Пространства инициативы для родителей
Родители вальдорфских школьников помимо подобного обсуждения ребенка имеют множество возможностей участия как в педагогической работе, так и в вопросах, касающихся организации, управления и ответственности. Помощь родителей в организации больших мероприятий неоценима. Что делал бы классный учитель во время эпохи труда и строительства дома в 3 классе без помощи вдохновленных и активных родителей? Что делал бы учитель эвритмии, если бы перед праздником родители не шили и не гладили бы? Что делал бы учитель во время экскурсий с 35 подвижными четвероклассниками без поддержки и помощи со стороны родителей? Эта помощь дает родителям возможность привнести в класс свои умения и навыки, а так же многочисленные наблюдения: Какова атмосфера в классе? Какие задачи ставит этот класс перед учителем? Как я или другие родители могут поддержать учителя в будущем? Участие в работе часто способствует возникновению чувства ответственности. Родители, которые реально потрудились и пережили динамику класса, чаще всего будут более осторожными в своих суждениях. Им будет легче стремиться к тому, чтобы несмотря на все сложности достигалось необходимое, и они будут помогать там, где возникают проблемы. Не в последнюю очередь подобное сотрудничество помогает действенному росту сообщества родителей, сообществу, в котором у каждого развивается готовность к тому, чтобы внести свой вклад там, где он может, в то, чтобы помочь общему развитию.
Возможность этого не в последнюю очередь зависит от классного учителя и от учительской коллегии. Учитель, который все хочет делать сам, не должен удивляться, если родители с течением времени станут пассивными и исключительно критичными. Подобным же образом коллега, который слишком охотно принуждает родителей к сотрудничеству, с течением времени вызовет у них апатию и дух противоречия. Нужно заботиться об инициативе самих родителей, потому что именно она идет от чистого сердца. Есть ли у родителей достаточно пространства для того, чтобы вносить свои инициативы (и знают ли они вообще о такой возможности?), причем не только в качестве исполнительных органов, но и в качестве творцов? Признается ли работа родителей, воспринимается ли, получает ли достойное одобрение (не только молчаливое)? Не нагружают ли родителей чрезмерно, как это иногда происходит с родителями нескольких детей в разных классах? Многие родители школьников радуются возможности активно участвовать в формировании педагогики в школе в отношении их детей. Для того, чтобы это не становилось принудительной обязанностью, коллегия должна четко объяснять новым родителям, что их помощь ожидается и приветствуется (например, регулярное посещение родительских собраний), и какие существуют возможности в отношении совместной работы и сотрудничества. В каждой вальдорфской школе рано или поздно образуются рабочие кружки, обладающие функцией совета или органом принятия решения, которые посвящают себя самым разным сферам работы и ответственности. Так, например, есть кружок строительства, который занимается новыми постройками и ремонтом школьного знания, кружок базаров, который отвечает за организацию и проведение ежегодного базара, родительско–учительский круг, в котором представители учительской коллегии и родители обсуждают темы, выходящие за рамки класса, например, организацию группы продленного дня или школьной кухни. Если существует совет владельцев учебного заведения, тогда работа правления школы является важной, часто ведущей общественной работой представителей учителей и родителей. Желание этого совета поставить себя на службу образовательных импульсов родителей, учителей и учеников, таких как, например, забота о здоровой экономической основе школы, требует компетентности, социальной чувствительности и отсутствия жажды власти для того чтобы действовать на основе восприятия того, что является необходимым. В вышеназванных органах родители объединяются со школой таким образом, что личные стремления, касающиеся становления собственного ребенка, превращаются в стремления, связанные со всей школой и даже выходящие за ее пределы. И это начинается с малого, когда, например, в частной беседе с человеком, не связанным с вальдорфской школой, родитель вдруг превращается в представителя собственной школы или даже всего движения: А почему ты отправил своего ребенка в вальдорфскую школу?
Решение конфликтов
Конечно же, было бы полной иллюзией считать, что подобное сотрудничество учителей и родителей будет протекать безо всяких конфликтов. И сколько бы человек не говорил себе, что конфликты – де существуют для того, чтобы развиваться с их помощью, в реальной жизни эмоция, личная обида и личный эгоизм часто бывают сильнее, чем любые идеи. Конфликты между родителями и учителями часто основаны на разном отношении к воспитанию (свобода – жесткие рамки), на разных ожиданиях того, что необходимо сделать ученикам (оставить в покое – требовать) или же на проблеме с коммуникацией. При этом напряжение, с которым не удалось справиться, часто переходит на уровень: Не справились взрослые – переносится на ребенка[149]. Ему приходится выносить напряжение между родителями и любимым учителем, и вследствие этого он может заболеть. Подобно тому, как положительное одобряющее отношение между родителями и школой укрепляет здоровье ребенка, так напряженные отношения вызывают телесные проблемы: головную боль, боль в животе, слабость и многое другое. И как многого можно достичь с педагогической точки зрения, если различия, межличностные трения разрешаются благодаря помощи опытных коллег и родителей, и возникают новые импульсы развития участвовавших в конфликте взрослых! Ребенок или подросток при этом непосредственно переживает, что взрослые, столкнувшись с проблемой, не впадают в отчаяние, а прилагают усилия для того, чтобы с ними справиться и разрешить их. Ребенок видит это и приобретает уверенность в том, что он также сможет справиться с трудностями.
При этом большую помощь оказывает открытая или же внутренняя конструктивная работа с конфликтами, поиск учителей и родителей, которые в рамках совета по конфликтам являются советчиками и посредниками. Здесь также желательна основанная на доверии совместная работа представителей учителей и родителей (в идеале с каждой стороны по мужскому и женскому представителю) для того, чтобы обе конфликтующие стороны могли почувствовать себя воспринятыми. Опыт показывает, что некоторым родителям всегда оказывается тяжело свободно высказываться перед советом по конфликтам, который состоит только из учителей. Человек, который пережил, насколько ужасно бывает, когда невозможно найти человека, с которым можно обсудить возникшие проблемы, поскольку отношения с классным учителем являются напряженными, а больше никто за это не отвечает, такой человек с величайшим облегчением прибегнет к помощи подобного конфликтного совета. В отношении других советов важно четко определить функциональную область и сферу ответственности, а также методы их работы. В противном случае у нас может оказаться ответственный за что-то человек, желающий помочь и обладающий для этого достаточной компетенцией, но в итоге процесс работы где-то «зависает», поскольку не четко определен круг полномочий и право принимать решение. И это в свою очередь вызывает новую обиду и агрессию у участников конфликта.