ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. История зарубежной литературы ХХ века

История зарубежной литературы ХХ века

Учебно-методическое пособие

для специальности 031001 «Филология»

Кемерово 2010

Составитель: ст. преподаватель, к.ф.н. Подковырин Ю. В.

История зарубежной литературы ХХ века. Учебно-методическое пособие для специальности 031001 «Филология» / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Ю. В. Подковырин. – Кемерово, 2010. – 40 с.

Учебное пособие призвано помочь студентам в освоении курсов «История зарубежной литературы 1-й пол. ХХ века» и «История зарубежной литературы 2-й пол. ХХ века». Для систематизации и закрепления знаний по дисциплине пособие включает в себя вопросы для самопроверки, хронологическую таблицу, а также подробный список художественной, учебной и научной литературы.

Рекомендовано методической Утверждено на заседании

комиссией факультета кафедры теории литературы

филологии и журналистики и зарубежных литератур

« »____________ 2010 г. « »___________ 2010 г.

Председатель метод. комиссии Заведующий кафедрой

_____________ И. В. Ащеулова ___________ Л. Ю. Фуксон

© Ю. В. Подковырин, 2010

© Кемеровский государственный университет, 2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит материалы для изучения курсов «История зарубежной литературы 1-й пол. ХХ века» и «История зарубежной литературы 2-й пол. ХХ века»: задания для самостоятельной работы с текстами, вопросы для самопроверки, темы контрольных и самостоятельных работ, расширенный список основной и дополнительной литературы по курсу, хронологическую таблицу.

Задания для самостоятельной работы с текстами посвящены углубленному изучению «знаковых» произведений зарубежной литературы ХХ века («Превращения» Ф. Кафки, «Волшебной горы» Т. Манна, «В чаще» Р. Акутагавы, «Постороннего» А. Камю, «Сада расходящихся тропок» Х. Л. Борхеса, «Кентавра» Д. Апдайка, «Лысой певицы» Э. Ионеско, «Имени розы» У. Эко и т. д.). Представленные в них вопросы не предполагают однозначного ответа, а имеют направляющий характер, провоцирующий на самостоятельную интерпретацию «тёмных мест» произведения, «погружение» в текст. Вопросы для самопроверки предназначены для закрепления и оценки собственных знаний по изучаемым темам. Информацию для ответов на вопросы можно черпать как из лекций, так и из рекомендованной основной и дополнительной литературы по курсу (см. «Список литературы»).

В процессе курса студентам предлагается выполнить несколько контрольных самостоятельных работ. Предлагаемый список тем носит рекомендательный характер. Тема контрольной работы может быть скорректирована с учётом интересов и пожеланий студента. Темы составлены таким образом, что для их раскрытия, прежде всего, требуется тщательная самостоятельная работа с текстом (по желанию студента – с оригинальным текстом) того или иного произведения (произведений), а также знание культурно-художественного и литературного контекста изучаемой эпохи. Для расширения этих знаний при подготовке контрольной возможно обращение к рекомендованной литературе. Вместе с тем, контрольная работа не должна иметь характер реферата или конспекта предлагаемых научных и критических источников, а представлять собой самостоятельное изыскание, основанное на анализе текста произведения.

Выбор рекомендованной к прочтению художественной литературы обусловлен следующими моментами: а) необходимостью познакомить студентов с наиболее влиятельными литературно-художественными направлениями ХХ века (экспрессионизм, «магический реализм», «драма абсурда» и т.п.); б) необходимостью представить вниманию студентов крупнейшие национальные и региональные литературные традиции ХХ века (литературы стран Западной Европы, США, Латинской Америки, Восточной Европы, Японии).

С изучаемыми в процессе курса художественными текстами студенты знакомятся в переводах. При этом преподаватель может рекомендовать какой-либо перевод как наиболее качественный и адекватный. При желании (в особенности, когда речь идёт о лирических произведениях) студенты могут параллельно изучать текст в оригинале. Вместе с тем, знакомство с оригинальным текстом произведения не является обязательным. Подразделение художественной литературы на основную и дополнительную является рекомендательным. Применительно к литературе ХХ века (особенно 2-й половины) едва ли возможно говорить о чётко установившемся литературном «каноне», наборе «классических» текстов. Поэтому преподаватель может предложить для обязательного прочтения студентам произведения из списка дополнительной литературы, разумеется, учитывая их объём и возможность освоения студентами за период изучения курса.

Хронологическая таблица должна способствовать пониманию студентами места того или иного литературного произведения в социальном и культурном контексте эпохи. В таблице литературные явления рассматриваются параллельно с социально-политическими, культурными и художественными событиями ХХ века.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Эстетические основы и поэтика немецкого экспрессионизма.

Задание № 2. Анализ новеллы Ф. Кафки «Превращение».

