его спиной.
13. То же, но спасатели держат тонущего одной или обеими руками за плечи.
10.2.6. Игры с элементами прикладного
плавания
1. «С донесением вплавь»
Задана игры: освоение навыков прикладного плавания. Описание игры. По сигналу ведущего играющие плывут любым способом, держа в руке над водой резиновую шапочку или другой
предмет, который нельзя намочить. Соревнование проводится на определенное расстояние. Выигрывает участник, не намочивший «донесение» и приплывший первым.
Методические указания. Заплыв проводится на расстояние 20—25 м. Предварительно участников знакомят с техникой прикладного плавания способом на боку, брассом на спине и другими вариантами плавания при помощи движений ногами и гребковых движений одной рукой.
2. «Найди трассу»
Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и ориентирования под водой.
Описание игры. По команде ведущего двое участников выполняют старт и плывут под водой 15-20 м. Они легко могут найти «трассу», открыв глаза в воде и ориентируясь по ярким предметам, брошенным на дно.
Методические указания. Игра проводится в бассейне или водоеме с прозрачной водой и ровным дном.
3. «Переправа»
Задача игры: воспитание умения пользоваться поддерживающими плавсредствами.
Описание игры. Вариант 1. Двое играющих входят в воду и берутся руками за автомобильную камеру, плавательную доску, бревно или любое другое поддерживающее средство. По команде ведущего они плывут на заданное расстояние. Выигрывает приплывший первым.
Вариант 2. Два участника игры садятся на автомобильную камеру или надувной матрац и по команде ведущего соревнуются в плавании на заданную дистанцию.
Методические указания. К игре допускаются участники, хорошо умеющие плавать.
4. «Достань «пострадавшего»
Задачи игры: воспитание навыков ныряния и спасения тонущих.
Описание игры. На глубоком месте (до 2 м) на дно опускают полотенце или майку с грузом («пострадавшим»). Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.
Методические указания. Нырять в глубину разрешается только по одному. Все играющие должны уметь хорошо плавать.
5. «Доставь «пострадавшего» на берег»
Задача игры: воспитание навыков оказания помощи на воде.
Описание игры. Вариант 1. Участники игры распределяются по парам одинаковой подготовленности (имеющим одинаковые пол, возраст, а по возможности — также рост и вес) — «спасатели» и «по-
страдавшие». По сигналу ведущего две пары преодолевают дистанцию 20—25 м. «Спасатель» плывет на груди, а «пострадавший», положив одну или обе руки ему на плечи, - в положении на груди, помогая «спасателю» легкими поддерживающими движениями ногами. Выигрывает пара, приплывшая первой. В конце игры «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.
Вариант 2. «Пострадавший лежит на спине, а «спасатель», захватив его за руки или за подбородок, плывет на боку или на спине при помощи движений ногами брассом.
Методические указания. В игре не участвуют слабо плавающие и дети младшего возраста.
6. Эстафета с препятствиями
Задачи игры: совершенствование прикладных навыков плавания, ныряния, ориентирования в воде.
Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. По сигналу ведущего по одному участнику из каждой команды стартуют, проплывают условленное расстояние и возвращаются к своей команде. Очередной участник каждой команды стартует после того, как его коснется рукой проплывший дистанцию.
На дистанции установлены различные препятствия: лодка, надувной матрац, бревно, автомобильная камера и др. Их преодолевают в соответствии с условиями игры: подныривают, перелезают, проплывают на плавсредстве определенное расстояние. Побеждает команда, участники которой преодолевают дистанцию первыми.
Методические указания. Если игра проводится в естественном водоеме, то состояние дна обязательно проверяется до начала игры. Любые нарушения правил игры должны немедленно пресекаться и учитываться при определении команды-победительницы.
7. Эстафета с переодевание
Задача игры: совершенствование навыка плавания в одежде. Описание игры. Играющие делятся на две равные по силам
команды. Они стартуют в рубашках, куртках или другой одежде, которую снимают после проплывания дистанции и передают плывущему на очередном этапе.
Методические указания. Участникам команд разрешается оказывать помощь друг другу при снятии мокрой одежды.
8. «Десантники»
Задача игры: совершенствование «прыжка спасателя» в незнакомом месте.
Описание игры. По команде ведущего «Самолет над целью!» все участники игры — «десантники» — встают на край бортика и гото-
вятся к прыжку. Они прыгают в воду по команде: «Первый — пошел!», «Второй — пошел!» и т. д.
Методические указания. При выполнении прыжка играющие разводят руки в стороны и сгибают ноги в коленях.
9. «Минное поле»
Задача игры: совершенствование навыка ныряния.
Описание игры. На воде (на расстоянии 2 м от участников) располагаются плавающие предметы (доски, мячи и т.п.) — это «минное поле». Участники игры преодолевают «минное поле» под водой. За каждое касание «мины» команда получает штрафные очки. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите о технике плавания способом брасс на спине.
2. Расскажите о технике плавания способом на боку.
3. Расскажите о технике плавания и ныряния в комплекте № 1.
4. Какими факторами определяется эффективность ныряния?
5. Какие способы ныряния используются при плохой видимости под водой?
6. Какие способы ныряния используются при хорошей видимости под водой ?
7. Расскажите о способах погружения в воду.
8. Расскажите о действиях спасателя при захватах тонущего.
9. Расскажите о способах транспортировки уставшего пловца.
10. Расскажите о транспортировке пострадавшего с использованием плавания на спине.
11. Расскажите о транспортировке пострадавшего с использованием плавания на боку.
12 Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике движений ногами в способе брасс на спине?
13. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием в способе брасс на спине?
14. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении общему согласованию движений в способе брасс на спине?
15. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике движений ногами в способе на боку?
16. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием в способе на боку?
17. Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении общему согласованию движений в способе на боку?
18. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении увеличению задержки дыхания и проходимости евстахиевых труб?
19. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении погружению в воду?
20. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике ныряния при плохой видимости под водой?
21. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике ныряния при хорошей видимости под водой?
22. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении способам освобождения от захватов тонущего и транспортировки в воде?
23. Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении плаванию в экстремальных условиях?
24. Какие игры можно использовать для совершенствования навыков прикладного плавания ?
Рекомендуемая литература
/. Плавание и легководолазная подготовка /Под общ. ред. А.М. Тихонова. — Л.: Военный дважды Краснознаменный институт физической культуры, 1983.
2. Семенов Ю. А. Обучение прикладному плаванию. — М.: Высшая школа, 1990.
3. Человек и вода: Справочник / Сост. И.Я. Модекин. — Мн.: Полымя, 1984. )
Глава 11.