Перемена отношения к партнеру
До сих пор в упражнениях и этюдах принимал участие только один исполнитель. Перемена отношения к партнеру — первое упражнение, в котором участвуют двое и более исполнителей.
Этот раздел упражнений воспитывает у студентов умение со всей серьезностью относиться к своему товарищу по курсу как к незнакомцу, брату, сестре, невесте, врагу и т. д., в зависимости от заданного отношения в этюде или роли. В жизни отношение к человеку возникает само собой, а на сцене его надо создать своим воображением. Снова студенту надо ответить на вопрос: что бы я делал и как себя вел, если бы со своим товарищем по курсу был незнаком, в ссоре и т. д. Как и в предыдущих упражнениях, мы предупреждаем, что видеть и воспринимать нужно именно своих товарищей, а не воображаемых людей, но отношение к ним искать такое, какое задано в этюде.
Перед началом упражнения надо оправдать, почему я здесь нахожусь, чем занят, какие у меня взаимоотношения с человеком, если я с ним знаком, и т. п. В этих коротких начальных упражнениях событие одно, и мы не вводим никаких новых обстоятельств, которые изменили бы течение сценической жизни. Кроме того, в условиях урока трудно создать отношения, которые рождаются в процессе труда, поэтому мы ограничиваемся личными отношениями.
Вот пример упражнения. Летний день. На скамейке в парке сидят он и она: а) незнакомы, но интересуются друг другом; б) брат и сестра поссорились; в) муж и жена.
Упражнения идут без слов. Отсутствие слов должно быть оправдано обстоятельствами этюда (например: незнакомы, в ссоре). Но не надо молчать во что бы то ни стало и превращать молчание в неправду. Если захочется говорить — говорите! В упражнении «Незнакомы» надо иметь в виду, что в жизни, когда вас кто-нибудь интересует, мы редко разглядываем его впрямую, а стараемся наблюдать за ним так, чтобы он этого не заметил.
Когда нам ясно, что отношения найдены верно, мы прерываем этюд и предлагаем этой же паре второе, а иногда и третье отношение. Если упражнение не получилось, проверяем, думали ли они на сцене по существу происходящего. Например, в упражнении «Незнакомы, но интересуются друг другом» возникли ли у него догадки по поводу нее, а также что думала она о нем. Затем повторяем этюд, предложив думать по существу происходящего.
Вот еще пример этюда. Скамейка в сквере. На ней сидит девушка. У нее в сумочке сто рублей, скопленных на покупку пальто. Девушка ждет подругу, которая обещала помочь ей выбрать пальто. На скамейку садится молодой человек. Лицо девушки кажется ему знакомым, и он начинает вспоминать, где он ее видел. Его пристальные взгляды возбуждают в ней беспокойство. Она начинает бояться, как бы он не вырвал сумочку, и уходит.
Этюд не получился, потому что исполнительница сразу начала наигрывать заданное отношение. Не успел ее партнер подать ей повод для беспокойства, как она стала его бояться. Ее ошибка в том, что у нее было заранее придумано отношение к партнеру, в то время как отношение должно было родиться здесь, на сцене, в зависимости от его поведения. Если бы в его поведении не было ничего подозрительного, отношение ее стало бы другим, но правдивым, естественным и возникло бы здесь, на сцене.
В других упражнениях отношения между партнерами могут быть заранее известными, так как люди знакомы. Например, два студента, проходя, здороваются так, как если бы: а) они были близкие товарищи; б) педагог и ученик; в) один был другому должен и не мог отдать долг; г) не помнили точно, знакомы ли, здоровались на всякий случай.
Или юноша и девушка здороваются так, как если бы она: а) была еще школьница, девочка; б) выросла и стала красивой девушкой.
Другая пара здоровается так: а) как если бы он предлагал пожениться, она ему отказала; б) как он поздоровался бы с врачом, который его вылечил; в) как он поздоровался бы с девушкой, которая из брюнетки превратилась в блондинку.
