Конспект индивидуального логопедического занятия
Для Гоши 6лет
Тема: постановка [С’].
Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука C’; тренировать подвижность артикуляционного аппарата; развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять умение самомассажа; развивать нижнее диафрагмальное дыхание; развивать фонематический слух; обогащать словарь ребёнка; воспитывать правильную, чёткую дикцию.
Задачи:
- Блок образовательных задач
· Развивать кинестетическую организацию ( ручную моторику)
· Совершенствовать артикуляционный уклад
· Формировать практических умений пользования правильной речью
· - формирование кинестетического образа звука С’ (ощущения положения органов артикуляции);
· - упражнение в правильности произнесения звука C'
· Развивать мышечного тонуса речевого аппарата
- Блок коррекционных задач
· Развитие артикуляционного аппарата
· Развитие фонематического слуха
- Блок развивающих задач
· Развитие внимательности
· Развитие координации
- Блок воспитательных задач
· Воспитание самоконтроля
· Воспитание самостоятельности
· Воспитание смелости в выполнении заданий
Дидактический материал: спички, карандаш, зеркало, карточка с артикуляционным укладом [С’], мыльные пузыри.
ХОД РАБОТЫ:
№ | Название этапа занятия: | Деятельность педагога | Деятельность группы |
1. | Организационный момент. (2 мин.) | Здравствуй! Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [С’]. Хорошо? | Здравствуйте! Да |
Кинестетическая организация | Смотри, у меня есть спички, давай из них построим букву С, а теперь звук С’ Отлично! А теперь давай сделаем упражнение “Колечки”, хорошо, теперь другой рукой, а теперь давая одновременно двумя. Есть только одно условие- не смотреть на ручки! (2-3 раза на каждую руку и вместе) А сейчас давай сделаем упражнение “Вертолетик”. Аккуратно между пальчиками вращай карандашик, как будто это лопасти вертолёта. Хорошо, а теперь другой рукой. Отлично! ( 5-6 вращений каждой рукой) | Давай!( выполняет задание) (Выполняет не торопясь задание) | |
3. | Артикуляционная гимнастика.(5 мин.) | 1. Ты любишь улыбаться? Тогда покажи мне пожалуйста как ты улыбаешься (упражнение «Улыбочка») 2. А теперь будем гладить язычком верхнюю губку, давай вместе погладим ее. А теперь задержи язычок на губе. 3. А теперь давай сделаем блинчик, положи язычок на нижнюю губку, расслабь его и не шевели. Главное, чтобы он был широким! (упражнение «Блинчик») 4. Наш язычок сегодня какой-то не послушный, давай язычок положим на нижнюю губку, а верхней его пошлёпаем и скажем пя-пя-пя (упражнение «Непослушный язычок») 5. А теперь давай покусаем язычок, ням-ням-ням, какой вкусный язычок!!! (упражнение «Покусывание кончика языка») 6. А сейчас упражнение “Заборчик” 7. А теперь покажи пожалуйста, как ты надуваешь щечки, а теперь как ты их втягиваешь?(Толстячок-худышка) Молодец! | Ребенок перед зеркалом выполняет упражнения. |
4. | Артикуляционный уклад | При произнесении мягкого звука Сьгубы растягиваются в улыбку сильнее, чем при С, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твёрдому нёбу и несколько перемещается вперёд, кончик язычка около бугорков( в направлении альвеол.) | Смотрит в зеркало |
5. | Развитие фонематического слуха, закрепление образа буквы [С’]. (3 мин.) | Ты любишь играть? Тогда давай поиграем в «Мыльные пузыри» как только услышишь звук [С’], лопай пузыри : с-с-си, ил, цу,с-с-сю, алк, с-с-сё, лы, шу, с-с-ся, ги, му, хо. | Да Лопает пузыри |
6. | Итог занятия.(4 мин.) | Какой звук мы учились сегодня говорить? Какие задания вам понравилось выполнять? А у тебя всё получилось? Давайте повторим наше правило красивой речи! Сейчас я дам тебе домашнее задание, а на следующем занятии проверю! Узнай и запомни, как зовут детенышей у кошки, собаки, овцы, лошади, коровы, верблюда. А так же повторяй упражнения, артикуляционные. До свидания! | Звук [С’]. (саморефлексия) Говорим всегда красиво, четко и неторопливо! До свидания! |