Дискуссию с теми, кто также проходит испытание .. .... п

3. Устное изложение и показ того, что я знаю.................. I—

4. Сообщение в свободной форме о том, как

я применил то, чему научился........................................ П

5. Письменный отчет, охватывающий историю

вопроса, теорию и метод.................................................. I—I

Н. ЛЮДИ, ЧЬИ ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА Я УВАЖАЮ БОЛЬ-ПІЕ ВСЕГО, ЭТО ВЕРОЯТНО:

1. Выдающиеся философы и ученые...................................

2. Писатели и учителя...........................................................

3. Лидеры деловых и политических кругов.........................

4. Экономисты и инженеры.................................................

5. Фермеры и журналисты....................................................

0. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я НАХОЖУ ТЕОРИЮ ПОЛЕЗНОЙ, ЕСЛИ ОНА:

1. Кажется родственной тем другим теориям — и идеям, которые я уже усвоил....................................... Ш

2. Объясняет вещи новым для меня образом..................... I—I

3. Способна систематически объяснять множество связанных ситуаций.......................................................... I—I

4. Служит прояснению моего личного опыта и __

наблюдений....................................................................... Н

5. Имеет конкретное практическое приложение............... I—I

П. КОГДА Я ЧИТАЮ СТАТЬЮ ПО ДИСКУССИОННОМУ ВОПРОСУ, Я ПРЕДПОЧИТАЮ, ЧТОБЫ В НЕЙ:

1. Показывались преимущества для меня в —. зависимости от выбираемой точки зрения.................... Н

2. Излагались все факты в ходе дискуссии......................... I—I

3. Логично и последовательно обрисовывались

затрагиваемые спорные вопросы.................................... =^

4. Определялись ценности, которые исповедует автор..... I—I

5. Ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта.............................................

П

Р. КОГДА Я ЧИТАЮ КНИГУ, ВЫХОДЯЩУЮ ЗА РАМКИ МОЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Я ДЕЛАЮ ЭТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВСЛЕДСТВИЕ:

1. Заинтересованности в совершенствовании своих —

профессиональных знаний.............................................. I—I

2. Указания со стороны уважаемого мной человека

на возможную ее полезность........................................... Ш

3. Желания расширить свою общую эрудицию.................. I—I

4. Желания выйти за пределы собственной

деятельности для разнообразия............. .......................... □

5. Стремления узнать больше об определенном

предмете.......................... ...................:....................................□

С. КОГДА Я ВПЕРВЫЕ ПОДХОЖУ К КАКОЙ-ТО ТЕХНИ-ЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ, Я СКОРЕЕ ВСЕГО БУДУ:

1. Пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией.......................................................................

2. Искать пути и способы решить эту проблему................

3. Обдумывать альтернативные способы ее решения........

4. Искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему....................................................... I—I

5. Пытаться найти самую лучшую процедуру для .—. ее решения......................................................................... I—I

Т. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я БОЛЕЕ ВСЕГО СКЛОНЕН К ТО-МУ, ЧТОБЫ.

1. Находить существующие методы, которые

работают, и использовать, их как можно лучше........... 1—1

2. Ломать голову над тем, как разнородные методы

могли бы работать вместе................................................ =і

3. Открывать новые и более совершенные методы........... I—I

4. Находить способы заставить существующие

методы работать лучше и по-новому.............................. I—I

5. Разбираться в том, как и почему существующие

методы должны работать................................................. I—I

Благодарим Вас за искренние ответы. А теперь, пожалуйста, сложите проставленные вами номера как баллы ответов по сле-дующим формулам:

С" = 1(А + Ж + Н) + 2(Б + 3 + О) + 5(В + И + П) + 4(Г + К + Р) +

+ 3(Д + Л + С) + 2(Е + М + Т) Й" = 2(А + Ж + Н) + 1(Б + 3 + О) + 4(В + И + П) + 3(Г + К + Р) +

+ 1(Д + Л + С) + 3(Е + М + Т) ІІ' = 3(А + Ж + Н) + 4(Б + 3 + О) + 1(В + И + П) + 5(Г + К + Р) +

+ 2(Д + Л + С) + 4(Е + М + Т) А" = 4(А + Ж + Н) + 3(Б + 3 + О) + 3(В + И + П) + 1(Г + К + Р) +

+ 5(Д + Л + С) + 5(Е + М + Т) Р" = 5(А + Ж + Н) + 5(Б + 3 + О) + 2(В + И + П) + 2(Г + К + Р) +

+ 4(Д + Л + С) + 1(Е + М + Т)