1. Как Грегор Замза объясняет то, что с ним произошло? Как меняется отношение Грегора к собственному положению по ходу новеллы? Обратите внимание на самоощущения Грегора (в частности, на то, как он ощущает своё новое тело). Что ему кажется особенно неудобным, необычным, а к чему он привыкает быстрее? Как «физиологические» изменения влияют на характер героя? На каких подробностях внешнего вида, поведения и речи Грегора сосредоточено особое внимание и почему?

Какое место в индивидуальной «системе ценностей» Грегора Замзы занимают работа, семья, личные интересы и увлечения? Как меняется система ценностей Грегора в связи с изменением его состояния? Что остаётся неизменным?

2. Как реакция Грегора на свой новый облик соотносится с реакцией других? Как относятся к превращению Грегора мать, сестра, отец, директор фирмы, прислуга, «жильцы»? Пытаются ли окружающие как-то объяснить то, что произошло с Грегором? Как меняется отношение домашних к Грегору по ходу новеллы? Какие ещё «превращения» происходят в новелле? Кто из персонажей изменяется и каким образом?

3. Пространственно-временные координаты «Превращения». На каких деталях пространства новеллы сосредоточено внимание повествователя и почему? Как положение героя в пространстве связано с его состоянием? Выявите моменты перехода героем пространственных границ. Всякий ли такой переход является событием («переходом границы семантического поля» по Ю. М. Лотману)? «Хронотопичность» внешности Грегора. Как его облик соотносится с окружающим пространством? Как изменение пространства вокруг героя связано с переменами в состоянии Грегора?

Мир природы в «Превращении». Где и в связи с чем упоминаются в новелле подробности, относящиеся к природному миру (времена года, погода и т. п.)? Каким образом жизнь персонажей новеллы связана с природными состояниями?

Выявите «узловые» временные «вехи» в новелле. Какую роль играет время в жизни героев (Грегора, Греты, отца, матери)?

Задание № 3. Художественная структура повести У. Фолкнера «Медведь».

1. Кто из персонажей повести (Айк, майор де Спейн, Маккаслин, генерал Компсон, Бун Хоггенбек, Сэм Фазерс) ближе к природному миру, а кто – к миру цивилизации? Почему Лев стал особенно близок именно Буну Хоггенбеку? Почему именно Буну (а не Сэму Фазерсу или Айку, к примеру) «суждено» было убить Старого Бена? Что произошло с Сэмом во время последней охоты на Медведя?

2. Как изменяется характер и отношение к миру главного героя – Айка Маккаслина по ходу повести? Выявите «точки» изменения. С какими событиями эти изменения связаны?

3.Как развивается в повести противопоставление природы и цивилизации? Можем ли мы сказать, что в финале повести мир цивилизации поглощает мир природы? Как вы понимаете последнюю сцену повести (Бун и белки на дереве)?

Задание № 4. «Единственный Христос, которого мы достойны». Анализ повести А. Камю «Посторонний».

1. Как вы объясните равнодушие героя к собственной судьбе и к миру, проявляющееся в некоторых его словах и поступках (в эпизоде похорон матери, в истории с Мари, с возможным продвижением на службе, в эпизоде убийства)? Как соотносится оценка героем себя самого, своих слов, поступков, с оценками других, с авторской позицией?

Как меняется Мерсо по ходу повести? В чём проявляются эти изменения?

2. Кто из героев наиболее близок Мерсо и почему? Найдите в тексте моменты максимального сближения Мерсо с другими людьми и наоборот – максимального отчуждения.

Кто из персонажей наделяется чертами животного, автомата, куклы? Какое место занимают эти образы обезличенного, «пустого» бытия в художественной структуре повести? Образы толпы в «Постороннем».

3. Религиозные мотивы и образы в повести. Какова их художественная функция? Можем ли мы утверждать, что герой отвергает Бога?

4. «Физиологический» образный ряд в романе. Как соотносятся в герое чувственное и рациональное начала?

5. Образы солнца, жары, света в романе: их художественная функция. Почему герой утверждает, что именно солнце послужило причиной совершённого им преступления («всё вышло из-за солнца»)?

Задание № 5. Соотношение «кругозоров» персонажей и проблема представленности авторской позиции в новелле Р. Акутагавы «В чаще».

1. Какая из изложенных в новелле версий вызывает у вас наибольшее доверие (версия Тадзёмару, версия женщины, версия убитого, другая версия)? Или все версии ложные?

2. Если какая-то версия, на ваш взгляд, наиболее правдивая, то какую роль играют в новелле все остальные? Просто, чтобы запутать читателя, создать детективную интригу? Имеют ли значение эти «неправдивые», на ваш взгляд, версии для раскрытия истины?

3. Текст назван – «В чаще». Какую роль в новелле, на ваш взгляд, играет то место, где всё происходит? Определите основные характеристики этого места, его границы. Изменяются ли черты пространства в признаниях героев?

4. Какое значение имеют в новелле последовательность и обстоятельства признаний («на допросе у судейского чиновника», «на исповеди в храме», «устами прорицательницы»)?

5. Насколько «устройство» новеллы Р. Акутагавы типично для литературы ХХ столетия? Какие ещё вы знаете произведения ХХ века с похожей субъектной организацией?

