Цель, задачи и функции портфолио
ПОЛОЖЕНИЕ
О портфолио обучающегося
ГБОУ СПО «Дзержинский индустриально-коммерческий техникум»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет требования к портфолио обучающегося в ГБОУ СПО «Дзержинский индустриально-коммерческий техникум».
1.2. Портфолио обучающегося - это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий в альтернативной форме предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально – личностного саморазвития.
1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности: учебной, профессиональной, творчески-преобразующей и других.
1.4. Период накопления (сбора) портфолио – 1-4 курс (для обучающихся на базе основного общего образования), 1–3 курс (для обучающихся на базе полного среднего образования).
1.5. Комплектование портфолио осуществляется обучающимся самостоятельно на основании рекомендаций преподавателей, классных руководителей, методистов и руководителей практики.
1.6. Предъявление и защита портфолио должна выступать в качестве формы организации экзамена (квалификационного). Руководители конкретизируют требования к содержанию и структуре портфолио, определяют критерии и показатели оценки портфолио, процедуры его предъявления и защиты, условия выбора обучающимися данной формы, которые утверждаются на заседании методической комиссии и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
1.7. Выпускники техникума представляют портфолио во время государственной итоговой аттестации, общественной презентации образованности выпускников.
1.8. Общее руководство деятельностью педагогического и ученического коллектива по формированию портфолио осуществляют заместитель директора по учебной, по учебно-производственной, по учебно-воспитательной работе и руководители отделений. Формирование накопительной части портфолио возлагается на преподавателей учебных дисциплин и профессиональных модулей. Ответственными за информирование и организацию деятельности обучающихся по созданию портфолио на уровне группы являются классный руководитель и мастер производственного обучения.
Цель, задачи и функции портфолио
2.1. Основная цель портфолио – формирование ценностных ориентаций, активной личностной позиции, готовности к сотрудничеству и саморазвитию через предъявление, рефлексию и анализ образовательных и профессиональных достижений.
2.2. Портфолио позволяет решать следующие задачи:
- отслеживание индивидуальных достижений обучающегося; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
- оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;
- формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;
- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающегося;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
- совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.
2.3. Функции портфолио:
- функция предъявления личных, образовательных и профессиональных достижений - образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности обучающегося;
- функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных и профессиональных достижений обучающихся, их динамики в процессе освоения образовательной программы;
- функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально – личностного самосовершенствования (автономизации обучающегося), мотивации и интереса.
- Примерная структура портфолио обучающегося
3.1. Содержание портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио отзывов;
- портфолио работ.
3.2. Примерная структура портфолио.
3.2.1. Общая часть (общие сведения о студенте).
3.2.2. Накопительная часть
- образовательные достижения – освоенные обучающимся в процессе учебно-профессиональной деятельности компетенции, оценка которых осуществляется в процессе текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе соотнесения фактически полученных результатов с требованиями ФГОС;
- профессиональные достижения – эффективный результат применения освоенных обучающимся компетенций в реальной профессиональной деятельности, который удостоверяет, что имеет достаточные компетенции, требуемые для выполнения определенной работы;
- результаты творчески – преобразующей деятельности;
- спортивные достижения.
3.2.3. Рефлексивно – проективная часть (самооценка и самоанализ образовательных и профессиональных достижений; компетенций, освоенных на отдельном этапе образовательной программы, вычленение проблем, возможных причин их возникновения, определение перспектив профессионального и личностного саморазвития).
3.3. Содержание портфолио документов:
- документы, подтверждающие участие обучающегося в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов педагогической практики, участия в социально – педагогических проектах;
- свидетельства о прохождении курсовой подготовки, подтверждающие готовность к реализации разнообразных видов профессиональной деятельности;
- сертификаты, грамоты, свидетельства участия в организации студенческого самоуправления, культурно – досуговых мероприятий, локальных проектов, факультативов и творческих объединений по интересам;
- грамоты, похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ, города и т.п.
3.4. Содержание портфолио отзывов:
- письменные отзывы и характеристики преподавателей техникума, мастера производственного обучения, руководителей структурных подразделений, представителей администрации техникума, подтверждающие высокий уровень познавательной активности, мотивации обучающегося на учебно-профессиональную деятельность, академических способностей и учебных достижений;
- письменные отзывы и характеристики руководителей различных видов практики, подтверждающие высокий уровень освоения обучающимся профессиональных компетенций, высокий уровень развития значимых в профессионально – значимых личностных качеств, письменный самоанализ;
- отзывы и характеристики заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей факультативов, кружков, объединений по интересам, представителей ученического актива, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования, подтверждающие высокую социальную активность студента, позитивное отношение к различным видам деятельности;
- отзывы и характеристики руководителя физического воспитания, преподавателей физической культуры, организатора ОБЖ, руководителей спортивных секций на базе техникума и учреждений дополнительного образования, подтверждающие высокие спортивные достижения.
3.4. Портфолио работ содержит работы, самостоятельно разработанные обучающимся и получившие достаточно высокую оценку (педагогов техникума или представителей общественности):
- электронные презентации и т.п.;
- тезисы выступлений на научно – практических конференциях, тексты докладов;
- творческие, исследовательские, проектные работы обучающегося;
-визуальные свидетельства, подтверждающие готовность к осуществлению профессиональной деятельности (фото, видеоматериалы и т.п.),
- программы и планы профессионального самосовершенствования.
3.5. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие условия:
- систематичность и регулярность ведения;
- достоверность предъявляемых сведений;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей.
3.6. При оценке содержания и презентации портфолио учитывается:
- объем наполнения портфолио;
- обоснованность структуры и содержания портфолио;
- способность обучающегося адекватно оценивать собственные достижения, компетенции;
- умение определять ближайшие и перспективные цели, направления самосовершенствования.