Тема 6. Воспитание как социальное явление.

Содержание дисциплины

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке.

(ОК-1)

История развития науки. Философские основы педагогики. Обобщение педагогического опыта (Сократ, Платон, Аристотель). Принципы догматического обучения в средневековье.

Источники развития педагогической науки и практики. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения. Вклад в развитие педагогики французских просветителей. Отечественные педагоги, их вклад, идеи.

Педагогика как область гуманитарного знания, ее функции, объект, предмет, задачи педагогики (как науки, как практической деятельности и как учебной дисциплины). Категории педагогики: обучение, воспитание и образование.

Тема 2. Система педагогических наук.

Педагогическое исследование и его методы.

(ОК-1)

Система педагогических наук. Структурная организация педагогического знания и отрасли педагогики. Место педагогики в системе человекознания. Методы научно-педагогического исследования.

Связь педагогики с другими науками:психологией, этнографией, физиологией, социологией, экономикой, историей, кибернетикой, математической статистикой и др.

Тема 3. Обучение в целостном педагогическом процессе.

(ОК-1, ПК-11)

Обучение как способ организации педагогического процесса. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Дидактика как наука. Дидактические системы.

Теории обучения и технологии. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Система развивающего обучения Л. В.Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Основные идеи педагогики сотрудничества. Теория личностно-ориентированного обучения (И. С.Якиманская). Технология программированного обучения (линейное, разветвленное, смешанное). Суггестопедическая концепция обучения.

Тема 4. Теория педагогического процесса:

Сущность, функции, закономерности

Педагогический процесс: сущность, цели, структура. Функции педагогического процесса: развивающая, образовательная (обучающая), воспитательная. Основные закономерности и принципы организации педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса.Воспитание и обучение как основное содержание педагогического процесса. Функции и структура педагогической деятельности. Общие этапы педагогической деятельности.

Тема 5. Формы организации учебного процесса. Методы и средства обучения.

Понятие форм обучения и форм организации учебного процесса. Формы обучения индивидуальные-групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные-внеаудиторные, школьные-внешкольные. Классификация форм организации учебного процесса (А.В. Хуторской, В.А.Онищук).

Формы организации учебного процесса как определенный вид занятий. Специфика форм организации учебного процесса в высшей школе. Методическое обеспечение организации учебного процесса в высшей школе.

Понятие о методах обучения. Активные методы обучения. Интерактивные методы обучения.

Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения. Материальные и идеальные средства обучения. Средства преподавания и средства учения. Средства преподавания: средства объяснения нового материала; средства закрепления и повторения; средства контроля.

Средства учебной деятельности. Наглядные пособия как средства обучения. Технические средства обучения.

Тема 6. Воспитание как социальное явление.

Понятия «воспитание», «процесс воспитания». Социально-психологический механизм воспитания. Интериоризация как процесс воспитания. Сущность воспитания, цели и задачи. Компоненты воспитательного процесса (целевой, содержательный, операционально-деятельностный, оценочно-результативный, коммуникативный). Закономерности и принципы воспитания.

Виды воспитания. Самовосприятие и самооценка личности. Самовоспитание и перевоспитание.

Наши рекомендации