Подготовка к практическому занятию

1. Самостоятельно изучите представленные ниже материалы, отражающие суть программного управления как одной из управ­ленческих технологий.

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОГРАММНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Программное управление (в России известно как «программно-целе­вой подход в управлении») возникло и получило распространение на За­паде сначала в управлении промышленностью, а затем и в других сферах деятельности в начале 60-х гг. XX в. В бывшем СССР идеи программно-целевого подхода стали пропагандироваться также применительно к уп­равлению промышленностью. Возникновение идей программного управ­ления в западном менеджменте было вызвано реакцией на несовершен­ство традиционных способов разработки перспективных планов и конт­роля за их реализацией.

В большинстве случаев оказывалось, что получаемые результаты не удовлетворяли изменившимся за время осуществления планов объектив­ным требованиям к ним, продолжительность реализации планов и свя­занные с этим затраты оказывались значительно большими, чем рассчи­тывалось. Основные недостатки традиционного перспективного планиро­вания состояли в том, что требования к будущим результатам определя­лись с позиций сегодняшнего дня, а не с позиций перспективы, желае­мые результаты четко не фиксировались, мероприятия, включаемые в планы, плохо связывались и координировались между собой, зачастую выступая как независимые друг от друга, и почти не соотносились с ре­сурсным обеспечением.

Суть программного управления состоит в том, чтобы под­ходить к планированию будущего какой-либо системы как к разработке целостности системы действий с четко определенными, понятными для всех результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению. Планирование в этом случае сводится к разработке программы, которая должна стать нормативной моделью совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющей:

- исходное состояние некоторой системы;

- образ желаемого будущего состояния этой системы;

- состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Основное назначение программы — быть средством ин­теграции усилий людей, действующих в интересах развития той системы, в которую они включены.

В образовательном учреждении программы как особые средства обес­печения целенаправленности и интегрированности усилий многих людей чаще всего являются необходимыми при реализации стратегии систем­ных изменений, предполагающих полную реконструкцию образователь­ного учреждения, которая затрагивает все компоненты деятельности — цели, содержание образования и содержание управленческой деятель­ности, организацию, технологии и т.д. — все структуры, связи, звенья, участки — или реконструкцию компонентов деятельности образователь­ного учреждения в каком-то определенном аспекте, связанном с реше­нием стратегической или тактической проблемы (задачи), например, с решением проблем нравственного воспитания детей, сохранения здоро­вья ребенка в образовательном процессе, развития одаренности, созда­ния творческого коллектива педагогов и т.д. Основным средством программного управления слу­жит целевая программа. Целевая программа — это программа, ориенти­рованная на приоритетные ценности (как правило, эти ценности отража­ются в специально разрабатываемом документе — Концепции). На федеральном уровне существуют программы, свя­занные с образованием (например, программа «Одаренные дети»); раз­рабатываются региональные и муниципальные целевые про­граммы.

2. Ознакомьтесь с целевой программой «Тетрадь», разработан­ной в средней школе № 56 г. Санкт-Петербурга, которую можно рассматривать как типичный случай управленческого поиска спо­собов решения возникшей проблемы в течение учебного года. Программа была разработана в мае завершающегося учебного года, а осуществлена в сентябре—июне нового учебного года.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ТЕТРАДЬ»

Анализ состояния проблемы.На определенном этапе развития было зафиксировано, что многие молодые учителя, педагоги с небольшим ста­жем работы в школе чрезвычайно мало внимания уделяют тому, как школь­ники работают со своими тетрадями. По мнению администрации это может привести к ухудшению качества знаний, к снижению потенциала самостоятельной работы учащихся, к формализа­ции оценки этой работы.

Формирование концепции решения проблемы.Тетрадь ученика — его первый конспект, справочник, его первая научная работа. Важно на­учить каждого школьника разнообразию методов и общей культуре работы с тетрадью.

Разработка стратегии, основных направлений и задач в реше­нии проблемы.Каждый педагог имеет право на авторский стиль работы с тетрадями учеников, но не имеет права быть небрежным и не заботить­ся о тетрадях учащихся. В выработке стиля может помочь собственный опыт и знакомство с приемами работы коллег.

Формирование целей первого этапа в решении проблемы.Необ­ходимо организовать обмен опытом в каждом методическом объедине­нии, а затем — выставки ученических работ в рамках творческого отчета каждого учителя за четверть.

Формирование плана действий.Учителя вырабатывают собствен­ные требования к рабочим тетрадям и конспектам, ведут работу с учащи­мися. Заместители директора и руководители методических объедине­ний учителей оказывают помощь, анализируют опыт, организуют педаго­гов своего методического объединения для участия в смотре-выставке ученических тетрадей (ноябрь, январь, март, май). На выставку принима­ются 10 рабочих тетраде и; к ним прилагается краткая аннотация, отража­ющая методику работы учителя с тетрадями.