где С", Й\ Л", А" и/- основные мыслительные стратегии, соответственно, синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, ре-алист. Выражение 1(А + Ж + Н) означает, что необходимо сло-жить баллы по первым окончаниям в пунктах А, Ж и Н опросни-ка, 4(Г + К + Р) — складываются баллы по четвертым окончани-ям в пунктах Г, К и Р.

ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

СИНТЕЗАТОР

1. Открытая конфронтация.

2. Ошеломляющие вопросы и ответы.

3. Позиция «стороннего наблюдателя».

4. Инкубация противоречий.

5. Фантазирование в стиле «что если».

6. Негативный анализ.

ИДЕАЛИСТ

1. Интерес к целому.

2. «Дальний прицел».

3. Определение целей и критериев.

4. Рецептивное слушание.

5. Поиск средств для достижения согласия.

6. Апология гуманности.

ПРАГМАТИК

1. Инкрементализм (кусочечный подход).

2. Экспериментирование и инновации.

3. Поиск быстрой отдачи.

4. Тактическое мышление.

5. Маркетинговый подход.

6. Планирование возможностей.

АНАЛИТИК

1. Систематический анализ вариантов.

2. Запрос дополнительных данных.

3. Консервативное фокусирование.

4. Картирование ситуации.

5. Конструктивное внимание к деталям.

6. Анализ через синтез.

РЕАЛИСТ

1. «Что? Где? Когда и Как? Зачем и Почему?»

2. Инвентаризация ресурсов.

3. Стремление к практическим результатам.

4. Упрощение.

5. Опора на мнение специалистов.

6. Острая коррекция.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ

СИНТЕЗАТОР

Характерные особенности:

1. Интегративный подход.

2. Ищет сходство во внешне несходных, несовместимых вещах.

3. Стремится к конфликту и синтезу.

4. Питает интерес к изменениям.

5. Теоретизирующий.

6. Безразличен к данным без интерпретации.

Достоинства:

1. Во всяком деле сконцентрирован на основополагающих принципиальных допущениях и положениях.

2. Обращает внимание других на концептуальные, теоретиче-ские аспекты дела.

3. Искусен в предотвращении соглашательской политики, не-обоснованных уступок.

4. Лучше других действует в ситуациях напряженной дискус-сии, спора.

5. Обеспечивает в группе дискуссию и творчество.

Недостатки: Может:

1. Проявлять безразличие к достижению согласия.

2. Грешить излишним стремлением к столкновениям и конф-ликту.

3. Излишне настойчиво добиваться изменений и новизны («пе-ремен ради перемен»).

4. Чрезмерно увлекаться теоретизированием.

5. Казаться другим необязательным, безответственным.

ИДЕАЛИСТ

Характерные особенности:

1. Ассимилятивный или холистский подход.

2. Приветствует широкий диапазон мнений.

3. Стремится к идеальным решениям.

4. Питает интерес к человеческим ценностям.

5. Рецептивный.

6. Одинаково ценит данные и теорию.

Достоинства:

1. Сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях.

2. Обращает внимание других на человеческие ценности, мо-тивы и стремления.

3. Искусен в четком формулировании целей.

4. Лучше других — в неконструктурированных, неподдающихся рациональному прогнозу ситуациях, затрагивающих жизненные ценности и чувства.

5. Обеспечивает широкий спектр взглядов, цели и нормы.

Недостатки: Может:

1. Проигнорировать или забраковать «тяжелые», неприятные данные.

2. Затягивать решение при достаточно большом выборе вари-антов.

3. Проявлять излишнюю настойчивость в стремлении к «со-вершеннным, безупречным» решениям.

4. Просмотреть важные детали.

5. Казаться излишне сентиментальным.

ПРАГМАТИК

Характерные особенности:

1. Эклектический подход.

2. «Годится все, что работает». «Что-нибудь да сработает».