Задание № 6. Смысл соотношения мифологического и реального планов в романе Д. Апдайка «Кентавр».

1. Миф о кентавре Хироне в мире Олинджера. Как вы поняли характер соотношения мифологического и реального планов? Олинджер сравнивается с Олимпом или же Олинджер – это и есть Олимп, только современный? Или же имеет место какой-то иной характер соотнесения? В какой мере сознанию героев доступен мифологический план? Выявите точки (зоны) пересечения мифологического и реально-бытового планов в романе. Почему именно кентавр Хирон является мифологической ипостасью Джорджа Колдуэлла? Как проявляется «кентаврическая» сущность героя в его внешности, характере, мыслях, поступках?

2. Обратите внимание на эпиграф Карла Барта к тексту романа. Как представлено в художественном мире «Кентавра» соотношение земной и небесной стихий? Кто из героев романа ближе к стихии неба, а кто – к стихии земли? Как относятся к соотношению этих сфер в жизни (возвышенной и низменной) Питер-подросток, взрослый Питер-рассказчик, Джордж Колдуэлл?

3. Дом и дорога в жизненных кругозорах героев и в эстетической оценке автора. Джордж Колдуэлл, Питер Колдуэлл, Вера Гамелл, Харикло – это скорее герои дома или герои дороги?

4. Оппозиция жизни и смерти (бессмертия и смертности) в романе. Как относятся герои (прежде всего Джордж Колдуэлл) к смерти? Насколько однозначно это отношение? Мотивы болезни, страдания, распада в тексте. Ситуация (ситуации) жертвоприношения в романе.

5. Педагогическая тема в «Кентавре». Сравните урок Колдуэлла урок и урок Хирона. Как относится к своей педагогической деятельности сам Колдуэлл? В чём своеобразие отношения учеников к Джорджу?

6. Линии отца – сына и Хирона – Прометея в романе. Как меняется отношение Питера к отцу по ходу романа?

Задание № 7. Анализ романа У. Эко «Имя розы».

1. Как относятся к проблеме соотношения знака и смысла Вильгельм Баскервильский, Адсон, другие герои романа? Что они вообще считают знаками? И насколько, с их точки зрения, возможно постижение смысла знаков?

2. Какие семиотические операции производит в процессе романа Вильгельм? Насколько удачливый он толкователь?

3. Почему в начале романа автор такое внимание уделяет истории рукописи (гл. «Разумеется, рукопись»)? Почему «разумеется»? Какую вообще роль играют в контексте романа образы книг и рукописей?

4. Какую функцию в романе выполняет образ библиотеки?

5. Почему в качестве утраченного текста избрана именно часть «Поэтики» Аристотеля, посвящённая комедии? Каково значение образа смеха в романе?

6. Какое место в романе занимает социально-политический контекст?

7. С какой целью автор помещает в тексте карту монастыря, не довольствуясь словесным описанием?

Задание № 8. Драматическое противопоставление «я-для-себя» и «я-для-другого» в романе Кобо Абэ «Человек-ящик».

1. Объясните контекстуальность основного образа романа – «человека-ящика»? В какие образно-смысловые ряды он входит? Как вы понимаете следующие, последовательно представленные в тексте романа высказывания: «ящик для меня не тупик,.. а широко распахнутая дверь в иной мир», «человек-ящик… как улитка», «я бы покинул его [ящик – Ю. П.], если бы смог, как насекомое… сбросить кожу в другом мире», «это просто антисуществование», «ящик выглядит вырытой… норой», «ящик (мой гроб)», «надев ящик, я превратился в псевдосебя» (где в тексте?), «у меня… было желание вместе с ящиком содрать с себя и кожу, как счищают кожуру с инжира», «ящик… запутанный лабиринт». Можем ли мы сказать, что все эти фразы по-разному определяют одно и то же? Или же в романе представлено несколько, сменяющих друг друга, точек зрения на «ящичное» существование?

2. Каким образом соотносятся в романе образы наготы и сокрытости? Чем мы можем объяснить желание героя (героев?) начать жизнь «человека-ящика», страсть к подсматриванию и т.п.?

3. Как взаимодействуют в романе такие ценности, как дом и дорога? Можно ли утверждать, что автор романа склоняется к какому-то из этих ценностных полюсов?

4. Структура «события рассказывания» в романе. С вашей точки зрения, весь текст романа соотнесён с одним субъектом сознания, прячущимся под разными повествовательными «масками», или же в тексте несколько субъектов сознания (каких?)?

5. Какую роль в повествовательной структуре романа играют «газетные» вставки? Как мы можем охарактеризовать представленную в них точку зрения на мир?

6. С какой целью автор акцентирует внимание на «материальных» аспектах события рассказывания (обстоятельства создания записок, цвет чернил, почерк)?

7. «Чеховский» контекст романа. Как переосмысливаются в романе «Человек-ящик» образы произведений А. П. Чехова?

Наши рекомендации