В мае заместители директора и руководители методических объеди­нений готовят пособие для учителей, в котором приводятся все разрабо­танные требования по работе с тетрадями учащихся и методические ре­комендации по организации всех возможных видов письменных работ учащихся в рабочих тетрадях (май — июнь). Администрация разрабаты­вает Положение о смотре-выставке ученических тетрадей и учреждает призы для всех участников по различным номинациям. Заместители ди­ректора планируют осуществление контроля за ходом реализации про­граммы.

Экспертиза программы.Программа принимается на заседании пе­дагогического Совета в августе (накануне учебного года). Ход ее реализа­ции освещается на педагогических Советах, проводимых по итогам чет­вертей и учебного года.

Данная программа принесла максимальный эффект при ее реализации. В этой же школе были разработаны, затем и реализованы целевые про­граммы «Книга», «Город как школа» и большое количество иных программ.

Актуализация знаний

Ознакомьтесь с представленным ниже материалом, раскрыва­ющим проблемы программного управления в общеобразователь­ном учреждении, приведенные ниже.

В образовательном учреждении в качестве целевых программ высту­пают: образовательные программы, программы учебных курсов (дисцип­лин, предметов), Программа развития образовательного учреждения, программы, отражающие решение проблем, связанных с различными направлениями деятельности образовательного учреждения (Программа нравственного воспитания детей; Программа научно-методической рабо­ты педагогического коллектива по выбранной проблеме).

Чтобы отвечать своему назначению, целевая программа должна об­ладать определенными качествами. Исследователи выделяют семь таких качеств: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистич­ность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.

Актуальность — свойство программы быть ориентированной на реше­ние наиболее значимых для будущего школы проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект.

Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и пла­нируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к школе и изменения в условиях ее деятельности; способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.

Рациональность — свойство программы определять такие цели и спо­собы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах, позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность — свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, т.е. между планируемыми целями и не­обходимыми для их достижения средствами.

Целостность — свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также со­гласованность связей между ними.

Контролируемость — свойство программы операционально опреде­лять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты) таким об­разом, чтобы существовал способ проверки реально полученных резуль­татов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно об­наруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, которые представляют угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа, т.е. чем меньше временные интервалы между соседними кон­трольными точками (промежуточными целями). Чувствительность долж­на быть достаточной для того, чтобы в случае сбоя субъект, принимающий решение, имел достаточное время на его выработку.

Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств при­ведет к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем пред­полагалось, затратами.

Рассмотрим как программно-целевой подход осуществляется на прак­тике. В процессе разработки целевой программы выделяют обычно шесть стадий:

- анализ состояния проблемы;

- формирование концепции решения проблемы;

- разработка стратегии, основных направлений и задач в решении про­блемы;

- формирование целей первого этапа в решении проблемы;

- формирование плана действий;

- экспертиза программы.

Анализ состояния проблемы призван определить исходную базу для разработки путей ее решения. Он должен выделить противоречия и уровень их разрешения на современном этапе и ответить на вопрос: что сле­дует изменить в образовательном учреждении, чтобы в будущем пробле­ма была решена, а ее решение могло удовлетворять современные требо­вания.

Формирование концепции решения проблемы — это построение об­раза того, какой должна стать школа в результате осуществления програм­мы решения проблемы. Если анализ состояния проблемы показывает, какова школа при наличии этой проблемы сегодня, то концепция призва­на определить ее желаемое будущее в условиях решения проблемы.

Решение проблемы может осуществляться разными путями, которые отличаются степенью усилий. Выявить основные из них и выбрать наиме­нее трудоемкий (оптимальный) путь — важная задача создателей програм­мы. Ее решение осуществляется в процессе разработки стратегии, ос­новных направлений и задач решения проблемы. На этом этапе программ­ного управления определяются этапы перехода от настоящего к желае­мому будущему и оценивается реалистичность разработанной ранее кон­цепции решения проблемы.

Поскольку переход к желаемому конечному результату — длительный процесс, то необходимо зафиксировать промежуточные состояния, че­рез которые должна будет проходить программа, т.е. определить цели этапов. Но, так как цели последующих этапов зависят от тех конкретных результатов, которые были достигнуты на предыдущих этапах, в начале разработки необходимо конкретизировать лишь цели первого этапа программы.

Следующий шаг программирования — конкретизация действий, кото­рые нужно совершить для реализации цели первого этапа программы и подготовки к осуществлению последующих этапов.

Последний шаг — оценка программы и принятие решения о ее запуске.

Выполнение задания

Разработайте собственную целевую программу по решению одной из предложенных ниже тем.

• «Книга». (Наши дети мало читают. Если каждый учитель вы­строит методику своей работы так, чтобы по каждому предмету ребенок прочитал хотя бы одну книгу, учащиеся за время обуче­ния познакомятся с сотней научно-популярных изданий.)

• «Чистота в нашей классной комнате».

• «Опоздания на уроки».

• «Плохая дисциплина на уроке» (например предмета вашей специальности).

• «Город» (смысл программы — построение образования в вашей школе по законам и традициям вашего города).

• Тема по вашему выбору.

Наши рекомендации