3. Ищет кратчайший путь к получению отдачи, прибыли.

4. Питает интерес к инновациям.

5. Адаптивный.

6. Ценит любые данные или теорию, если они позволяют бы-стрее достичь цели.

Достоинства:

1. Сконцентрирован на отдаче, прибыли от вложений.

2. Обращает внимание других на вопросы тактики и стратегии.

3. Искусен в отыскании путей и способов влияния, воздействия.

4. Лучше других — в сложных, развивающихся под влиянием обстоятельств и случая ситуациях.

5. Обеспечивает эксперимент и инновации.

Недостатки: Может:

1. Проявлять безразличие к долгосрочным аспектам дела.

2. Излишне поспешно добиваться отдачи от вложений.

3. Переусердствовать в погоне за выгодой.

4. Излишне полагаться на то, что «продается» (имеет спрос).

5. Казаться другим слишком легко идущим на компромисс.

АНАЛИТИК

Характерные особенности:

1. Формально-логический, дедуктивный подход.

2. Ищет «самый лучший способ».

3. Стремится к моделям и формулам.

4. Питает интерес к «научным» решениям.

5. Прескриптивный.

6. Отдает предпочтение теории и методу перед данными.

Достоинства:

1. Сконцентрирован на плане и методе.

2. Обращает внимание других на данные и конкретные детали.

3. Искусен в планировании и построении моделей.

4. Лучше других — в структурированных, поддающихся про-считыванию ситуациях.

5. Обеспечивает стабильность и структуру.

Недостатки: Может:

1. Проявлять безразличие к человеческим ценностям и внут-реннему миру личности.

2. Грешить излишне подробным планированием и анализом.

3. Слишком упорно добиваться предсказуемости.

4. Проявлять негибкость, сверхосторожность.

5. Казаться склонным к поляризованному, «черно-белому» мышлению.

РЕАЛИСТ

Характерные особенности:

1. Эмпирический, индуктивный подход.

2. Полагается на факты и мнения экспертов.

3. Стремится к решениям, которые удовлетворяют текущие, неотложные потребности.

4. Интересуется исключительно конкретными результатами.

5. Корректизирующий.

6. Отдает предпочтение фактам перед теорией.

Достоинства:

1. Сконцентрирован на фактах и результатах.

2. Обращает внимание других на реальное положение дел и ресурсов.

3. Искусен в упрощении ситуаций, урезывании средств и «от-шивании» просителей.

4. Лучше других действует в хорошо определенных ситуациях с ясной целью.

5. Обеспечивает побуждение, порыв и энергетический заряд, импульс.

Недостатки: Может:

1. Проигнорировать расхождения во мнениях.

2. Грешить стремлением к излишне упрощенным решениям.

3. Проявлять излишнее давление для достижения согласия и немедленного ответа.

4. Переоценить полученные «факты» и оказаться у них в плену.

5. Казаться другим ориентированным только на результат.

СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ПРИЗНАКИ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ)

СИНТЕЗАТОР

Внешне выглядит вызывающим, скептичным, забавляющим-ся; или может казаться невнимательным (что-то обдумывающим), но настораживается, когда с кем-то или с чем-то не согласен.

Склонен говорить: «А что если?..», «С другой стороны...», «Вов-се необязательно должно быть так».

Склонен использовать вводные предложения, определитель-ные прилагательные и конструкции.

Тон: сардонический; зондирующий; скептичный; могут зву-чать ноты несогласия, спора и вызова.

Склонен выражать и предлагать другим альтернативные, оп-позиционные мнения, концепции, теории; приглашает к размьші-лению, замечает и указывает на противоречия, нелепости.

Получает удовольствие от теоретических, философских, ин-теллектуальных дискуссий.

Не любит разговоры, которые кажутся упрощенческими, по-верхностно-вежливыми, фактоцентричными, нудными, призем-ленными, «светскими».

В напряженном состоянии отпускает шуточки.

Социальные стереотипы: «Возмутитель спокойствия», «Смуть-ян», «Завзятый спорщик».

ИДЕАЛИСТ

Внешне выглядит внимательным, восприимчивым; ободряю-щая, поддерживающая улыбка, частые кивки головой в знак со-гласия; хорошая вербальная обратная связь с партнером.

