Процедура работы над мониторингом
Процедура работы над мониторингом может быть представлена в виде такой схемы:
ü отбор компонентов мониторинга;
ü выбор совокупности показателей оценивания каждого компонент;
ü подбор технологий исполнения каждого показателя;
ü определение объектов, места и времени снятия информации;
ü определение лица, в чьи функциональные обязанности входит снятие и обработка информации;
ü составление примерного плана анализа информации в учебном заведении;
ü характер укрупнения или развертывания информации на любом из уровней управления;
ü принятие управленческих решений.
Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга зависит от структуры, принятой в данном учебном заведении. Обязанности могут быть распределены следующим образом:
ü Директор школы: экономические показатели деятельности школы, годовой анализ деятельности школы по отдельным проблемам. Раз в три года анализ эффективности деятельности школы по всем компонентам.
ü Заместители директора по учебно-воспитательной работе, заведующие кафедрами: педагогическая компетентность учителей, обученность, выполнение государственного стандарта, анализ качества знаний, устройство выпускников, итоги первой сессии первокурсников.
ü Заведующий медико-педагогическим центром: физическое здоровье детей и педагогов.
ü Заместитель директора по научно-методической работе, социолог, психолог: сбалансированность и гибкость учебных планов. Обучаемость. Эффективность общения, личность педагога.
ü Заместитель директора по воспитательной работе: воспитанность и воспитуемость учащихся.
Чтобы сделать мониторинг «принимаемым» и лично значимым для каждого участника учебно-воспитательного процесса, нужно иметь в виду, что при его исполнении важна этическая сторона дела. Проблемы с учащимися, например, можно полностью снять через соответствующую организацию работы психолого-социологической службы.
Можно разделить информацию мониторинга на блоки:
ü Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям на педагогическом консилиуме в виде перечня необходимой коррекционной работы и ее методики.
ü Информация, сообщаемая ученику вместе с родителями для формирования адекватной самооценки, определения направлений самообразовательной работы, работы по изменению личностных качеств.
ü Информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки личности ребенка, профориентационной работы.
ü Информация для администрации школы в укрупненном, структурированном виде с целью принятия управленческих решений.
ü Оценка профессиональной компетенции воспринимается педагогами как нечто, на что администрация имеет юридическое право. Информация, касающаяся уровня педагогического общения, личностных качеств педагога, вызывает острую реакцию. Проблема может быть снята следующим образом: на общих совещаниях сообщаются лишь общие выводы по всему педагогическому коллективу, а основной аналитический материал - в индивидуальных собеседованиях в условиях комплектования, тарификации, в процессе аттестации.
Важные психолого-педагогические и дидактические функции образовательного мониторинга:
ü Обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы по конечному продукту.
ü Формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности.
ü Формирование педагогической среды единомышленников, готовых из объектов стать субъектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.