Еще этюды. Пошивочная мастерская: а), три швеи, соревнуясь, пришивают пуговицы к рубашкам (или метают петли) и следят за тем, кто кого обгонит; б) две швеи следят за тем, как работает третья, новенькая.
Слушают концерт пианиста он и она: а) влюбленные; б) ученики музыкального училища.
В приемной, в кабинете начальника две девушки; а) незнакомы, хотят поступить на одно и то же место; б) вызваны к начальнику для разбора дела об оскорблении, которое одна нанесла другой.
Девушка тренируется по художественной гимнастике в спортзале, за ней наблюдает: а) конкурентка; б) подруга.
Приемная поликлиники. Две девушки (текст по мере необходимости): а) первая ждет приема; входит вторая; у нее очень болит зуб; первая сочувственно следит за ней и уступает свою очередь; б) первая ждет приема; входит вторая; у нее жар, она очень плохо себя чувствует; первая, боясь заразиться, уходит.
Приемная директора. Секретарша просматривает газеты. Входит человек и садится в ожидании приема: а) секретарша, разглядывая в газете портреты героев труда, узнала в сидящем одного из героев; б) по фотографии в газете узнала одного из героев фельетона.
Массовый этюд. Строгий преподаватель, который не позволяет разговаривать во время урока> дал письменную работу (текст по мере надобности) : а) во время урока в класс входит вновь принятая ученица и включается в письменную работу; б) входит ученица, долго болевшая и сегодня приступившая к занятиям.
Эти начальные, короткие упражнения дают возможность понять, что такое перемена отношения к партнеру как к действующему лицу этюда или пьесы. Такой процесс постоянно происходит в этюдах и пьесах, за исключением тех случаев, когда отношения на сцене остаются такими же, как в жизни. Например, в жизни мы друзья, в этюде — тоже. Но как быть, если я не могу преодолеть своего жизненного отношения к товарищу9 Например, он мне должен нравиться по условиям этюда, а я к нему равнодушна. Вопрос о том, как происходит перемена отношения, должен быть решен каждым студентом по-своему. Здесь никаких общих правил быть не может, и в возникновении перемены отношения играют роль индивидуальные особенности творчества каждого актера.
Во всяком случае, внешнее изображение перемены отношений никого удовлетворить не может.
Но ясно одно: если я не могу найти верного, живого отношения к партнеру, значит, мое воображение недостаточно увлечено созданием оправдания этого отношения. Надо расшевелить свое воображение, помочь ему. Например, рассматривая своего партнера, увидеть, что у него, скажем, красивые глаза или волосы, или вспомнить о каком-нибудь его хорошем поступке и, развивая это отношение, прийти к тому, что он мне начнет нравиться.
Есть и другой путь: вспомнить свое отношение к человеку, который нравится, постараться перенести это отношение на своего партнера. А вот как перенести это отношение — студенты должны найти сами. Тут никто помочь не может, но, вероятно, это не так уж сложно, ибо все это находят.
Необходимо отбросить предрассудок, что можно научить «играть» те или иные чувства. Научить играть вообще никого нельзя, говорит К. С. Станиславский, и продолжает: «Каждый человек вскрывает в себе и освобождает для творчества свое зерно, свою любовь совершенно особым и неповторимым образом, составляющим его индивидуальную неповторимость, его тайну. И поэтому тайна творчества одного не годна для другого и не может быть передана как образец для подражания никому».
Формула «Научить играть нельзя — можно только научиться» призывает к огромной самостоятельной работе по изучению, осмысливанию и освоению элементов актерской техники применительно к своей творческой индивидуальности.
Первоначальные упражнения на перемену отношения к партнеру дают возможность установить лишь одно отношение между действующими лицами. В дальнейших этюдах это отношение будет изменяться на протяжении действия. В самом деле, в жизни бывает так, что друзья ссорятся, а враги мирятся, влюбленные расходятся или навек соединяются, дети причиняют огорчения родителям или, наоборот, родители понимают, что дети выросли и надо относиться к ним как к взрослым людям, и т. д.;]Так же, как и в жизни, на сцене г. столкновении интересов меняются отношения между людьми, и это изменение — одна из основ сценического действия.