Склонен говорить: «Как Вам кажется?..», «Мне кажется, что...», «Не думаете ли Вы, что?..»

Склонен использовать непрямые вопросы, вспомогательные средства для достижения согласия.

Тон: расспрашивающий; обнадеживающий; располагающий к беседе; может казаться неуверенным или звучать разочарованно и обиженно, возмущенно.

Склонен выражать и предлагать другим чувства, заботы о бла-ге людей, соображения по поводу человеческих ценностей, це-лей и задач деятельности.

Получает удовольствие от обсуждения людей и их проблем на уровне эмоций.

Не любит разговоры, которые кажутся слишком фактоцент-ричными, ограниченными рамками наличных данных, «дегума-низированными»; открытые конфликты, если только они не ка-саются вопросов нравственности или заботы о людях.

В напряженном состоянии выглядит обиженным.

Социальные стереотипы: «Воспитанный», «Милый человек», «Сердобольный».

ПРАГМАТИК

Внешне выглядит открытым, общительным; часто много шу-тит, легко устанавливает контакт с другими; быстро соглашается.

Склонен говорить: «Мне это подходит», «Я покупаю это» (аме-риканский вариант), «Сейчас мы сделаем это так, а там по-смотрим...»

Склонен использовать примеры прецендентов, иллюстрации, стереотипные фразы, выражающие общественное мнение.

Тон: восторженный, увлеченный; соглашающийся; может ка-заться неискренним, лицемерным.

Склонен выражать и предлагать другим несложные идеи; крат-кие личные примеры для пояснения идей.

Получает удовольствие от оживленного обмена мнениями, «мозговой атаки» по поводу тактических вопросов.

Не любит разговоры, которые кажутся сухими, скучными, из-лишне серьезными, лишенными юмора, или теоретическими, фи-лософскими, аналитическими, «увязшими в излишних подроб-ностях».

В напряженном состоянии выглядит скучающим, человеком, которому все надоело.

Социальные стереотипы: «Политик», «Политикан», «Шустрый».

АНАЛИТИК

Внешне выглядит холодным, замкнутым, часто трудным для установления контакта и «прочтения», из-за недостатка обрат-ной связи с партнером может производить впечатление не слу-шающего Вас.

Склонен говорить: «Существует положение (закон), согласно которому...», «Если посмотреть на это с точки зрения логики...», «Если подойти к этому научно...»

Склонен использовать длинные, дискурсивные, правильно по-строенные предложения.

Тон: сухой, дисциплинированный; может казаться твердым, упрямым, придерживающимся заранее заготовленных или ого-воренных позиций.

Склонен выражать и предлагать другим общие правила; кон-кретные, подтверждающие данные; подробное, полное описа-ние дел и событий.

Получает удовольствие от спланированного, рационального анализа и изучения существенных вопросов.

Не любит разговоры, которые кажутся иррациональными, ли-шенными логики, бесцельными, или слишком умозрительными, «нетрадиционными», свободными от условностей; «неуместные» шутки и юмор. В напряженном состоянии уходит в себя, избега-ет людей.

Социальные стереотипы: «Истукан», «Робот», «Зануда», «При-дира».

РЕАЛИСТ

Внешне выглядит прямым, правдивым, убедительным; часто согласие или несогласие быстро выражает невербальными сред-ствами (мимикой, взглядом, жестом, позой).

Склонен говорить: «Для меня очевидно...», «Всем известно, что...», «Давайте придерживаться фактов».

Склонен использовать ясные, сжатые, дескриптивные фор-мулировки.

Тон: прямой, откровенный; уверенный; позитивный; может казаться догматическим и высокомерным, властным, не допу-скающим возражений.

Склонен выражать и предлагать другим мнения, фактологи-ческие характеристики, по обстоятельствам, краткие язвитель-ные анекдоты, колкости.

Получает удовольствие от краткого, прямого и откровенного, фактологического обсуждения текущих неотложных дел.

Не любит разговоры, которые кажутся слишком теоретиче-скими, сентиментальнми, субъективными, бесполезными, «мно-горечивыми».

В напряженном состоянии возбуждается.

Социальные стереотипы: «Твердолобый», «Хват», «Лидер».

Наши рекомендации