Методы развития двигательных качеств
При изучении техники плавания движение в целом или его отдельные части многократно выполняются с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений на уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности интервалов отдыха между упражнениями, продолжительности каждого упражнения и урока в целом. Как в обучении, так и в тренировке при выполнении упражнений применяются два основных метода — непрерывный и интервальный (повторный) (подробнее об этом см. в главе 7).
В период обучения и на начальных этапах спортивной тренировки используется интервальный (повторный) метод. Как правило, выполняются серии упражнений одинаковой продолжительности и интенсивности (темпа), соответствующие уровню физической и плавательной подготовленности занимающихся.
На суше применяются комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений. В воде это серии упражнений, выполняемых при помощи движений ногами у бортика в чередовании с выдохами в воду; серии упражнений в скольжениях на груди и на спине с различными положениями рук и гребковыми движениями ногами и руками; чередование серий упражнений в плавании по элементам, связкам и в полной координации на отрезках 10—15 м и др.
По мере освоения техники плавания, закрепления навыка согласования дыхания с движениями руками и ногами, плавания в полной координации увеличивается длина проплываемых отрезков и серий. На этом этапе обучения удобно чередовать плавание поперек и вдоль бассейна. Это позволяет освоить и закрепить основы техники плавания сначала в облегченных условиях - на коротких отрезках, а затем постепенно увеличивая длину проплываемых дистанций.
Непрерывный метод применяется после освоения техники движений, когда упражнения на суше выполняются без ошибок, а заданные дистанции проплываются без искажения техники. Непрерывное проплывание дистанций может осуществляться с равномерной скоростью, ускорениями в начале и в конце дистанции, а также с переменной скоростью (когда отдельные отрезки дистанции одинаковой или различной длины проплываются в разном темпе).
На начальных этапах тренировки, где решаются в основном задачи освоения техники плавания, при проплывании дистанций применяется чередование плавания в полной координации и по элементам. Например, проплывание дистанции 400 м кролем на груди, где каждые 50 м чередуется плавание при помощи движений руками (с поддержкой между ногами) с плаванием в полной координации. Или 200 м брассом, где каждые 25 м чередуется плавание при помощи движений ногами с плаванием в полной координации.
Для повышения эмоциональности и динамичности занятий в процессе обучения плаванию широко применяются соревновательный и игровой методы. Общим методическим правилом для их использования является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений перед их применением в соревновании или игре. Между этими методами существует принципиальное отличие: в игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет.
Соревновательный метод. Для него характерны:
1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей;
2) умение использовать особенности своей физической и психологической подготовленности в борьбе за первенство.
Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам занимающихся, содействуя воспитанию воли, настойчивости в достижении цели, самообладания уже на первых занятиях в бассейне.
Применение соревновательного метода дает большую физическую и психологическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.
Игровой метод. Для него характерны:
1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;
2) вариативное применение полученных умений и навыков в изменяющихся условиях игры;
3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельны решения в игровых ситуациях;
4) комплексное совершенствование физических и морально волевых качеств.
Игра способствует воспитанию чувства товарищества, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива.
Как и соревнование, игра повышает эмоциональность занятий, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных плавательных движений. Вот почему соревновательный и игровой методы необходимо применять уже в самом начале обучения.
Применение дополнительных ориентиров.На первых уроках плавания, пока новичок еще не умеет открывать глаза в воде, необходимо научить его определять положения тела и головы по отношению к поверхности воды и дну бассейна, для чего используются ориентиры типа верх-низ. На последующих этапах освоения с водой необходимо определять направление движения тела вперед-назад, вправо-влево и т.д. Для этого пригодны любые предметы, ориентируясь на которые, новичок может определить, в какую сторону и сколько он проплыл (бортик бассейна, разграничительные дорожки, лестницы и др.).
При освоении упражнений (например, формы, характера и амплитуды движения), согласования движений руками с дыханием рекомендуется ориенти, овать движения конечностей по отношению к собственному телу. Так, при плавании на спине для выполнения эффективного гребка с большой амплитудой дается указание грести рукой до бедра, коснуться его, после чего вынуть руку из воды; при плавании кролем для правильного согласования движений руками с дыханием дается указание в конце гребка дотронуться до бедра рукой, одновременно выполнив вдох.
Непосредственная помощь преподавателя.Помощь, оказываемая педагогом во время занятий, может быть самой разнообразной: сопровождение выполнения упражнений подсчетом с эмоционально окрашенной интонацией, подбадривание и т.п.
Особое место занимает непосредственная помощь педагога, когда он и обучаемый действуют совместно. Такая помощь оказывается только на суше, когда нужно уточнить детали техники или исправить допущенную ошибку при выполнении упражнения. Для этого занимающийся с помощью педагога несколько раз повторяет движение, фиксирует нужное положение тела или конечностей, имитирует движение.
Таким образом, успех обучения технике плавания определяется комплексным применением трех групп методов: словесных, наглядных и практических. В каждом конкретном случае критерием эффективности применяемых методов обучения является их соответствие:
1) задачам обучения и специфике учебного материала;
2) уровню подготовленности обучаемых;
3) условиям для проведения занятий;
4) квалификации и стилю работы педагога.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные группы средств обучения плаванию. Какова направленность воздействия упражнений каждой группы и какие задачи решаются с их помощью ?
2. Расскажите, какие учебные задачи решаются путем применения общеразвивающих, специальных и имитационных физических упражнений на занятиях плаванием.
3. Охарактеризуйте подготовительные упражнения для освоения с водой; назовите основные подгруппы этих упражнений и направленность их воздействия.
4. Чем объясняется необходимость применения учебных прыжков в
воду на занятиях плаванием и каковы требования безопасности при их выполнении ?
5. Назовите основные группы игр, применяемых на занятиях с детьми, в зависимости от их возраста и уровня плавательной подготовленности.
6. Объясните, почему проведение игр на занятиях плаванием с детьми является обязательным требованием физического воспитания.
7. Назовите задачи, которые решаются при помощи игр в воде, и правила их проведения.
8. Назовите основные этапы обучения плаванию и содержание работы преподавателя на каждом этапе.
9. Опишите обязательную последовательность освоения каждого упражнения техники плавания.
10. Ошибки, возникающие при обучении технике плавания; их предупреждение и исправление.
11. Охарактеризуйте основные методы, применяемые при обучении и тренировке пловца.
12. Охарактеризуйте практические методы, направленные на освоение спортивной техники и развитие двигательных качеств, и специфику их использования в плавании.
13. Расскажите об использовании целостного и раздельного методов изучения техники спортивного плавания на разных этапах обучения.
14. Расскажите о правилах применения словесных методов на занятиях плаванием.
15. Опишите правила демонстрации, показа и жестикуляции преподавателя на занятиях плаванием.
16. Опишите интервальный и непрерывный методы развития двигательных качеств и последовательность их применения при обучении технике плавания.
17. Охарактеризуйте соревновательный и игровой методы, их сходство и различия.
18. В чем заключается непосредственная помощь преподавателя и в каких случаях она необходима?
Рекомендуемая литература
1. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры/ Под редакцией проф. Н.Ж. Булгаковой. — М.: ФОН, 1996.
2. Булгакова Н.Ж. Плавание. — М.: ФиС, 1999. — (Азбука спорта).
3. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. — М.: ФиС,
2000.
Глава 6.